В воскресенье, 19 декабря, православный мир отметит великий двунадесятый праздник - Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Еще одно название этого праздника – Богоявление.
А накануне, 18 декабря, Крещенский сочельник - по православному канону день строгого поста. Сочельником (или сочевником) он именуется от слова «сочиво» - названия блюда из зерен вареной пшеницы (или риса), употребляемого в канун Рождества Христова и Крещения Господня постящимися.
КРЕЩЕНИЕ НА РЕКЕ ИОРДАН
Праздник Богоявления установлен в первые века христианства в память крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан. Об этом поистине поворотном событии в жизни Спасителя повествуют все четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука, Иоанн).
А где же жил до встречи с Иоанном Крестителем Христос? В галилейском городе Назарете, вместе с Пресвятой Богородицей и с Иосифом Обручником, которому усердно помогал в плотницких работах, при этом «возрастая и укрепляясь духом, исполняясь премудрости». А незадолго до своего 30-летия Иисус отправился туда, где на берегах Иордана звучал громовой голос Иоанна Крестителя.
Всего на полгода старше Христа был Иоанн, сын священника Захарии и праведной Елизаветы, родственницы Пресвятой Девы Марии. Повинуясь повелению Божьему, Иоанн Предтеча стал возвещать народу о скором пришествии Спасителя мира и проповедовать крещение покаяния для получения от Бога прощения грехов.
В пришедшем к нему Иисусе из Назарета Иоанн Креститель сразу познал обещанного Богом Мессию, Спасителя мира, а потому не решался крестить Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус ответил ему, что надобно исполнить указание Божье. И был Иоанн первым, кто открыто засвидетельствовал, что Христос – «есть Сын Божий», Спаситель мира.
И крестился Иисус от Иоанна в Иордане. А по совершении крещения, когда Христос выходил из воды, вдруг разверзлись над Ним небеса и увидел Иоанн Духа Божия, который в виде голубя опускался на Иисуса. И был глас с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
От этого события - особого явления в тот день всех трех Лиц Божества, и идет название праздника –Богоявление. Во время крещения Иисуса Бог явил людям, что Он есть Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с небес, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой сошел в виде голубя.
ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ В МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ
Торжественные богослужения в честь праздника начнутся уже 18 января: во всех православных храмах будут совершаться Царские часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием. Особенность этого праздника составляют два великих водоосвящения. Освященная крещенская вода по-гречески величается «агиасма», что в переводе означает «великая святыня».
Особенно многолюдно будет в 22 действующих храмах Московской епархии, где этот праздник престольный. Немало паломников прибудет по традиции в Богоявленский Старо-Голутвин монастырь в Коломне, основанный еще в XIV веке – во времена великого благоверного князя Димитрия Донского, получившего Коломну по наследству в свой удел.
Престольные праздники отметят, в том числе, и в Богоявленском соборе XVII века в г. Ногинске, в Богоявленских церквях XVIII века в Серпухове и в селе Богоявление Подольского благочиния. В Богородском благочинии на Крещение Господне будет отмечаться также 200-летие Богоявленской церкви в селе Бисерово.
МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ, ЗВОН КОЛОКОЛОВ
Среди монастырей первопрестольной столицы особенно почитался в былые времена древний Богоявленский, что неподалеку от Красной площади. Основан он был в 1296 году московским князем – преподобным Даниилом, сыном благоверного князя Александра Невского. Одним из первых игуменов монастыря стал впоследствии Стефан - брат преподобного Сергия Радонежского.
До наших дней сохранился каменный храм этого монастыря, построенный во времена Петра I в стиле «нарышкинское барокко», сильно пострадавший в «безбожные» десятилетия XX века. После возвращения верующим и больших восстановительных работ он был заново освящен в 1998 году.
Множество паломников посетит в престольный праздник и Богоявленский кафедральный собор, народное название которого – Елоховская церковь. Первый деревянный храм был построен здесь в селе Елох еще в XIV веке. В 1799 году, уже в каменной Богоявленской церкви, крестили новорожденного Александра Сергеевича Пушкина.
Нынешний пятикупольный храм был построен в первой половине XVIII века по проекту архитектора Е. Тюрина. Храм этот никогда не закрывался. В середине 1930-х годов, после разрушении Богоявленского храма в столичном Дорогомилове, служившего Патриаршим собором, в Елоховскую церковь была перенесена кафедра Патриаршего местоблюстителя, митрополита Сергия. И ныне бережно охраняются главные святыни Богоявленского собора – чудотворная Казанская икона Божией Матери, а также мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Именно он стал духовным наставником Дмитрия Донского с детских лет и в годы юности князя, рано оставшегося сиротой.
Ведущая рубрики – Татьяна САВИНА