Что на «Звезде» родилось, то в небе пригодилось


Меньше чем через две недели, 9 марта, весь мир будет праздновать 80-летие Юрия Алексеевича Гагарина, совершившего 12 апреля 1961 года первый в мире пилотируемый полёт в космос.

Основанное в 1952 году в подмосковном посёлке Томилино "Научно-производственное предприятие "Звезда" имени академика Г.И. Северина" на протяжении многих лет является ведущим предприятием нашей страны в области создания и производства индивидуальных систем жизнеобеспечения лётчиков и космонавтов, средств спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов и систем дозаправки самолётов топливом в полёте.


С 1960-х годов завод начал разрабатывать скафандры, включая самый первый, в котором отправился в своё 108-минутное космическое путешествие Юрий Гагарин. Созданный конструкторами завода "Звезда" скафандр "Орлан-МК" используется на Международной космической станции.


Разработанные "Звездой" системы успешно эксплуатируются на тысячах военных и гражданских самолётах и вертолётах в России и за рубежом, на всех российских пилотируемых космических кораблях и орбитальных станциях.


Подлинные скафандры Гагарина, Терешковой, Леонова, Савицкой и многие другие скафандры и сегодня находятся в демонстрационном зале этого оборонного предприятия.


Наш корреспондент на днях побывал на НПП "Звезда" имени Г.И. Северина и пообщался с генеральным директором - главным конструктором предприятия Сергеем Поздняковым.

 

- Сергей Сергеевич, летом 2011 года в Лондон спецгрузом была доставлена точная копия памятника Юрию Гагарину, установленного в 1984 году около училища на Октябрьском проспекте в Люберцах, в стенах которого с 1949 по 1951 годы будущий первопроходец космоса обучался по специальности формовщика-литейщика. Отправился бронзовый памятник в туманный Альбион неслучайно – в июне 2011 года исполнилось 50 лет, как Юрий Гагарин посетил Англию. На ряду с этим знаковым событием, в Лондоне проходила тематическая выставка, посвящённая жизни космонавта № 1. На ней были представлены и катапультное кресло Гагарина, и космический скафандр "СК-1".


- Да, эти экспонаты представила "Звезда". А сейчас мы стали первой российской компанией, которая дала своё согласие на участие в выставке, посвящённой российскому космосу. Она откроется в Лондоне в конце 2014 года в музее науки. В экспозиции будут представлены исторические экспонаты и наши последние разработки, это кресла и другое снаряжение космонавтов. Директор этого музея господин Ян Блэтчфорд и глава Британского совета Пол де Куинси недавно приезжали к нам на предприятие и остались под большим впечатлением от того, что увидели. Поэтому с гордостью могу отметить, что мы поддерживаем не только техническое, но и культурное международное сотрудничество.


- Обратил внимание, что на "Звезде" работает много молодёжи. Хотя вы являетесь серьёзным предприятием оборонного значения...


- То есть по вашему мнению, если молодёжь – значит несерьёзно? Это не так. Практически каждое новое направление работ ведут молодые специалисты. Самостоятельно решая стоящие перед ними задачи, они быстрее приобретают необходимый опыт.


Например, скафандр для новых космических кораблей делают девушки, которым чуть больше 20 лет. А начальнику конструкторского бюро космической техники ещё нет и 30-ти. Сегодня мало кто "идёт в технику" – все двинулись в политики, юристы, экономисты, дизайнеры... Зато та молодёжь, которая остаётся у нас естественным отбором – она очень головастая. И отрадно, что некоторые наши молодые специалисты готовы своими руками делать то, что сами сконструировали. Для нас это очень ценно.


В конце прошлого года на предприятии прошёл конкурс молодых специалистов. Ребята представляли свои работы, над которыми трудились в течение года. Участвовало порядка 30 человек, и без призов никто не остался. Предусмотрена своя система премирования. За 1-е место, например, 16 тыс. рублей. По результатам конкурса перспективные молодые сотрудники повышаются в должности.


- Какие проекты ребята представляют на конкурс?


- Одна из представленных тем – "Установка для перемещения в открытом космосе" – на сегодняшний день очень актуальна. Двадцать лет назад, в конце 90-х, на предприятии был разработан космический мотоцикл. Выходы в открытый космос тогда осуществлялись ещё с орбитальной космической станции "Мир". Космонавтами А.А. Серебровым и А.С. Викторенко были выполнены два испытательных полёта. К сожалению, один из космонавтов, проводивший это испытание, Александр Серебров, в конце 2013 года скончался.


Лет десять назад, когда МКС начала активно работать, возник вопрос о спасении космонавта, если он вдруг "оторвётся" от станции во время выхода в открытый космос. Совместно с американцами мы начали заниматься этой темой. И систему, которую мы разработали, уже планировалось выводить на шаттле, но в тот период произошла вторая катастрофа американского корабля, и полёты на несколько лет прекратились. Вся разработанная система осталась на земле.


Сейчас уже известно, что Международная космическая станция будет работать до 2024 года, поэтому мы решили эту тему возобновить на новых принципах. И два молодых специалиста-участника конкурса как раз выступали по этому вопросу. Теперь система будет очень компактной и полностью автоматической. Достаточно нажать одну кнопку – и процесс запущен. Всё будет работать по аналогии с нашими катапультными системами: дёргаешь за ручку катапультирования, а дальше всё спасение выполняется автоматически.

 

- Интересно, а с какими вузами вы сотрудничаете?


- На предприятии работают выпускники МГТУ им. Баумана, МАИ, Московского энергетического института. Специальных критериев нет, хотя предпочтение, конечно, отдаём техническим вузам. Но опыт показывает, что какая-то узкая специализация совсем необязательна: была бы голова не плечах. Год-два работы, и если ребята смышлёные, они быстро входят в суть проблем и становятся хорошими специалистами в той сфере, в которой они начинают заниматься. Ведь ни один вуз не даёт то, что ребята получают с приобретённым опытом на предприятии. Тем более у них есть возможность работать рядом с людьми, которые не одно десятилетие трудятся на "Звезде".


Конечно, необходимо, чтобы в вузах была заложена база и ребят обучали владению конструкторскими и технологическими компьютерными программами, важно знать 3Dмоделирование.


Увы, молодёжь не всегда готова остаться работать у нас. Из тех ребят, которые защищали свой диплом на нашем предприятии, тоже не все определились с выбором места работы. Возможно, не устраивает зарплата. Хотя многие говорят, что обстановка и атмосфера у нас располагает к тому, чтобы здесь работать.


- Кстати, прошлым летом у вас работали старшеклассники. Зарплатами ребята были очень довольны.


- Я не знал, что мы так отличились. Действительно наряду с другими предприятиями Люберецкого района, где ребята работали в каникулы, мы выплатили, как оказалось, достаточно высокую зарплату: 15-17 тыс. рублей. Но я хочу отметить, что подавляющее большинство ребят – это дети и внуки наших сотрудников. И в этом есть свои плюсы: во-первых, ребята в летний период были при деле; во-вторых, таким образом мы материально помогали нашим сотрудникам. Школьники занимались озеленением территории предприятия, кто-то трудился в канцелярии, в столярном и транспортном цехах.


- Сергей Сергеевич, на "Звезде "был разработан костюм для космонавтов "Пингвин". Он создаёт нагрузки на опорно-двигательный аппарат и производит нагружение скелетной мускулатуры космонавтов, чем обеспечивает совместно с физическими упражнениями поддержание физической формы, препятствуя развитию дистрофии мышц при длительном пребывании в условиях невесомости. А на почве "Пингвина" уже разработан другой костюм – "Адели", предназначенный для лечения детского церебрального паралича. Костюм этот можно купить даже за границей, но разработчиком, если я не ошибаюсь, являются именно ваши специалисты?


- Да, первые такие костюмы были изготовлены на "Звезде". Но дело не столько в самом костюме, сколько в методике его применения. Как оборонно-промышленное предприятие мы не могли у себя организовать медицинский центр. Поэтому первое время костюмы мы продавали самостоятельно, а потом заключили соглашение с одним из иностранных партнёров, который обещал на территории России и Европы организовать эти медицинские центры и гарантировать закупку костюмов у нас. К сожалению, это соглашение было заключено не совсем корректно, и этот партнёр был в качестве эксклюзивного потребителя (наша продукция согласно соглашению поставлялась только ему). Вскоре он успешно пропал, а через какое-то время мы узнали, что началось параллельное производство идентичных костюмов. Сейчас заказы у нас прекратились. Хотя когда к нам обращаются частные лица и спрашивают о возможности приобретения у нас "Адели" – мы не отказываем.


- Расскажите о новых разработках предприятия, пожалуйста.


- Сейчас мы работаем в основном по такой схеме: за счёт прибыли выполняем начальную стадию работ, потом показываем заказчику свои разработки. А дальше всё развивается так: или заказчик помогает нам с финансированием и после завершения всех работ он уже сам реализует нашу продукцию, или мы самостоятельно доводим свою разработку до промышленного образца и сами выходим с предложением о покупке на рынок.


Недавно по собственной инициативе разработали новые шлемы для вертолётчиков. В этом году будем их активно продвигать для поставок. Но поскольку создание такого шлема не являлось госзаказом, а мы сами выступили с инициативой – продвижением продукции нам придётся заниматься тоже самостоятельно. Наш основной потребитель – Министерство обороны России – нам уже задавало вопрос: "Кто заказчик? Где техническое задание от минобороны? С какой целью это делали?" И мы вынуждены доказывать, что старый шлем тяжёлый, крупногабаритный, неудобный. Новый шлем легче, удобнее, да ещё и защищает от вторичных осколков. Вот и получается, что продукт-то есть, да его непросто продвинуть.


Сейчас активно работаем над системой спасения для лётчиков лёгкомоторной авиации. В прошлом году мы купили двухместный самолёт. На нём мы отработали всю разработанную систему, и уже продемонстрировали свои достижения в Европе, показывались в прошлом году и на МАКСе. Очевидно, есть хорошая перспектива и интерес, правда за рубежом, где парк самолётов лёгкомоторной авиации огромен. Вторая "задача" самолёта – мы хотим организовать свой аэроклуб на предприятии, чтобы наша молодёжь была поближе к небу. Есть у нас и своя группа парашютистов, которая регулярно тренируется и совершает прыжки.


- Вернёмся к разговору о новом шлеме и новых разработках.


- Шлем инновационный, с ним можно выходить на внешний рынок, но товар специфический, он ближе к оборонной отрасли. К тому же, если шлем, например, уже стоит на вооружении российской армии, его покупают активней, а если он ещё не эксплуатируется – на него смотрят с некой опаской.


С несколькими организациями мы продолжаем совместную разработку нашлемных систем целеуказания. Но на "Звезде" изготовляются только шлемы.


Практически завершены работы по линии самолёта пятого поколения: а это и новые катапультные кресла, и снаряжение для лётчиков.


Если говорить о "космических работах" мы продолжаем работать над снаряжением космонавтов нового пилотируемого корабля. Работы ведутся совместно с ракетно-космической корпорацией "Энергия". Для этого корабля мы разрабатываем принципиально новые кресла для космонавтов. Уже сделан полномасштабный макет, РКК "Энергия" его одобрила. Сейчас продолжается компоновка корабля в этом году мы должны сделать уже образцы для испытаний. К этому же кораблю изготовляем новый спасательный скафандр.


Кстати, в скором времени мы должны поставить на МКС новый скафандр для работы в открытом космосе с системой автоматического терморегулирования. Очень важно сделать так, чтобы скафандр не мешал, а способствовал космонавту выполнять работу на внешней поверхности станции.


Необходимо отметить, что сейчас, научно-технические достижения быстрее реализуются в обычной жизни, спорте, быту. Это связано с тем, что отработка и испытания космической техники занимают очень много времени.


На "Звезде" для испытаний организован целый научно-исследовательский и испытательный комплекс, состоящий из нескольких подразделений, в которых есть центрифуга, высотные барокамеры, аэродинамические трубы, вибростенды и т.д., в общем всё, что необходимо для наземной отработки.


Все космонавты, которые отправляются в космос на кораблях "Союз", проводят окончательные примерки спасательного скафандра и тренировки в нашей барокамере. В ней создается разряжение, имитирующее разгерметизацию космического корабля, и космонавт в скафандре два часа находится в этих условиях. Если всё в порядке – добро пожаловать в космос.

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива НПП "Звезда"

 

    

На снимке:

 

Скафандр "Орлан"

Аварийно-спасательный скафандр "Сокол-МП"

РКК "Энергия" разрабатывает новый перспективный транспортный корабль и это кресло планируется установить в этот корабль. Кресло универсальное, регулирующееся под рост космонавта.

Вениамин Штыркин - модель. Инженеры-конструкторы конструкторского отдела космической техники Елена Молоканова и Татьяна Нехристова.

 

Нет комментариев
Добавить комментарий