Пою тебя, о Крым благословенный!


На прошлой неделе в районном Дворце культуры завершилась 55-я персональная выставка Заслуженного художника Российской Федерации и Автономной Республики Крым Ларисы Сергеевой. В Люберцах она живёт около сорока лет, но свою юность Лариса Сергеевна прожила в солнечном Крыму. Отец был военным – служил, а мама долгие годы работала в ялтинском пансионате.


Наверное, потому Лариса и увлекалась с раннего детства рисованием, что воспитывалась в творческой семье. Её мама была очень музыкальной, росла в многодетной семье, и в доме любили петь красивые песни. И как пели! Однако, Лариса всерьёз увлеклась рисованием и живописью. И любовь к высокому искусству у неё с детства.


А ещё она очень любит театр. И даже играла в детских спектаклях в Ялтинском драматическом театре имени А.П. Чехова, у неё были главные роли в «Снежной королеве» и «Золушке».


Одно время Лариса Сергеевна работала в жанре декоративной глиняной игрушки, стала лауреатом за границей и в 1982 году получила государственную награду «Серебряная медаль ВДНХ СССР». До сих пор интересуется медициной. Каких только книг по этой тематике у неё нет. Наверное, это неспроста – Ларисина мама была с медицинским образованием, поэтому вопрос о здоровье в их семье всегда был и остаётся на первом месте.


Картины художницы Сергеевой были представлены во многих сто личных выставочных залах и за рубежом. Но с особым трепетом и теплом она вспоминает о своих персональных выставках на её родной крымской земле. С большим успехом они проходили в музеях в Симферополе, Ливадии, Севастополе, Ялте, Евпатории, Бахчисарае, Феодосии...


– Среди коренных жителей полуострова Крым нельзя выделить отдельно русских, украинцев или татар. Крымчанин – это как отдельная нация. Очень большое значение имеет, где человек вырос. Здесь кругом простор: море, горы, солнце, а какой в Крыму чудесный воздух – и во всех этих природных условиях сформировывалось коренное население полуострова, – рассказывает Лариса Сергеевна. – Когда я была в Италии, в Генуе, то была поражена, что все жилые дома стоят друг от друга на минимальном расстоянии. Каким же здесь может сформироваться человек, если он с раннего детства со всех сторон закован в стены этих зданий?


А вот другой пример. Однажды я выезжала в творческую командировку в Таганрог на родину А.П. Чехова, когда готовилась к выставке. В городе много красивых флигелёчков, двухэтажных домиков. Стало понятно, откуда у писателя такая изысканность. Всё-таки многое зависит от того, в какой атмосфере формируется и растёт человек.


Александр Бенуа в своих записках о творчестве современных художников своего времени писал, что творчество некоторых всё ближе подходит к краю бездны. И нельзя с этим не согласиться. Современное искусство иногда авторы пытаются выдать за самое модное, предлагая забросить реализм и классику. Но никто из них почему-то не хочет понять, что этот «яд» разрушает здоровье и мировоззрение человека. Об этом говорят даже врачи и психологи, и было проведено немало исследований. Поэтому все эти модные направления, «превращающие человеческие существа в какие-то бочки, бутылки или кегли, прививая им всем микроб слоновой болезни», и им же подобные не оправданные содержанием, – это сущая нелепица. Оно, конечно, может заинтересовать, но в то же время отталкивает. На эту тему мной было сделано несколько докладов в Академии художеств, но это другая тема.


Прекрасно, когда выставки приносят художнику и зрителям радость и продвижение, а ведь бывает и наоборот, когда они толкают зрителя на край пропасти...


– Интересно, а как Вы относитесь к творчеству Сальвадора Дали? Ведь у него тоже, сколько почитателей, столько и непонимающих смысла его произведений.


– Он – прекрасный мастер рисунка, и его полотна достойны высокой оценки профессионалов. Но в творческом багаже художника есть и такие картины, на которые ты смотришь и находишься в недоумении.


Часто встречаются люди, которые любым способом хотят о себе заявить. Вот недавно один довольно неплохой художник разделся догола на какой-то выставке. Да, он привлёк к себе внимание, его имя стало у людей на слуху, а толку? Ну не таким же методом надо выделяться в искусстве.


То же происходит и с архитектурой: в Питере попытались «вставить» в ансамбль зданий дом «Охта-центр» в виде сигары. Даже с министерством культуры спорили, что здание, так или иначе, нужно построить, но при этом авторы проекта совсем не понимали, что оно, прежде всего, должно вписаться в рельеф местности и в ныне существующий архитектурный ансамбль города. Здравый смысл восторжествовал, проект изменили и перенесли на девять километров от центра.


– Крым является ярким примером, где архитектурные сооружения гармонично сочетаются с природным ландшафтом. Вам посчастливилось провести здесь, на побережье Чёрного моря, всё своё детство.


– Да, я выросла в Ялте, училась в художественной школе у замечательных преподавателей Виктора Ивановича Буряковского и Галины.


Ивановны Чуркиной. Ходила в балетный кружок, в театральный и даже длительное время играла в детских спектаклях на сцене Клуба медицинских работников.


– Вы и в кино снимались. В этом году, кстати, исполняется 55 лет, как режиссёр Валентин Павловский начал работу над детским фильмом «Друзья-товарищи». В этой картине Вы сыграли одну из главных ролей – Галю Пурыгину.


– Да, это было в 1959 году. Сначала ко мне подошёл ассистент режиссёра на улице, а вскоре я уже встретила его в театральном кружке, куда он пришёл отбирать мальчиков и девочек для участия в съёмках художественного фильма. А жила я до 18 лет на Гимназической улице (ныне ул. Войкова), училась в школе, попечителем которой в своё время был А.П. Чехов. Кстати, в нашей школе-гимназии в разные годы учились поэтесса Марина Цветаева и её родная сестра Анастасия, актриса немого кино Алла Назимова, удостоенная звезды на Голливудской аллее славы; физик, лауреат Нобелевской премии академик Илья Михайлович Франк и другие, ставшие известными учащиеся.


Во дворе нашего дома всё время шли съёмки. Гимназическая улица была очень живописной: старинная длинная лестница, характерные подпорные стены служили кинематографистам готовыми декорациями.


Помню, как целыми днями под окнами гудели электрогенераторы во время съёмок. У нас дома бывал популярнейший советский киноактёр Евгений Матвеев – во время съёмок «Почтового романа». Даже наше окно попало в кадр.


У стены напротив дома № 15 снимали фильм «Приключения Буратино», а около дома № 16 по Гимназической улице стоит изумительная длинная лестница, там снимали «Гиперболоид инженера Гарина».


Мы любили в детстве «гостить» на съёмочных площадках. Помню, как актёры сражались на рапирах во время съёмок фильма «Отелло» режиссёра Сергея Юткевича.


В 1959 году Александр Роу начал работу над сказкой «Марья-искусница». И мы с таким интересом наблюдали за съёмками «подводных» сцен, в которых были задействованы артисты, игравшие пиратов, и удивительный киноактёр Георгий Милляр в роли придворного злодея Квака.


Специально ходили в кино на Игоря Ильинского, Сергея Филиппова…


Съёмки «Друзей-товарищей» тоже прошли с большим успехом. До сих пор вспоминаю наших ребят и известных актёров Михаила Глузского и Николая Дупака. Кстати, Сашу Ракитина хотели отстранить от роли Васи Коркина, но я за него вступилась. Он же вылитый Коркин! (Улыбается). Ведь он действительно идеально подходил на эту роль, даже если сравнивать образ его героя с описанием в книге Африкана Шебалова «Тайна стонущей пещеры», по которой был снят фильм. Голубоглазый паренёк с чёрными вьющимися волосами Слава Семёнов, сыгравший роль Олега Шумейко, всё время смотрел на меня, и мне он тоже очень нравился.


Все дети-актёры были из Ялты и Севастополя. Давно почти ни с кем из них не встречалась. Хотела както найти Таню Астахову, она сыграла мою подругу Олю Пахомову, но всё тщетно.


За съёмочный день мне платили по 24 рубля, а тем, у кого в фильме слов не было – по 15 рублей в сутки. Помню, я тогда книги себе купила: Виктора Гюго, Сергея Есенина, который, кстати, тогда не был рекомендован. На меня так косились, мол, где ты взяла эту книгу? Потом у меня кто-то попросил её почитать и не вернул... На оставшиеся деньги папа купил мне золотые часы и куклу и сказал, что я очень помогла семье деньгами.


– Почему же с кинематографом Ваша судьба так и не сложилась?


– Любовь к рисованию одержала над всеми моими детскими увлечениями победу. Каждое утро, когда малыши из нашего дома выходили гулять на улицу, они кричали: «Лариса, выходи нас рисовать!». Ребята мне позировали до поздней ночи. И когда после окончания художественной школы я поехала поступать в Московский текстильный институт, у меня уже было огромное количество детских набросков, портретов. А выбрала этот вуз потому, что в нём допускалась большая свобода творчества: в художественном институте имени В.И. Сурикова шла, в основном, социальная тема, а я была поэтичной натурой, я же выросла в Крыму.


Когда я поступила в институт, Раиса Владимировна Захаржевская, известный театральный художник, которая вела у нас историю костюма, уже на втором курсе видела меня театральным художником. И после окончания вуза она дала мне рекомендательное письмо для работы в театре. Тем более, что с миром кино и театра у меня были хорошие связи. Вадим Рындин, Юрий Любимов, Андрей Тарковский, Юрий Пименов, Фёдор Хитрук, Мария Мерцалова… Но это отдельная тема и в то время, для меня было важнее работать художником-модельером в промышленности.


Многие художники предпочитают писать картины с фотографий, из-за этого работы получаются неживыми, они не волнуют ценителей высокого искусства. Другое дело, когда ты пишешь на природе, – там листва шелестит, вода журчит, солнце светит, то тепло на улице, то холодно...


 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий