Новости

Реалии и кинематографическое будущее Украины


Лариса Артюгина сняла целый ряд документальных фильмов, заставляющих человека задуматься о жизни, о происходящих вокруг нас событиях и дающих возможность зрителю самостоятельно осмыслить и понять те или иные факты, наполняя их своими мыслями и эмоциями, выражая свою ценностную позицию.


Она является одним из создателей кинопроектов «Украина, гудбай» и «Украинские злые». Её режиссёрская работа «Жёлтый цветок для месье Бурийона» была представлена на конкурсе короткометражных фильмов Short Film Corner на Каннском кинофестивале. Эта же картина получила высокую оценку на V Международном фестивале короткометражного кино «Харьковская сирень» и на Одесском международном кинофестивале в 2012 году. Кстати, в то же время члены жюри Украинского национального конкурса ОМКФ поставили высокие баллы и её короткометражке «Без ГМО». Этот фильм символичный, он, как зеркало нашего времени, где перестали ценить как жизнь, так и смерть.


В связи с происходящими событиями в Киеве, в этом году Лариса приняла участие в создании документального цикла фильмов о Майдане «Зима, которая нас изменила», где глазами очевидцев показаны кровавые будни центральной площади украинской столицы. Это проект самоорганизованной группы кинематографистов «Вавилон 13» – кино гражданского сопротивления.


Встречайте, сегодня у нас в гостях известная выпускница режиссёрского факультета Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенко-Карого – режиссёр Лариса Артюгина.


– Лариса, в апреле вышел документальный фильм вашей группы «Вавилон 13» и украинского телеканала «1+1» «Пожар в Доме профсоюзов» в Киеве, в котором силовики сожгли несколько десятков человек. Ситуация повторилась 2 мая в Одессе. Наверняка, Вам приходилось общаться с разными сторонами «баррикады». Что это – провокации?


– Прежде всего – это большие человеческие трагедии. Но такова реальность любой войны. Россия, пережившая две чеченских, абхазскую и осетинскую кампании, прекрасно это знает. Нашей художественной задачей было максимально точно отразить драматизм момента, моя гражданская позиция – говорить правду языком кино. Давать политическую или юридическую оценку любому событию вне контекста происходящего – это всегда будет предвзято. Ведь до сих пор множество эпизодов Второй мировой войны так и не получили внятного объяснения, пропаганда не в счёт.


– Чтобы наше интервью не было таким минорным, дальше хотелось бы перейти к другому вопросу: насколько Вам как современному режиссёру документальных фильмов в наше время трудно удержаться на плаву?


– На плаву зачастую легко удерживается то, что плохо пахнет. Я считаю, что задача современного режиссёра документальных фильмов совершенно противоположная – это погружение в материал, в жизнь. Сегодняшняя украинская реальность как раз к этому призывает. Общество приветствует такой подход. Да у нас и в худшие для культуры времена художники в массе своей оставались независимыми от государственной бюрократии Минкульта. А сейчас и подавно. Мы создали Ассамблею деятелей культуры, которая формирует повестку дня, в том числе, для профильного министерства и других отраслевых ведомств. Деятели культуры у нас не приспосабливаются к обстоятельствам, они работают над изменением системы власти. Этим занимаюсь и я.


Необходимо установить прозрачные «правила игры» для всех режиссёров, а не по-своему толковать закон и интерпретировать его, кому как хочется и нравится. Ситуация в стране непростая, тем не менее, в Украине выросло целое поколение, которое снимает фильмы на современную цифровую технику, и у них это получается на достойном профессиональном уровне. И свидетельством тому являются их призовые и победные места на различных кинофестивалях.


Уже несколько лет я преподаю на кафедре кинорежиссуры в Киевском университете им. Карпенко-Карого. Вижу, как стараются студенты. Поэтому я уверена, что у нашей страны есть кинематографическое будущее. Молодёжь очень талантливая.


– Вы сняли немало хороших документальных картин. Многие из них – короткометражки, тем не менее, они постоянно участвуют в фестивалях и получают заслуженные награды. Почему же такие фильмы, как правило, дальше фестивалей не идут: их не показывают в кинотеатрах и так редко транслируют по центральному телевидению?


– Короткий метр – это фильмы продолжительностью до двадцати минут. А зритель, идущий в кино, хочет посмотреть полноценный фильм, он не пойдёт смотреть картину длинной в 20 минут. Да, короткометражки можно объединить в один фильм, и тогда его уже можно возить для проката. Другой вопрос – кто этим будет заниматься?


Если говорить о телевидении, то сейчас принято считать, что «коротышки» – это, как проба пера, они якобы делаются не очень серьёзно. Украинское телевидение вообще редко показывает короткометражное кино. Ведь его у авторов нужно покупать, а наши телеканалы не любят платить деньги за фильмы. Хотя Госкино могло бы собирать короткометражки и предлагать их телеканалам. Но перед ним, видимо, стоят совсем другие задачи.


Кстати, кроме фестивалей, эти фильмы можно зачастую найти в интернете.


– Знаю, что в 2012 году Вы работали над музыкальной трагикомедией «Рафаэль и Мане», но по политическим соображениям её так и не удалось завершить. Ситуация как-то разрешилась?


– К сожалению, пока нет. Это история о любви армянской девушки и азербайджанского парня. О фильме были очень хорошие отзывы на Одесском кинофестивале, с нами даже хотели установить контакты и дальше продолжать сотрудничество. Но в тот момент, когда мы решили продолжить работу над сценарием, между этими странами вновь обострился конфликт. Помните, когда в 2004 году азербайджанский офицер в Будапеште зарубил топором спящего офицера из Армении. Тогда убийцу посадили в тюрьму, а летом 2012 года этот заключённый был незаконно освобождён и экстрадирован из Венгрии в Азербайджан. И уже на следующий день он был помилован указом президента, получил звание майора, квартиру и жалование за последние восемь лет.


С автором сценария Андреем Зланичем мы не знали, как себя вести в этой ситуации. Вернувшись в Киев, отправились в посольства Азербайджана и Армении. Но и там, и там нам сообщили, что сейчас между странами настолько напряжённая обстановка, что любая ситуация может спровоцировать войну. Поэтому работу над этой картиной пришлось временно приостановить.


А сейчас мы продолжаем работать над проектом полнометражного игрового кино «Панда». Это комедия о молодом человеке, которого зовут Паша, он живёт в Харькове, работает в школе учителем физкультуры. Парень придумал новый вид борьбы – кунг-фу Панда, и некоторые ученики стали посещать его занятия. Но в один прекрасный день директор школы ему сообщает, что поскольку на его занятия ходит слишком мало детей, она вынуждена закрыть его секцию и отдать это помещение для занятий шейпингом, что принесёт учреждению хоть какие-то деньги, которые можно будет направить на ремонт школы. Она даёт Паше неделю, чтобы тот сделал свою секцию посещаемой.


Однажды утром он просыпается и забывает, что у его жены день рождения. Она обижается на него, и Павел понимает, что он должен преподнести ей какой-то невероятный подарок, чтобы вернуть их романтическим отношениям былую свежесть. Тогда он отправляется искать подарок, хотя у самого нет ни гроша в кармане. И тут он начинает попадать в разные абсурдные ситуации...


Это история о людях, которых часто называют «офисным планктоном». И для меня очень важно, чтобы молодые ребята, которые посмотрят это кино, почувствовали, что всё в их руках, что всё можно менять, если ты прилагаешь к этому усилия и любишь работу, которой занимаешься. Искренне надеюсь, что у нас получится современное живое украинское кино.


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото из архива Ларисы Артюгиной

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse