Только бы не голод и война

Едва передвигая ноги скромно одетая бабушка накануне Дня Победы медленно шла по улице Кирова с букетом белых лилий. "Как здорово, что хотя бы в преддверии Великого праздника наши ветераны не обделены вниманием", – пролетела радостная мысль в моей голове. А у самого в руках была красная гвоздика. Бабушка наверняка не понаслышке знает, что такое война, и она сама смотрела смерти в лицо. Я подошёл и подарил ей этот цветок.


- Спасибо большое! – с волнением в голосе и с какой-то грустью в глазах ответила бабуля. – А я иду поздравлять своего внука с 30-летием. Вот купила ему белую лилию...

Я никогда не жила в роскоши, – продолжает она, – но считаю себя очень богатой: у меня есть дочь, двое внуков и трое правнуков. Ну, разве это не богатство? Дай Бог, в декабре мне исполнится 90 лет. И большую часть жизни – с ноября 1943 года – я живу в Люберцах. Хотя родилась я Медвенском районе Курской области.


Началась война, и я оказалась на оккупированной территории. А тут на старшую сестру приходит из военкомата повестка. Но у неё слабое здоровье – куда ей воевать? И я пошла на войну вместо неё. Подумала, что нас на фронт направят, а привезли в подмосковный посёлок им. Дзержинского (ныне г.о. Дзержинский) на строительство 512-го завода, предназначенного для выпуска осколочных и зажигательных снарядов и взрывателей к 23- мм авиационной автоматической пушке, – вспоминает ветеран.


Особое значение в судьбе этого завода имеет постановление правительства № 6261 от 28 июля 1944 года о его реорганизации в опытно-исследовательский завод по развитию и внедрению на заводах отрасли шнековой технологии производства баллиститных порохов. На заводе расширяются работы по совершенствованию шнек-прессов, по выбору рационального способа сушки порохового полуфабриката, по созданию полунепрерывного, а затем и непрерывного процесса изготовления пороховой массы. Начинаются исследования по разработке новых рецептур порохов. Большую роль в проведении опытных работ сыграли специалисты Особого бюро, переведённого с завода № 98 в июле 1943 года.


За время войны заводом обеспечен выпуск и поставка на фронт 500 тысяч зарядов к реактивным снарядам и 29 300 тысяч миномётных зарядов. Завод выполнил ряд важных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, но скудость материальной базы не позволяла обеспечить необходимые темпы работ. Встал вопрос о создании на базе Опытного завода № 512 научно-исследовательского института.


- Потом нас перевели в Тураево, там у нас было строительное управление "Особстрой-2", – продолжает бабушка Анастасия Гавриловна Захарова, с которой мы уже успели познакомиться. – В войну работала на оборонительных сооружениях, копала окопы и противотанковые рвы, строила командные пункты, оборонительные сооружения – ДОТы и ДЗОТы.


Помню, когда мы шли пешком по оккупированной территории из Донецкой области в Курскую. Непростое нам досталось время... Был приказ – ничего врагу не оставлять, поэтому все предприятия взрывали. В их числе, облили бензином и подожгли элеватор с зерном. А чтобы не умереть от голода, обгоревшее зерно мы сгребали в сторону и собирали только уцелевшие зёрна, потом на самодельных мельницах мололи его и пекли лепёшки.


Я всё допускаю, пусть даже цены поднимаются за коммунальные услуги, но не дай Бог, чтобы началась война или настал голод. Это самое страшное! Часто вспоминаю отрывок из "Железной дороги" Н.А. Некрасова:


...Труд этот, Ваня, был страшно громаден

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему...


Долго я не могла 9 мая поверить, что война закончилась. Незнакомые люди на улице обнимали друг друга, поздравляли с Победой...


Выпьем за тех, кто командовал ротами,

Кто умирал на снегу,

Кто в Ленинград пробивался болотами,

Горло ломая врагу.

Встанем и чокнемся кружками стоя мы,

Братство друзей боевых,

Выпьем за мужество павших героями,

Выпьем за встречу живых!


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий