Новости

Дворянские корни Теодоры Вердье


Об этой актрисе в последнее время не так часто вспоминают, хотя её имя золотыми буквами навсегда вписано в историю великого советского кинематографа. В её творческом багаже более семидесяти ролей в кино, но ей хватило бы только одной – Теодоры Вердье – в легендарном фильме-оперетте «Мистер Икс», чтобы остаться в памяти истинных почитателей отечественного киноискусства.


В январе Марине Юрасовой исполнилось 80 лет. Актриса не скрывает своего возраста. Да ей столько и не дать! Наверное, неслучайно говорят, что человеку столько лет, насколько он себя чувствует.


Она давно не встречается с журналистами. Но мне всё-таки удалось договориться с ней об интервью. И наша встреча состоялась в Санкт-Петербурге, в гостеприимном доме актрисы.


– Марина Андреевна, в Вас течёт дворянская кровь, но Вы почему-то об этом никогда не рассказываете. Хотя Вам, наверняка, есть, чем гордиться?


– Да, мои предки – орловские дворяне. Прабабушка была крепостницей, у неё был большой земельный участок, свой дом. А когда в 1861 году крепостное право в России отменили, часть земли, которой владели мои предки, разделили на отрезки и отдали в аренду юрасовским крестьянам. Поэтому они никуда не уехали, а продолжили заниматься своей работой, обязуясь отдавать часть урожая своему помещику.


А мой дед Владимир Владимирович Юрасов был демократом и толстовцем, и синод в своё время отлучал его от церкви. Об этом мне рассказывала сестра моего отца тётя Люба. И она же мне поведала, что моя бабушка работала горничной у матери моего деда. Ей было лет 16, когда её взяли из деревни. Все братья и сёстры моего деда учились в Петербурге, а на каникулы они всегда возвращались домой. Здесь-то дед и влюбился в эту горничную (мою будущую бабушку), и она забеременела. В семье разразился скандал, но поскольку дед был человеком порядочным, то обязался жениться. Впоследствии моя будущая бабушка родила пятерых детей. Но округа её так и не приняла: она же была из другого сословия.


Когда произошла революция, то староста, который управлял всем имением, посоветовал моему деду забрать семью и уехать, потому что в любой момент могли явиться чекисты и «навести порядок». Тогда предки бросили своё имение и уехали. Им долго пришлось мотаться по России, чтобы найти место, где их никто не знал. И нашли Белорецк – небольшой городок на Урале, где находились знаменитые демидовские заводы. Потом наша семья переехала в Среднюю Азию, но надолго мы здесь не остались и вернулись обратно в Белорецк. Там я училась в школе и оттуда же поехала в Ленинград поступать в музыкальное училище. Три года в нём проучилась, потом поступила в консерваторию.


Кстати, моя мама хорошо пела и играла на гитаре, а отец мастерски владел мандолиной. Поэтому могу сказать, что я воспитывалась в творческой семье.


– Значит и Ваш псевдоним тоже был выбран неслучайно?


– Марина – моё театральное имя, хотя в титрах некоторых фильмов я иду как Нина Юрасова, это моё паспортное имя.


В середине 1950-х годов, сразу после окончания консерватории, я пришла работать в Ленинградский театр музыкальной комедии, где в то время играла одна возрастная актриса, которая была помешана на псевдонимах. Она-то и нарекла меня Мариной. Так это имя ко мне и прицепилось, а в дальнейшей судьбе стало моим творческим псевдонимом.


– Почему Ваша театральная карьера так быстро завершилась, ведь Вы не отработали в Ленинградской музкомедии и десяти лет?


– Художественный руководитель и главный режиссёр нашего театра Юлий Осипович Хмельницкий никогда не был членом компартии. А в те времена занимать такую высокую должность и, при этом, быть беспартийным в верхах советской власти не приветствовалось. И в итоге, до него всё-таки добрались, а чтобы предъявить Хмельницкому какие-то претензии, решили зацепиться за не совсем удачную его постановку. В 1964 году Юлия Осиповича вызвали в обком партии и «попросили» уйти из театра. Ему ничего не оставалось, как написать заявление и покинуть нашу музкомедию. На его место был назначен Михаил Григорьевич Дотлибов, занимавший до этого должность художественного руководителя Новосибирского театра музыкальной комедии. И он, конечно, привёл к нам своих актёров. Поэтому те артисты, которые работали рука об руку с Хмельницким, из театра, конечно, ушли. Остались здесь только те, кому некуда было уйти. Меня, к счастью, ждали в кино, и без всякого сожаления я перешла на киностудию «Ленфильм». Тем более, я не боготворила оперетту: меня больше тянуло к опере. Да я, к слову, и готовилась к опере, но так вышло, что в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне – Мариинский театр, – прим. авт.) и в Ленинградском Малом оперном театре все сопрановские места были заняты. Поэтому выбора у меня другого не было – пришлось идти в музкомедию.


– В знаменитом музыкальном фильме «Мистер Икс» Вы сыграли главную женскую роль. Но как же так вышло, что Вы – выпускница консерватории по классу вокала – были лишены в картине собственного голоса, и все опереточные партии вместо Вас исполняла оперная певица Тамара Богданова?


– Это интриги... Перед тем, как начинались съёмки картины, для актёров устраивались фото- и кинопробы. Уже потом нас утверждали на худсовете. Кстати, забегая вперёд, скажу, что вместо Георга Отса должен был играть популярнейший ленинградский актёр Игорь Горбачёв. Но у него были очень ответственные правительственные гастроли в Москве, поэтому ему пришлось от роли Мистера Икса отказаться.


Когда начались мои кинопробы, мне дали какого-то партнёра, мы сыграли с ним одну сцену, спели – всё в порядке, и худсовет с ходу меня утвердил. А потом начались какие-то интриги: дирижёр хотел привести свою актрису на роль Теодоры, кто-то из «влиятельных людей» тоже стал предлагать других исполнительниц... И на меня сразу с нескольких сторон начали давить, чтобы я отказалась от роли.


В расстроенных чувствах я позвонила главрежу Кировского театра Роману Тихомирову. Сказала ему, что, наверное, буду отказываться от этой роли, хотя на кинопробах я успешно исполнила партию Теодоры. Но почему вместо меня, молодой актрисы, которую уже утвердили на роль, будет петь кто-то другой? Мне стало так обидно. Помню, на эту роль предлагали даже приму Ленинградского театра музкомедии – Заслуженную артистку РСФСР Зою Емельянову.


Роман Тихомиров объяснил мне, что всё это интриги, мол, они нарочно хотят, чтобы ты ушла сама. А ведь на тот момент съёмочный процесс уже подпирали сроки: нужно было или запускаться, или откладывать съёмки. Всё упиралось в бюджет, который, кстати, могли запросто перекинуть на другую картину.


Тихомиров сумел меня убедить ни в коем случае не отказываться от роли: «Да чёрт с ним, пусть поёт, кто хочет, зато ты останешься на экране», – поддержал он меня. Так оно и произошло. Про Тамару Богданову, хоть она и хорошо спела, давным-давно позабыли, а я – столько лет на экране. Нет-нет, да и покажут. И не только «Мистер Икс», но и другие хорошие картины.


– Конечно, многие наши читатели наверняка помнят Вас в фильмах: «Туманность Андромеды», «Ошибка Оноре де Бальзака», «Ференц Лист. Грёзы любви», «Прощание с Петербургом», «Строговы», «Чёрный капитан», «Золотая мина», «Обрыв». Однако, за последние 10 лет Вы не сыграли ни в одной картине. Могу вспомнить только Вашу роль экономки миссис Берстон в детективном телесериале кинорежиссёра Игоря Масленникова «Воспоминания о Шерлоке Холмсе». Но премьера сериала на телевидении состоялась ещё в 2000-м году...


– Я уже отказываюсь. Изображать бабушку, сидящую у дома на скамейке, я не хочу. Всё, моя актёрская карьера завершена.


В своё время я занималась дубляжём зарубежных фильмов. Но на «Ленфильме» сегодня выпускается так мало картин. Да и дублировать нечего: картины-то заграничные почти не покупают.


– Много слышал о фильме «Случайная встреча», в котором Вы тоже играли вместе с Георгом Отсом. Но всё никак не могу её посмотреть.


– Видишь ли, в Эстонии к Отсу двоякое отношение: одни его любят, а другие – нет. И во втором случае речь, к сожалению, идёт о тех, кто возглавлял правительство. А поскольку картина снята на «Таллинфильме», все права на фильм – у Эстонии. Несколько лет назад «Случайная встреча» стояла в телепрограмме. Мне даже друзья позвонили, порадовались, что чудо произошло, и страна, наконец, увидит картину. Включаю в обозначенное время телеканал, а фильм заменили... Я слышала, что его, якобы, эстонское консульство не пропускает. А что в нём такого? Ведь никакой политики в этой музыкальной комедии нет. Очевидно, эстонцы полагают, что Георг Отс работал на Москву, ведь он без конца участвовал в правительственных концертах.


– Надеюсь, Марина Андреевна, это единственная картина с Вашим участием, которую по необоснованным политическим или идеологическим соображениям до сих пор не могут показать по телевидению?


– Да, с остальными фильмами подобных недоразумений не возникало.


– Зато в некоторых кинолентах, в которых Вы тоже снимались, Вас в титрах попросту нет. Например, в фильмах «Две жизни», «Крах инженера Гарина», «Звезда пленительного счастья», «Уникум»...


– Значит, там какая-то эпизодическая роль. И я никогда не обращала на это внимания. Тогда это не имело большого значения, зато теперь – если ты не указан в титрах, то и оплата уже другая, и на размер пенсии может повлиять. Тогда не было никакой звёздности у артистов, не было шоу-бизнеса, который рвёт всё на куски. Мы честно работали и зарабатывали на жизнь.


– Но на улице-то Вас узнавали?


– Конечно. Года три назад я ехала в троллейбусе. Зашла с задней площадки, а все места заняты. И одна женщина решила уступить мне место. Но я не согласилась. «А ведь я вас знаю. Присядьте, пожалуйста». До сих пор узнают. (Улыбается).


– Общаетесь сейчас с кем-нибудь из коллег по актёрскому цеху?


– Давно дружу с актрисой Жанной Сухопольской. Вместе с ней мы играли в четырёхсерийном военном фильме режиссёра Михаила Ершова «Блокада». А вообще, с актёрами дружить сложно. Они же, в большинстве, самолюбивы, говорят только о себе. С такими мне неинтересно, хотя на съёмочной площадке со всеми у меня были хорошие партнёрские отношения.


Фильмы со своим участием смотрю только те, которые давно не показывали по телевидению. Но я смотрю их не как зритель, а как актриса, снимавшаяся в этих картинах. Иногда замечаю за собой какие-то недостатки: вот тут бы я теперь не так сыграла, здесь бы не с такой интонацией сказала. Но, что сыграно, то сыграно...


  

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива


злобная моралистка ))

Да она же просто омерзительна. Тамара Богданова спела не хорошо, а блестяще, и Юрасова в какой-то мере своим успехом обязана ей. И теперь злорадствовать, что её забыли… По поводу интриг я ничего не говорю, но что, кто-то скажет «я не смогла спеть»? Ещё раз повторю, что ничего не говорю, может быть, она сказала и правду, но это 50 на 50 по крайней мере, не стоит с открытым ртом сразу верить.
Ещё по поводу Отса. ЗАЧЕМ говорить, что должен был играть другой актёр, когда о нём даже речь вообще не шла? Кроме желания хоть чуть-чуть капнуть грязью на великого певца, других причин не вижу.
И кстати, забегая вперёд (с) )))), я ей не завидую. Она мне реально омерзительна и всегда была. Я как-то чувствую иногда актёров, какие они люди. Прочитав это интервью, сама удивилась, как я угадала.

Комментировать
Журналист

К сожалению, Марина Андреевна в конце мая скончалась...

Комментировать
Eujenia

Красивее Женщины я не знаю! Сама Природа, Красота и Музыка! Спасибо!

Комментировать
Наталия

Великолепно сыгранная роль Мариной Юрасовой . Голос не менее великолепен хоть он и не ваш. Внешность, можно только позавидовать. Жаль, что такие фильмы не показывают на российском телевидении. В интернете очень плохое качество.История кино не должна забывать о таких шедеврах.

Комментировать
валентина

Этот фильм показывают ежемесячно, если не еженедельно!!!

галина нечаева

я Вас обожаю Вы превосходны как Пб как Г.К.Отс и я его люблю .слушаю и плачу. Хоть в моей монографии ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ нет ваших имен.но я ежесекундно помню о вас. Может я увижу где-то Ваши воспоминания о съемках Ваших с Георгом Мой адрес в интернете GALKANECHAEVA2017@yandex.ru мне 81 г. по родителям - я-Пупышева Екатеринбург

Конструктор сайтов
Nethouse