РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ



В воскресенье, 21 сентября (8 сентября по старому стилю) православные верующие будут отмечать первый из двенадцативажнейших после Пасхи(двунадесятых) праздников - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.


Накануне праздника, вечером 20 сентября, в храмах будет совершаться всенощное бдение с чтением паремий, включающих ряд текстов из Библии, и литией. А вспоминать на богослужениях в эти дни будут событие, происшедшее на исходе последнего века до нашей эры: появление на свет Той, Кому по воле Божией была уготована величайшая миссия - стать Матерью Спасителя мира.


ВЕЛИКОЕ СОБЫТИЕ В НАЗАРЕТЕ


Родителями Девы Марии были представители древних родов – праведные Иоаким и Анна. По отцовской линии Пресвятая Дева была царского происхождения, а по матери - из рода первосвященников. Дожив в галилейском городе Назарете до глубокой старости, эти супруги не имели детей и очень страдали от этого. И лишь вера во всемогущество Бога и неустанные молитвы спасали их от отчаяния.


Однажды, когда Иоаким пришел в храм, один из книжников остановил его: «Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет тебе потомства в Израиле!». Бесплодие считалась у иудеев наказанием Божьим, посланным всему роду за большие грехи. От стыда и печали Иоаким отправился подальше из города: в горы, где пастухи сторожили его стадо.


Анна, оставшаяся в одиночестве, горько плакалав саду о том, что мечте ее о материнстве уже, вероятно, не суждено будет сбыться. И тогда явился ей Ангел Господень, который предрек: «Анна, Бог услышал молитву Твою: Ты зачнешь и родишь, и будет славен во всем мире род Твой!». Такое же явление Ангела было и Иоакиму. Обрадованный, он поспешил домой, дав обет в знак благодарности принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов.


И Господь вознаградил Иоакима и Анну за их преданность вере и благочестие, за доброту и милосердие. Произошло чудо: в весьма пожилом возрасте Анна родила Дочь, которую по ангельскому предсказанию назвали Марией, что означает «Госпожа». Родители дали обет посвятить свое единственное, любимое Дитя Богу. И когда Марии исполнилось три года, они с молитвами отвели Ее в храм, при котором Она и жила в течение одиннадцати лет, постигая Священное Писание и Закон Божий.


Святые Иоаким и Анна отошли к Господу, когда Деве Марии не исполнилось еще 14 лет. Память их совершается в православных храмах 22 сентября (по новому стилю). Вот и в предстоящий понедельник на утренних богослужениях будет немало тех, кто уповает на помощь Господа и праведных Иоакима и Анны в воспитании детей по христианским традициям; пожилые людиприведут сюда внуков или правнуков. Немало свидетельств имеется о том, что по молитвам верующих к этим святым нередко происходят положительные изменения в поведении, прилежании, в отношении детей к учебе, избавление их от недугов.


В ХРАМ, НА ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК


В Московской епархии праздник Рождества Пресвятой Богородицы будет отмечаться в трех монастырских и в 58 приходских храмах.


В канун праздника не должно забывать и о том, что именно в день Рождества Пресвятой Богородицыв 1380 году была одержана победа в Куликовской битве войском великогокнязя Димитрия Ивановича (Донского) при поддержке его сподвижника и двоюродного брата - князя Владимира Андреевича (Храброго).


Но немногие, скорее всего, знают, что спустя шесть лет после этого знакового события, в 1386 году, матерью Владимира Храброго, княгиней Марией, в первопрестольной столице, на взгорье близ полноводной речки Неглинной, был основан Богородице-Рождественский женский монастырь. В этой обители Мария приняла схиму с именем Марфа, а уже через три года тихо, вознеся перед тем молитвы к Господу, отошла здесь в мир иной и была погребена на монастырском кладбище.


Спустя годы примеру своей свекрови (княгини Марии, в схиме Марфы) последовала ее невестка, княгиня Елена Ольгердовна, решившая после кончины своего супруга, Владимира Андреевича Храброго, уйти в монастырь от мирской суеты. В дар обители княгиней Еленой была отписана, наряду с другими ее владениями, и пустошь Косино с тремя озерами. Кстати, факт этот имеет непосредственное отношение и к летописи люберецкого края. Впрочем, всё по порядку.


Согласно писцовым книгам, Богородице-Рождественский монастырь был владельцем косинских земель до 1617 года, когда по дарственной грамоте царя Михаила Романова село это было пожаловано стольнику Василию Телепнёву.


К началу XVII века Косино, где в то время уже была деревянная православная церковь, упоминается как село.Немало лет оно входило в состав земель люберецких. С 1929 года, когда при образовании Московской области был создан Ухтомский район,село Косино также было включено в его территорию. В 1959 году Ухтомский район был переименован в Люберецкий. А в 1985 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Косино с тремя озерами былопередано столице…


Однако вернемся на некоторое время в далекий XVI век. В 1525 году в Богородице-Рождественском монастыре была пострижена в монахини (насильственно, не по своей воле) еще одна весьма известная особа. Такой участи была «удостоена» великим князем Василием III его верная, любящая, но, увы, бездетная супруга Соломония Сабурова, в схиме София. Позже она была отправлена в суздальский Покровский монастырь, где и нашла свой последний приют после кончины.


А в Богородице-Рождественском монастыре в начале XVI века на месте древней церкви был возведен каменный собор, который позже неоднократно перестраивался.


В 1922 году монастырь, где к тому времени было уже 4 храма с 8 престолами, был закрыт. В зданиях обители «уютно» расположились различные госучреждения. Древнее монастырское кладбище стараниями атеистов было уничтожено почти полностью.


Удивительно, но до 1978 года (!) в одной из бывших монастырских келий проживали две послушницы этого монастыря – Викторина, которой к тому времени было уже за 90 лет, и Варвара, немногим моложе ее. Как оказалось впоследствии, Варвара была не простой послушницей, а казначейшей и подругой последней настоятельницы монастыря, которая и передала ей перед своей кончиной наиболее чтимые святыни из ризницы обители.


Из-за этих поистине бесценных реликвий Варвара и была убита в своей крошечной комнатке. Ряд вещей из ризницы монастыря через пару лет были обнаружены на таможне за несколько минут до того, как их собирались вывезти за границу.


В 1990 году во многом стараниями Патриарха Алексия II монастырский комплекс был возвращен верующим. Спустя три года монастырь вновь был открыт как женский, ставропигиальный (управляемый не епархиальным архиеерем, а непосредственно патриархом).


Восстановление обители продолжается и ныне, богослужения здесь совершаются ежедневно. Испокон веков на Руси у православных была традиция совершать паломничества к ближним и дальним святыням. Вот и в ближайшие дни сюда, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, как всегда прибудет множество паломников из разных мест. До Богородице-Рождественского монастыря, что на улице Рождественка, от станций метро «Кузнецкий мост» или «Цветной бульвар» всего-то около 5 минут пешком. Впрочем, каждый выбирает свой путь к храму...


Ведущая рубрики Татьяна САВИНА

На фото из архива: собор Богородице-Рождественского монастыря в Москве.

Нет комментариев
Добавить комментарий