Шесть десятилетий


На основании распоряжения наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского 95 лет назад в подмосковном посёлке Малаховка был организован приют для слепых детей-сирот, на базе которого в 1954 году открылась специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слабовидящих детей. Много ярких событий связано с этим, по сути, уникальным образовательным учреждением. Достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что в начале 1920-х годов здесь преподавал знаменитый художник Марк Шагал.


Школа небольшая, в настоящее время она рассчитана всего на 150 учащихся. Но ребята здесь учатся все непростые, поэтому, хлопот и ответственности, конечно, вдвое больше, чем в обычных школах и гимназиях.


Сегодня в специализированном учреждении обучаются 142 человека из 17 районов и городских округов Московской области. Одиннадцать первоклашек.


- В нашей школе занимаются дети, которые от рождения, вследствие каких-то серьёзных травм или после перенесения инфекционных заболеваний потеряли зрение до 60 процентов и больше, – рассказывает директор Анатолий Петрович Швец. – Отсюда идёт и подбор учителей, которые могут и умеют работать именно с такой категорией учащихся. Одна из их основных задач – научить ребёнка чувствовать строчку, буквы. Из-за отсутствия у детей нормального зрения, опытные педагоги помогают им развить другие анализаторы: слух, тактильные чувства.


Нельзя не сказать и о психологическом состоянии детей, особенно тех, кто приходит к нам не с 1 класса, а переводится из обычных школ, в которых к слабовидящим ребятам другие ученики относятся не всегда дружелюбно. Простительно ещё, если какой-нибудь нерадивый одноклассник-задира назовёт своего соседа по парте «очкариком». Но ведь бывают оскорбления и более обидные. Поэтому когда к нам приходят ребята из других школ, педагогам как минимум полгода приходится восстанавливать детскую психику.


У нас психологическая обстановка совсем другая, более благоприятная для таких ребят. Все учащиеся находятся в одинаковых условиях, все в очках и все плохо видят. Да, у нас маленькие классы – по 12 человек, но каждый ребёнок заменяет двух-трёх нормально видящих детей. У нас даже не каждый школьник может нормально идти по ступенькам, постоянно придерживаясь за перила, не видит открытую дверь, и может в неё врезаться. Нужен ежесекундный контроль над каждым ребёнком. Мы учим детей нормально войти во взрослую жизнь, окончив школу с хорошим багажом знаний.


- Ребята у вас учатся 12 лет. В чём особенность учебной программы?


- Наши ученики действительно учатся по отдельной (адаптированной) программе. А 12 лет учёбы потому, что 9 и 10 классы общеобразовательной школы у нас делятся на два года – так учащимся проще усвоить школьную программу, благодаря чему они могут свободно сдать выпускные экзамены.


Кстати, в целях организации довузовской подготовки учащихся, школа почти 10 лет назад перешла на предпрофессиональное обучение. На базе старших классов проводится обучение профессиональному массажу.


- Каков процент поступления в вузы?


- Поступают практически все: кто в высшие учебные заведения, кто в техникумы и колледжи. Ребята показывают достойные результаты на ЕГЭ, есть серебряные и золотые медалисты.


Они добиваются больших успехов на международных и всероссийских конкурсах, привозят победные и призовые места с первенства России по лёгкой атлетике, голболу (спортивная игра, в которой команда из трёх человек должна забросить мяч со встроенным колокольчиком в ворота соперника. Голбол создан в 1946 году с целью помочь реабилитации ветеранов Великой Отечественной войны – инвалидов по зрению, – прим. авт.).


Многие ребята, особенно те, кто живёт на другом конце Московской области, находятся в школе постоянно. Учителя стали для них вторыми мамами и папами. Даже живущие в Люберецком районе не всегда хотят уезжать на выходные домой. Я уже не говорю о летних каникулах, когда мальчишки и девчонки обязательно приезжают в родную школу, они всегда готовы прийти на помощь.


В учреждении работает кабинет социально-бытовой ориентировки, где слабовидящих детей готовят к жизни за пределами школы. Есть комната игровой коррекции, кабинет тифлопедагога и ЛФК, тренажёрный и спортивный залы. Как и во всех общеобразовательных учреждениях у нас введён третий урок физкультуры, но только с 7 класса, а у ребят помладше он заменён на занятия ритмикой.


- В школе созданы, наверное, почти все условия, которые позволяют ребятам укрепить своё зрение. Знаю, например, что у вас полностью оборудован и функционирует кабинет охраны и коррекции зрения. Есть положительные результаты?


- Конечно. Для нас праздник, если специалисты смогли восстановить ребёнку зрение хотя бы на одну сотую процента. А как радуются этому родители и сами дети…


- В Люберецком районе одно время ходили слухи, что учреждение хотят закрыть, а значит, ваши воспитанники пойдут учиться в обычные школы. Не получится ли так, что они снова будут получать от сверстников клеймо «очкарика» или «крота»?


- Сегодня подобные учреждения закрывать нельзя. Общество таких детей принять пока не готово. Не раз слышали от родителей других детей, которые возмущались, что их ребёнок сидит за оной партой с инвалидом. Хотя, должен отметить, далеко не все учащиеся с проблемным зрением являются инвалидами.


Непросто выживать школе-интернату в нынешнее время. Ведь все деньги из бюджета сначала поступают в гимназии и лицеи, потом в общеобразовательные школы, детские сады. И если ещё что-то остаётся – направляют в наш интернат. Так и живём.


- Проблема действительно актуальная, но в праздничный день не хочется о грустном. Какой подарок ждёте в юбилейный год?


- У нас есть неплохой компьютерный класс, но техника в нём уже устарела. Поэтому наши ребята будут очень рады, если найдутся добрые люди, которые смогут помочь оснастить кабинет новыми компьютерами. И ещё – зимой довольно прохладно в наших спальнях. Окна в них никогда не менялись, а ведь прошло почти сорок лет, как было построено здание интерната. Хотелось бы, чтобы нам поставили пластиковые окна, ведь многие дети здесь живут от каникул до каникул.




Анатолий Петрович Швец родился 2 июня 1951 года в Польше, в городе Хойна. В 1958 году переехал в Люберцы. Окончил СОШ № 4. Мастер спорта по фигурному катанию. Образование – высшее (Государственный Центральный ордена Ленина институт физической культуры). Работал тренером по фигурному катанию в Лужниках. Более 25 лет (1975-2001) вёл уроки физкультуры в люберецкой школе № 42. С 2001 года – директор Малаховской школы-интерната. Почётный работник общего образования Российской Федерации.


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива школы


Нет комментариев
Добавить комментарий