Новости

Имена на все времена


Ветерану Великой Отечественной войны режиссёру Степану Пучиняну 28 ноября исполнится 87 лет. Несмотря на почтенный возраст, Народный артист России ведёт активную творческую деятельность. Часто принимает участие в кинофестивалях, встречается со зрителями, а сейчас работает над очередной картиной. Степан Филиппович продолжает пополнять свежими ролями и свой актёрский багаж.


Большой резонанс в мире современного российского кино оставил его очередной фильм-сказка для всей семьи «Золотая рыбка в городе N» с Екатериной Гусевой, Алексеем Шевченковым, Арменом Джигарханяном и Сеней Арзумановым в главных ролях.


Сорок пять лет назад, 17 ноября 1969 года, в СССР состоялась премьера военного фильма режиссёров Бориса Дурова и Степана Пучиняна «Повесть о чекисте». Картина сразу получила высокую оценку кинокритиков и завоевала зрительскую любовь и признание. А вскоре советские граждане смогли увидеть уже следующий фильм дилогии – «Схватка», – киноленту о дальнейшей судьбе советского разведчика Крафта - главного героя фильма «Повесть о чекисте», действовавшего в фашистском тылу в последние дни войны.


Рад поприветствовать у нас в гостях известного кинорежиссёра Степана Пучиняна.


- Степан Филиппович, ваши коллеги часто приглашают в свои фильмы тех актёров, с которыми они успешно работали на съёмочной площадке прежних своих картин. Примеров множество: Рязанов, Гайдай, Данелия, Роу… В ваших фильмах такое почти не практикуется. Это Ваш принцип?


- Чтобы актёры переходили из фильма в фильм, я должен сам писать под них сценарии. Если говорить о моей первой картине «Повесть о чекисте», то она связана с литовским советским актёром Лаймонасом Норейкой. И он у меня снялся в двух фильмах. Великолепна в «Схватке» Людмила Чурсина. А как здорово здесь сыграл Юрий Яковлев! Но, к сожалению, больше не было таких ролей, на которые бы я мог снова пригласить этих замечательных артистов.


После «Схватки» снял детский фильм «Самый красивый конь», но в нём снимались, в основном, дети и, конечно, знаменитый актёр Олег Жаков.


Потом работал над фильмом «День свадьбы придётся уточнить». По возрасту главной героини Чурсина уже не подходила на эту роль. То же могу сказать и о других. Поэтому в фильме у меня сыграли уже другие актёры – Евгения Симонова, Борис Щербаков, Николай Пастухов и Татьяна Божок, с которыми мы потом очень сдружились.


Армен Джигарханян стал единственным актёром, снявшимся у меня в трёх фильмах: «Тайны мадам Вонг» (комиссар Томпсон), «Гангстеры в океане» (капитан сухогруза «Бердянск») и «Золотая рыбка из города N» (дед Петя, Герой Советского Союза).


В 1983 году я принялся за работу над картиной «Из жизни начальника уголовного розыска». Фильм стал классикой отечественного кинематографа, где великолепно сыграли Леонид Филатов и Кирилл Лавров.


На роль полковника уголовного розыска Ивана Малыча Лаврова я утвердил после первых же кинопроб. А вот со Слепнёвым было посложнее. На эту роль пробовались Вадим Ледогоров, Владимир Меньшов, Александр Демьяненко, Евгений Киндинов. Хорошо с этой ролью справился Николай Караченцов, но на нём, на мой взгляд, стояла печать уголовника. А мне как режиссёру было важно, чтобы в первой половине фильма никто не заподозрил уголовного прошлого героя. Коля очень хотел сыграть эту роль, и получалось у него лучше других, даже пробы несколько раз повторяли, Караченцов сам наносил себе грим на лицо… Думал уже брать его, а потом мне посоветовали посмотреть молодого актёра из Театра на Таганке Леонида Филатова. Пришёл на спектакль с его участием, и мне Лёня очень понравился. Мы отправили ему сценарий, и уже в скором времени актёр приехал ко мне на встречу. Филатов сниматься согласился, но сразу сообщил, что он актёр непоющий, хотя по сценарию «Разгуляй» Слепнёв должен петь. «Машину я тоже не вожу, а в фильме мой персонаж – водитель дальних перевозок. Поэтому если вы решите меня утвердить на роль Слепнёва, учтите мои «недостатки», – попросил Филатов.


«Что касается твоего вокала, Лёня, то «Америку я открывать не буду», а просто приглашу на озвучание поющего артиста, и ты будешь петь под фонограмму. Вопрос с вождением тоже решаем. Автомобиль будет стоять на специальной платформе, а тебе придётся только держаться за руль и имитировать езду на машине».


Когда утвердил Филатова, сразу набрал Кириллу Лаврову, чтобы он приехал из Ленинграда в Москву на совместные пробы. Всё прошло «на ура», и фильм получился действительно удачным.


- Если не ошибаюсь, то в фильме Филатов поёт всё-таки своим голосом?


- (Улыбается). Четыре драматических актёра из разных театров пели за Слепнёва. Все было очень неплохо, но мне показалось, что их голоса не ложатся на Филатова. Тогда я позвонил Владимиру Винокуру и попросил его записать эти песни «не своим» голосом. Он согласился, то только попросил, чтоб Лёня приехал к нему в студию и напел мотив песен. А дальше за дело возьмётся уже Винокур. Филатов приехал, встал у микрофона и запел…


С тех пор в своих интервью Лёня нередко рассказывал, как, где и благодаря кому он стал поющим актёром. Поэтому с гордостью могу сказать, что в моей картине «Из жизни начальника уголовного розыска» Филатов впервые продемонстрировал свои вокальные данные, здесь состоялся его музыкальный дебют.


- Одним из лидеров советского кинопроката стал ваш фильм «Тайны мадам Вонг». А ведь в главной роли – непрофессиональный актёр Серик Конакбаев, трёхкратный чемпион СССР по боксу. Как он попал к вам на съёмочную площадку?


- История с этим фильмом совсем непростая. На его создание мне выделили незначительную сумму денег, поэтому даже все подготовительные работы могли отложиться на неопределённый срок. Но на кинофестивале в Киеве, куда я поехал с картиной «Из жизни начальника уголовного розыска», мне посчастливилось встретиться с заместителем министра кинематографии Борисом Павлёнком. Зная сложившуюся ситуацию, он познакомил меня с тогдашним председателем Госкино Казахской ССР. «Мы готовы вам выделить необходимую сумму денег, только к вам будет две просьбы: фильм должен выйти под маркой киностудии Казахфильм, и главного героя должен играть казах», – сказал высокопоставленный чиновник. Я согласился и на главную роль предложил популярного актёра Талгата Нигматулина. Предложение было одобрено.


Позже я позвонил автору сценария Станиславу Говорухину. «Мне предлагают сделать главного героя – штурмана дальнего плавания – казахом. Как быть?». «Ну и что? Соглашайся».


Когда подготовительный период завершился, мы приступали к самому съёмочному процессу. Помню, Талгат Нигматулин, уже утверждённый на роль Булата, привёз мне из Ташкента большую плетёную корзину с клубникой. «Степан Филиппович, я буквально на два дня слетаю в Прибалтику и сразу назад», – предупредил меня Талгат. «Так давай пока сделаем примерку костюма, и ты поедешь». «Вернусь, и всё успеем». Нигматулин улетел, но больше не вернулся… (Увлёкшись восточной философией, актёр вступил в секту, руководителями которой оказались преступники. Духовные братья убили его во время поездки в Вильнюс 11 февраля 1985 года, – прим. авт.).


Когда узнал трагическую новость, сначала хотел отказаться от этой картины. Но посоветовавшись с автором сценария, я всё-таки решил продолжить работу над фильмом. Однако передо мной стояла тяжёлая задача: найти достойного актёра на эту роль. Ни один молодой казахский актёр даже близко не походил на главного героя. Тогда я решил искать среди людей не из актёрской среды. Поехал в Алма-Атинский университет. Человек 15 отобрал, пригласил на студию. Но снова никто не подошёл, более того, все эти ребята панически боялись кинокамеры. И тут я вспомнил про замечательного спортсмена – Серика Конакбаева. Отправил ему сценарий, и он согласился. Конечно, я понимал, что если его утвержу, то мне предстоит адская работа. Единственное, что меня в нём абсолютно устраивало – он совершенно не боялся кинокамеры. На съёмочной площадке он работал, как на ринге. Фильм получился действительно хорошим, он справедливо заслужил зрительского внимания.


- Ваши фильмы в разные годы снимались на знаменитых киностудиях страны. И вдруг – «Золотая рыбка в городе N» выпущена кинокомпанией Ибрус. А как же столичные «Мосфильм» и студия им. Горького?


- Эти киностудии превратились в техническую базу. Они предоставляют свои услуги любой компании, но фильмы здесь практически не делают. А большинство художественных картин теперь снимают на частных студиях.


Кинокомпанию Ибрус я выбрал неслучайно – её возглавляет мой давний друг, автор сценария «Повести о чекисте» Рустам Ибрагимбеков.


Сегодня продолжаю работать над фильмом, состоящим из трёх новелл о любви. Проект называется «Три времени года», его рабочее название «Трижды о любви». В фильме хочу поднять нравственные проблемы нашего современного общества, особенно молодёжи, у которой во главу угла ставится материальное положение, а всё духовное, что, на мой взгляд, самое важное в человеке, уходит на втором план. Не в деньгах же счастье…



Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse