Новости

Пятьсот песен и всего пять соавторов


Творчество композитора Юрия Верижникова знают все наши читатели. Достаточно напомнить, что он является автором музыки гимна Люберецкого района и города Люберцы.


Не буду задерживать вашего внимания. Но перед тем как перейти к знакомству с творчеством этого интересного собеседника, скажу только, что он – Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Отличник народного просвещения России, Лауреат международных, всесоюзных и всероссийских музыкальных конкурсов.


- Юрий Александрович, Ваше творчество прекрасно знают далеко за пределами Люберецкого района и Московской области. Но хочу сказать, что многие ваши коллеги, тоже сочиняющие песни для детей, сегодня чаще дают только мастер-классы или работают в высших учебных музыкальных заведениях. Вы же, наоборот, выбрали, на мой взгляд, самый нелёгкий путь – работаете с детьми в школе. Это Ваше призвание?


- Мне с ребятами работать очень интересно. Известный композитор Народный артист Советского Союза, академик Дмитрий Кабалевский тоже работал с детьми и делал детские программы для уроков музыки в школах. А я решил заниматься именно детскими песнями со своим коллективом, которому, кстати, в 2012 году исполнилось двадцать лет.


- Про «Ю-класс шоу» мы ещё поговорим, но ведь Ваш творческий путь начался ещё со службы в армии?


- Всё началось намного раньше, со школьной скамьи. В 12 лет, будучи учащимся музыкальной школы, я дирижировал детским хором «Колокольчик» – под аккомпанемент нашего учителя музыки. Уже тогда в родной школе в Орле мне нравилось работать с первоклашками.


После окончания музыкальной школы, пошёл работать в музыкальную школу при заводском ДК, много работал в детских оздоровительных лагерях. А написал свою первую песню – патриотическую, о войне, когда учился ещё в школе, мне тогда было лет девять. Честно говоря, даже название забыл. Помню только, что отправлял её на конкурс в «Пионерскую правду», откуда получил ответ – продолжать в том же духе.


В Люберецком районе живу с 1969 года. В то время в посёлке Томилино базировался полк связи, в котором я служил. Отсюда всё и началось. Сначала у меня завязалась тесная дружба с подшефными школами, а уже после демобилизации я пятнадцать лет отработал в 18-й школе, где директором был замечательный человек М.Г.Глимчер. Потом перешёл в московскую школу. Сотрудничая в 1989-1991 годы с Москонцертом, неоднократно выступал в цирковых программах, работал с воздушными гимнастами, клоунами и музыкальными эксцентриками, играл на тромбоне и ксилофоне. Сегодня свободно владею игрой на фортепиано, баяне и аккордеоне. До этого десять лет отдал духовой музыке. Был руководителем духового оркестра в армии, играл на баритоне.


- С чем же был связан Ваш уход из музыкальной школы?


- Причина одна: слишком мало платили. Серьёзно. К сожалению, и сейчас ничего не изменилось. Музыкальные школы живут на выживании. Несправедливо это…


Давно дружу с живущим в Томилине поэтом Владимиром Шурбаковым. Когда-то мы написали с ним патриотическую песню о журналистах «Правдистах». Это была моя первая песня, написанная на стихи этого замечательного поэта. Помню, для записи песни к нам приезжали с радио Подмосковья.


- Кстати, вместе с Владимиром Исаевичем Шурбаковым Вы написали гимны Люберецкого района и города Люберцы. Чья была идея принять участие в конкурсе на лучший гимн района?


- Так он меня на это дело и сподвиг. Кстати, тогда я написал три абсолютно разных гимна. Искал разные формы, разные стили. Одно и то же делать неинтересно, хотя считаю, что в едином стиле у меня написано три гимна: Люберецкого района, города Люберцы и посёлка Томилино. В Красковской гимназии № 56, школе г. Архангельска и двух школах в Некрасовке – тоже звучат мои гимны.


А сейчас мне захотелось написать что-то новенькое. Сел за оперу. И уже два года на ней сижу. (Смеётся). Знаю тему, увертюра уже готова. Но смущает жанр: перейти в балет или остаться в опере.


У меня написано около пятисот песен, выпущено 32 аудиодиска. Сейчас готовится ещё один.


- Извините за нескромный вопрос: кто спонсирует выпуск Ваших компакт-дисков? Ведь это огромные деньги.


- Никаких у меня спонсоров как не было, так и нет. Я тоже человек небогатый, и доходов эти диски никому не приносят. Спасибо родителям наших юных артистов. Надо записать ребёнку песню в студии – родители помогают. Раньше собрать диск было немного проще и дешевле, сегодня цены значительно выросли.


- И во сколько Вам обходится выпуск хотя бы одного аудиодиска?


- Порядка 200 тысяч рублей. Конечно, один бы я такую сумму не потянул. Но моя основная цель не столько выпустить диск, сколько записать на него прекрасные голоса своих учеников, чтобы их услышала вся страна.


- Так для этого диски надо распространять по музыкальным магазинам.


- Этим вопросом занимается студия «Весть-ТДА». Более того, наши песни есть и в интернете, откуда их можно спокойно скачать. Правда, кто их туда выкладывает, я до сих пор не знаю. Но мне не жалко, пусть слушают, пусть поют на здоровье. На музыкальных конкурсах я часто слышу свои песни в исполнении других детей. Выступят, а потом спрашивают: как вам, Юрий Александрович, понравилось? Всегда говорю им правду. И если слышу очень интересное воспроизведение песни – благодарю за исполнение.


На все 500 песен у меня только пять поэтов-соавторов. Остальные песни пишу на свои тексты.


Кстати, наша очередная совместная работа с Владимиром Шурбаковым – гимн Подмосковья. Сейчас он находится на рассмотрении областной конкурсной комиссии.


- Многие свои песни Вы пишите «под заказ», под конкретного ребёнка. И ярким примером стала уже известная «Цыганочка», написанная лет двадцать назад под одну из ваших учениц Анастасию Поликыржа. По-моему, этой песней, полюбившейся зрителям, Вы часто закрываете свои концерты?


- Да, это действительно так. А моя первая «адресная» песня – «Хлопайте в ладоши» – посвящена сыну Антону. Он, кстати, тоже был в группе «Ю-класс шоу», а сейчас – профессиональный музыкант, играет на кларнете.


В нашей группе сменилось уже четыре поколения. Дети-то растут. Даже мамы, которые когда-то выступали в составе «Ю-класс шоу», приводят ко мне своих детей.


- Наверное, не так просто попасть в ваш ансамбль?


- Легко! Я даже не отбираю детей и заранее знаю, что из них обязательно выйдет толк. Особенно если ребёнок вливается в готовый костяк. У детей же потрясающая зрительная память. А работая в нашем дружном музыкальном коллективе, у ребят вырабатывается слух. Да, не все начинают петь сразу, но точно могу сказать, что месяца за два ребёнок втягивается в коллектив и уже спокойно участвует в наших концертах.


- Вы часто выступаете на районных и городских праздниках. А много гастролируете?


- От предложений выступить мы никогда не отказываемся. Чем больше дети «обкатываются на сцене», тем лучше. Они не пугаются сцены и не боятся участвовать в музыкальных конкурсах. Наши воспитанники уже успели побывать во многих европейских странах, где они не только участвовали в международных конкурсах, но и выступали в разных концертах. Очень тепло нас встречали в Германии, Турции, Чехии, Финляндии, Польше, Египте, Латвии и Украине. Конечно, много мы ездили по городам России – Питере, Обнинске, Муроме, объездили почти всю Московскую область.


- Родители детей ездят вместе с вами?


- Да, я сторонник того, чтобы мамы или папы сопровождали своих детей. Тем более в такое беспокойное время. Теперь даже по Подмосковью ездим с родителями.


- Сколько сейчас в вашем коллективе юных исполнителей?


- От двенадцати до четырнадцати человек: просто есть несколько ребят, которые уже окончили образовательные учреждения и работают, но всё равно иногда нас навещают, участвуют в концертах. Ведь в «Ю-класс шоу» исполнители самые разновозрастные.


- Ваш коллектив мне напоминает известный детский вокально-инструментальный ансамбль «Непоседы». Ребята вырастают, и каждый идёт своей дорогой: кто-то впоследствии становится известным артистом как, например, Сергей Лазарев, Юлия Волкова или Влад Топалов, а кто-то связывает свою жизнь с совершенно другой деятельностью. Вы следите за творчеством ваших воспитанников?


- В моём коллективе – ребята из разных концов Москвы и Московской области: Одинцово, Фрязино, Фрязево, Серпухов, Лыткарино… И если я их не выставляю с ансамблем, то, как вокалисты они всё равно участвуют в концертных номерах. Евгений Крупник солист поп-группы «140 ударов в минуту», Галина Аверина работает в Пермском театре оперы и балета. Тесно общаюсь с артистами из Архангельска. Примечательно, что у них в городе есть несколько театров песен. Конечно, наши ребята учатся во многих московских и питерских музыкальных учреждениях. У меня тесная связь с Орлом, в котором работает хореографом моя родная сестра Галина Пастушкова. При постановке хореографических номеров, они часто используют мои песни, ездят с ними на конкурсы.


Время от времени провожу творческие вечера, в том числе, в концертном зале им. Чайковского. Мои песни пели дети из разных городов России, Украины, Молдовы, Латвии, Польши. Четыре года назад я делал свой юбилейный концерт в Московском областном Доме искусств в Кузьминках. А в ноябре 2015 года, в день своего 65-летия, тоже планирую сделать творческий вечер с участием своих любимых юных артистов.


- Интересно, а где проходят все репетиции вашего коллектива?


- В здании 12 лицея. Поэтому я искренне хочу поблагодарить директора учреждения – Надежду Петровну Соловьёву за понимание во всех наших творческих порывах.


Жизнь идёт, и я надеюсь, что я сделаю ещё песен сто. (Смеётся).


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора из архива Юрия Верижникова

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse