Новости

Вызов вредной литературе


В минувшую пятницу, 28 ноября, в областном Доме правительства чествовали лауреатов ежегодной губернаторской премии «Наше Подмосковье». В числе победителей от Люберецкого района был известный детский писатель Иван Борисов, представивший на областной конкурс свой нравственно-патриотический проект «Вызов вредной литературе». Это действительно актуальная в нынешнее время тема. Впрочем, как и вопрос о том, почему сегодня стало немодным снимать художественные фильмы для детей.


Иван Егорович очень интересный собеседник, он всегда в курсе многих знаковых событий, происходящих не только в нашей стране, но и во всём мире. Конечно, с ним мы пообщаемся на разные темы, но, в первую очередь, поговорим о культуре, литературе, журналистике и кино. Эти темы писателю-сказочнику И. Борисову по-настоящему близки.


- Иван Егорович, хочу поздравить Вас с заслуженной победой. И всё-таки Вы сделали правильный шаг, направив свой «вызов вредной литературе».


- Об этом нужно было говорить ещё раньше. Потому что в последние годы на прилавках в книжных магазинах появилось довольно много книг, которые нельзя давать читать детям. Некачественная детская литература в огромном количестве выложена и на разных сайтах. Я просмотрел немало интернет-форумов, на которых родители выступают против «зловредных книг для детей».


Приведу в пример одного небезызвестного писателя Валерия Р., который в одной из своих сказок рассказывает, как учительница биологии приносит на свой урок лягушку и на глазах у ребят постепенно снимает с неё шкурку скальпелем. Писатель очень подробно, смакуя, описывает эту жестокость. А какое негодование у родителей вызвал его рассказ «Детский садик № 13»…


Вот я и решил сделать вызов детской литературе такого характера, потому что последние два десятилетия она находится почти в полном провале.


- Да, вряд ли когда-то появятся такие писатели как Сергей Михалков, Самуил Маршак, Павел Бажов, Борис Заходер, Евгений Шварц и Агния Барто…


- Прекрасно, что хотя бы их книги ещё можно приобрести в магазинах.

Вы посмотрите, что сегодня показывают по телевизору? За последние 25 лет в России не сняли ни одной достойной сказки. Кинорежиссёр Леонид Нечаев, пожалуй, был последним, кто сделал великолепные детские фильмы – «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и «Питер Пэн». Но обратите внимание, в какое время показывают эти сказки – в пять часов утра или после полуночи.


- Кино и телевидение давно стало продюсерским, поэтому руководству невыгодно основное эфирное время занимать показами детских фильмов. Вы автор семи книг (не считая, конечно, опубликованных сказок в сборниках, альманахах и журналах). Тем не менее, одно дело – написать книгу, другое дело – её издать. Уверен, что это выливается в приличную сумму, но с трудом поверю, что Вы смогли найти меценатов, готовых оказать посильную помощь в издании Вашей книги?


- Мне стыдно ходить с протянутой рукой, да и неловко просить у кого-то о помощи. А в прошлом году, когда я стал лауреатом Национальной литературной премии «Писатель года-2013», моя книга «Злые цветы волшебника» была издана бесплатно, правда, тиражом всего 200 экземпляров. Но её можно приобрести в интернет-магазинах.


Участвуя в конференции по теме «Право на успех», проходившей в рамках 26-й Московской международной книжной выставки-ярмарки на ВВЦ, я получил сертификат на издание своей новой книги. И в конце 2014 года победа в губернаторском конкурсе «Наше Подмосковье» прибавила мне дополнительные средства, на которые я смогу издать ещё две детские книжки. Среди них обязательно выйдет в свет моя «Азбука добра и зла. Этика для детей и взрослых».


Возвращаясь к разговору о фильмах-сказках, хочу сказать, что если бы сегодня продюсеры были больше заинтересованы в создании детских картин, я уверен, что родители с удовольствием ходили бы на их показы. Вот только цены для детей надо сделать поменьше.


- В советские годы у нас было намного больше кинотеатров, и почти на каждом сеансе – аншлаг. Зато сейчас, когда тысячи кинотеатров по всей России закрыты, в залах всегда полупусто.


- Во-первых, цены на билеты необоснованно завышены. Во-вторых, многие фильмы, которые без конца крутят в кинотеатрах, зрителям просто неинтересны и скучны. А идти в кино, чтобы увидеть в нём все эти модные спецэффекты, смысла нет.


- Ещё младшим школьником Вы с товарищами часто бегали на показы популярных советских фильмов. Хотя слышал, что Вы большой поклонник индийского кино и даже заочно знакомы с «индийским Чарли Чаплиным» Раджем Капуром, которому, к слову, 14 ноября исполнилось бы 90 лет.


- Да, мы с ума сходили по индийскому кино. А какая потрясающая музыка в нём звучала. «Цветок в пыли» стал первым индийским фильмом, который мне посчастливилось посмотреть. В селе Лебяжье на Алтайском крае, где прошло всё моё детство, каждый день в кинотеатрах показывали разные фильмы. И я старался не пропустить ни одни детский сеанс, тем более билет для школьников стоил всего 5 копеек.


Фильмы с участием Раджа Капура «Бродяга» и «Господин 420» мы посмотрели с ребятами раз десять. Мы редко занимали места в зрительном зале. Обычно перед началом сеанса садились перед самой сценой и, задрав голову, смотрели на экран. Мне настолько нравился Радж Капур, его игра, характер его героев, что я решился написать ему письмо. Тогда учительница по английскому языку помогла мне перевести текст, и, заполнив конверт, я отправил его в Индию.


- Вам удалось разузнать домашний адрес актёра или писали, как «на деревню дедушке», до востребования?


- Всё было намного проще: «Индия. Бомбей. Студия Р. Капура (R.K. Films)».


Первое время я постоянно бегал на почту и спрашивал, не приходило ли мне письмо из Индии. Прошло полгода, и я уже смирился, что любимый актёр не ответит. А ближе к лету почтальон принесла нам совсем потрёпанный конверт с бесконечным количеством штемпелей. (Я же обратный адрес написал на русском языке, поэтому отправитель из Индии, заполняя письмо, допустил много ошибок в адресе). Вот оно и ходило по всему Алтайскому краю.


- Неужели ответил сам Радж Капур?


- Да, письмо пришло от него. Я был на седьмом небе от счастья. Тут же накатал ему ответ и снова опустил письмо в почтовый ящик.


- Что же написал Вам «товарищ Бродяга»?


- Тогда же мало рассказывали о творчестве актёров. Особенно зарубежных. Поэтому я попросил его рассказать немного о себе, о своих ролях в кино, о фильмах, над которыми он работал.


Интересный случай помню из его биографии. Сыграв в 1947 году несколько главных ролей, он вложил заработанные средства в создание своего первого фильма «Испепеляющая страсть». В этой картине о начинающем театральном режиссёре проявилось много характерных элементов будущих фильмов Капура: контрастная чёрно-белая съёмка с игрой света и тени, автобиографические штрихи, философия подлинной и фальшивой красоты, тема истинного предназначения художника. С этой картины и началось сотрудничество Раджа Капура с актрисой Наргис, с которой впоследствии он вместе снялся в 16 фильмах – уже на студии «R.K. Films».


Наша переписка с «отцом индийского кино» велась довольно долго. Позже он присылал мне грампластинку с песнями Талата Махмуда, фотоальбом о жизни и деятельности Джавахарлала Неру и в 1966 году – книгу «Открытие Индии» Д. Неру на английском языке. В ней Радж Капур оставил свой автограф. И когда я был уже студентом МГУ имени М.В. Ломоносова, в Москву на гастроли приезжали Лата Мангешкар и Мукеш, индийские артисты, чьими голосами поют все актёры в фильмах Раджа Капура.


Я показал им книгу с автографом Капура. Они были приятно удивлены, что у русского студента есть его автограф. Конечно, в этой книге рядом появились ещё две дарственные подписи – Мукеша и Латы Мангешкар.


В 1967 году Радж Капур приезжал на Московский кинофестиваль, а ещё позже, в 1970-м году, – представлял свой новый фильм «Моё имя – Клоун». Но я почему-то не осмелился с ним встретиться.


- Тогда давайте вернёмся к разговору о детской литературе. Писать сказки дело непростое, должна хорошо работать фантазия. Вы с детства любили пофантазировать?


- Тогда я учился ещё в 4-м классе, и бабушка моего приятеля часто писала письма своей племяннице в Махачкалу. Но поскольку мой товарищ был ленивым, его бабушка просила писать письма меня. А помните, какие тогда письма писали длинные. Пока всем приветы передадут, поинтересуются, кто как живёт, потом всё о себе расскажут…


Вместе с бабушкой и моим товарищем мы присаживались за большой стол, и она начинала мне диктовать текст письма. Получалось нечто такое: «Мой сын Алёша очень много работает». И тут же я дописываю: «кроме того, он в бане гонит самогонку». Я выступал редактором её устного слова. (Смеётся). Бабушка ж всё равно не проверяла написанный текст. Зато ей приходили от племянницы письма, в которых она благодарила Марью Викторовна за содержательность и откровения. А бабушка и рада. Года три я вёл её переписку.


Конечно, очень любил читать. Правда, в сельской библиотеке детских книг было немного, и года за полтора я все перечитал. А художественную литературу детям тогда не давали, поэтому решил начать писать сам.


Уже с 7-го класса писал заметки для районной газеты «Хлебороб Алтая», в которой получил свой первый гонорар – 64 копейки. И сразу отправился в книжный магазин, где купил несколько детских книг, которых не было в нашей библиотеке.


Был редактором школьной стенгазеты «Весёлые странички». Потом судьба меня связала с районной газетой «Колос», в которой я отработал два года, а затем поехал в Москву поступать на журфак.


- А с какого возраста Вы посоветовали бы школьникам, желающим стать журналистами, начинать сотрудничество с печатными СМИ?


- Класса с шестого-седьмого. Хотя в люберецкой школе юнкоров занимаются ребята старших классов. Разумеется, чем раньше ребята начнут ходить на наши занятия, тем больше они смогут сделать хороших публикаций, да и опыта, конечно, наберутся.


  

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse