Новости

О новых тенденциях развития образования



В ноябре прошлого года педагогическому коллективу Люберецкого района была представлена новый начальник районного управления образования В.Ю. Бунтина. С тех пор прошло три месяца. И вопросов, связанных с произошедшими изменениями в сфере образования как на областном и федеральном уровнях, так и на местом накопилось немало.

В начале февраля в Люберцах прошла большая пресс-конференция с участием руководителя районной администрации Ирины Назарьевой и Виктории Бунтиной. Но на ней основная часть вопросов журналистов была посвящена непосредственно тем изменениям, которые коснулись дошкольного образования. Поэтому сегодня мы пригласили к диалогу Викторию Юрьевну, чтобы рассказать нашим читателям и о других изменениях и новшествах, которые сегодня происходят в сфере образования.


- Виктория Юрьевна, знаю, что в районе в прошлом году проходила реорганизация учреждений дополнительного образования. Какие при этом были поставлены основные цели?


- Действительно, в тот период, когда я заступила на должность руководителя системы образования, в Люберецком районе уже шёл процесс по реорганизации учреждений дополнительного образования детей. И на 1 января 2015 года все пять учреждений допобразования художественно-эстетической направленности были реорганизованы в одно: в Люберецкий дворец детско-юношеского творчества (директор – Светлана Николаевна Ионова). Спортивные школы так же были реорганизованы в одну спортивную детско-юношескую школу олимпийского резерва, которая присоединила к себе Красковскую спортшколу. Руководителем СДЮШОР стал наш известный спортсмен Павел Асланбекович Софьин.


К слову, в скором времени при СДЮШОР мы хотим открыть новые спортивные направления: секции настольного тенниса и шашек. Все документы уже подготовлены. Ждём лицензирования.


Реорганизация учреждений дополнительного образования произошла, прежде всего, с целью эффективного использования бюджетных средств и повышения заработной платы педагогическим работником. В соответствии с поручениями губернатора Московской области разработаны показатели по каждой сфере, в том числе, и по сфере дополнительного образования детей. Показатель заработной платы в этой системе для педагогических работников должен соответствовать восьмидесяти процентам средней заработной платы педагогических работников в общем образовании. А чтобы достичь таких результатов, нам необходимо было скорректировать все штатные расписания и привести их в соответствие.


Педагоги во всех учреждениях работают в прежнем составе и в том же количестве. Потому что второй показатель, к которому мы стремимся – охват детей дополнительным образованием. Общий процент, которого мы хотим достигнуть, составляет 82,8% от всех детей, проживающих на территории Люберецкого района, в возрасте от 5 до 18 лет. Процент внушительный, но он включает в себя не только систему допобразования в соответствующих учреждениях: здесь же фигурируют и детские сады, которые тоже могут оказывать дополнительные образовательные услуги, и учреждения общего образования, сфера культуры, занимающаяся дополнительным образованием детей и спортивная сфера, также осуществляющая деятельность с детьми.


Да, планка высокая, и чтобы выполнить этот показатель, мы должны были при реорганизации не только направить свои усилия на сохранение контингента детей, но и приумножить его. Поэтому перед новым руководством Дворца детско-юношеского творчества была поставлена задача: расширить контингент воспитанников за счёт открытия новых направлений деятельности как на бюджетной основе, так и на платной. Заработанные деньги от платных услуг тоже помогут нам достигнуть уровня повышения заработной платы для педагогов, осуществляющих образовательную деятельность, и, конечно, вторая часть этих средств будет направляться на развитие материально-технической базы наших образовательных учреждений.


- Следующий вопрос, который я хотел бы с вами обсудить – это приближающаяся пора ГИА и ЕГЭ. Знаю, что здесь снова есть изменения.


- По подготовке и проведению единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в общеобразовательных учреждениях мы вышли уже на финишную прямую. Региональная база данных выпускников, сдающих экзамены, сформирована в полном объёме. И если в прежние годы база закрывалась 1 февраля текущего года, то в этом году она продлена до 1 марта, чтобы наши выпускники с учётом требования вузов смогли успеть определиться с комплектом предметов, которые они будут сдавать на ЕГЭ. Предположим, что если вуз вовремя не опубликовал те предметы, которые будут профильными при поступлении, а выпускник выбрал, например, математику, обществознание и географию, но вуз показывает на эту специальность ещё и физику, то школьник придёт в недоумение, если этот комплект предметов не будет соответствовать поступлению в конкретный вуз на конкретную специальность. В связи этим и было продлено формирование базы данных выпускников до 1 марта.


Для поступающих в вузы результат ЕГЭ является стартовой ступенькой. В этом году 11 классы оканчивают 1183 выпускника. Как и раньше, мы сдаём экзамены по всем четырнадцати базовым предметам. Основными остаются русский язык и математика. При их успешной сдачи выпускник получает аттестат. Но если раньше математика сдавалась для всех ребят на одинаковом уровне, то на сегодняшний день, чтобы просто получить аттестат, достаточно сдать базовый уровень. Однако если в вузе, куда собирается поступать выпускник, математика является профильным предметом, то в школе ему придётся сдавать этот предмет также на профильном уровне.


Сегодня порядка сорока процентов наших выпускников выбрали математику на базовом уровне, остальные – на профильном.


Наиболее востребованным предметом после базовых остаётся обществознание. В этом году пользуется спросом география и английский язык, который, кстати, теперь будет сдаваться как устно, так и письменно.

На территории Люберецкого района в этом году работают десять пунктов проведения экзаменов. И сегодня мы имеем только две волны сдачи экзаменов: досрочная (март-апрель) и основная (май-июнь). Все выпускники прошлых лет, которым нужно сдать экзамены, также должны уложиться в эти сроки. Более подробную информацию можно посмотреть на сайте нашего управления: luberu.msk.ru.


- Прошло почти десять лет, как выпускники стали сдавать единый государственный экзамен. Тем не менее, одна только аббревиатура «ЕГЭ» у некоторых ребят до сих пор вызывает страх…


- Если девушка или юноша боятся сдавать экзамены, значит у них недостаточно знаний. И я не думаю, что все ребята должны обучаться в вузе. Ведь есть много прекрасных рабочих специальностей, которые позволяют так же стать квалифицированными сотрудниками, занимаясь любимым делом. На сегодняшний день у нас довольно большой процент молодых людей, получивших специальности экономиста, юриста или менеджера, но сейчас рынок этих профессий переполнен, и дипломированные специалисты не могут найти себя на рынке труда. Поэтому они вынуждены устраиваться на работу более низкого уровня квалификации и, по сути, окончив вуз, они трудятся, используя среднее профессиональное образование. Это тоже несправедливо.


С 2015 года появился «допуск к ЕГЭ», которым является итоговое сочинение. (Если же ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья или инвалид, и от него есть заявление, то вместо сочинения он может писать изложение). В том случае, если одиннадцатиклассники не сдают итоговое сочинение, у них не появляется допуска к единому государственному экзамену. Итоговое сочинение наши выпускники сдавали 3 декабря 2014 года, и из 1183 человек 20 получили «незачёт». Пересдача состоялась 4 февраля, тем не менее, трое выпускников зачёт так и не получили. Их последняя попытка – 6 мая. Если будет провален и этот шанс, то к сдаче ЕГЭ они допущены не будут. А несдача итоговой аттестации ведёт к тому, что вместо аттестата выпускнику выдаётся справка.


- А что касается государственной итоговой аттестации в 9-х классах?


- Среди обязательных предметов для сдачи ГИА остаются русский язык и математика. И если раньше экзамены по выбору проводила сама школа (билеты, проекты, собеседования), то уже с прошлого учебного года эти экзамены проводятся с использованием контрольно-измерительных материалов. У нас десять учебных предметов. Основной государственный экзамен в этом году сдают 2032 выпускника-девятиклассника.


Люберецкая гимназия № 44 в этом году выступает, как межмуниципальный пункт проведения экзаменов. Здесь будут сдавать экзамены ребята из расположенных рядом городских округов Котельники, Дзержинский и Лыткарино. Речь идёт о выпускниках прошлых лет и тех, кто будет сдавать экзамены досрочно.


- Есть ли «срок годности» у результатов ЕГЭ?


- Срок действия свидетельства единого государственного экзамена неограничен.


- Каких специалистов сегодня в наших школах дефицит?


- Во все годы ощущается нехватка учителей начальных классов.


С 2011 года внедряются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в которых предусмотрены кроме основной нагрузки ещё и внеучебная деятельность (до 10 часов в неделю на каждого ученика). А это значит, что необходимо найти ещё преподавателей, которые смогли бы в силу своего образования осуществлять эту деятельность. Ведь здесь общее образование детей интегрируется с дополнительным. И если раньше ребята имели возможность оставаться на продлёнке, и за ними осуществлялся только присмотр и уход (плюс дети выполняли домашнее задание), то сегодня во второй половине дня после динамической паузы дети остаются с учителями для развития способностей культурного, спортивного или эстетического направлений.


Внеучебная деятельность введена в стандарт, и, соответственно, будет влиять на успеваемость и на получение аттестата зрелости.


- Был такой период в начале 90-х годов, когда в школах были введены нулевые классы, и некоторые ребята учились по программе 1-3, «перепрыгивая» через 4-й класс. Сегодня к этому возвращаться уже бессмысленно?


- С шести лет отдавать детей в школу не рекомендуется. Хотя в законе «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность родителям отдать ребёнка в школу младше 6,5 лет. Поэтому если мамы и папы принимают решение о том, что их ребёнок подготовлен к школе в таком возрасте, то такая деятельность осуществляется через психолого-медико-педагогическую комиссию и через управления образования.


На сегодняшний день «нулёвки» в школах не предусмотрены законом. Но в соответствии с нормами СанПиНа для первоклассников при наличии условий нужно иметь спальни. Но это, в первую очередь, относится к новым учреждениям общего образования. В Люберецком районе пока нет таких возможностей, потому что многие наши школы переполнены и даже кое-где осталась вторая смена.


Что касается программы 1-3, то на новых стандартах её нет. Все школьники учатся только по программе 1-4. Кстати, пятые-шестые классы у нас тоже уже работают по новым стандартам – с современными учебно-методическими комплектами и учебниками.


- Сегодня все общеобразовательные учреждения могут обеспечить ребят учебным пособием и необходимой художественной литературой?


- Школьные библиотеки учебниками оснащены очень хорошо, потому что из года в год в рамках субвенции на общее образование для нас предусмотрены денежные средства на приобретение учебников и учебных пособий. Этих денег нам полностью хватает для обеспечения всех учащихся с 1 по 11 классы. Со следующего учебного года в комплекте с печатными изданиями мы планируем работать и по электронным книгам.


Художественную литературу за счёт средств субвенции мы не закупаем. Здесь работают благотворительные фонды, и для школ, конечно, очень большое значение играет участие родителей. Художественная литература требуется, н пока, увы, в школьных библиотеках её недостаточно.


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse