Новости

Культура должна помогать людям


Заслуженная артистка РСФСР Елена Григорьевна Драпеко в представлении не нуждается. Свою зрительскую любовь она получила ещё в начале 1970-х годов, сыграв главную роль – Лизу Бричкину – в знаменитом фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…». Потом актриса полюбилась нам по ярким ролям в «Безотцовщине», «Вечном зове», «Хористке» и «Мужестве».
В последнее время в силу своей занятости она снимается редко. Больше занимается депутатскими делами, помогает избирателям решать их наболевшие проблемы. И отрадно, что в своём плотном графике работы актриса нашла время, чтобы пообщаться с нашим корреспондентом. 

- Елена Григорьевна, после премьеры фильма «А зори здесь тихие…» Вы получали огромное количество писем от своих поклонников. Сегодня уже как депутат Государственной Думы к Вам снова поступают обращения от людей. С какими вопросами и просьбами обращаются чаще? 


- Это довольно сложный вопрос, потому что каждый день мне приходит порядка тридцати писем от наших избирателей со всей страны: ведь я являюсь депутатом по федеральному списку, поэтому обращения поступают отовсюду. Конечно, многие хорошо помнят меня по старым ролям, и для них я по-прежнему Лиза Бричкина – своя, родная… Поэтому они могут мне поведать то, что, возможно, больше никому и никогда не рассказали бы.

В основном, в письмах поднимаются проблемы, связанные с жильём, со здоровьем и медицинским обслуживанием, помощью многодетным семьям. Мы реально обращаемся к главам регионов, восстанавливаем очередь, и когда нарушен закон в отношении человека, а такое бывает, помогаем восстановить законность. Если человек по незнанию закона вовремя не обратился в ту или иную службу, мы просим администрацию в порядке исключения включить его в зону своего внимания. И люди остаются нам благодарными.

Была даже просьба от заключённого: в доме, где живёт его мать, он попросил установить съезд для её инвалидной коляски. Администрация муниципального образования, в котором она проживала, пошла нам навстречу.

- Так это, в принципе, вопрос, который и должен решаться на местном уровне. Значит, неспроста мужчина обратился к Вам как к депутату Госдумы… 


- Как показывает практика, у местных властей всегда есть какие-то более значимые задачи. Их тоже можно понять. Иной раз до мелочей просто руки не доходят, но иногда, да, попадаются равнодушные чиновники…

Очень хорошие отношения у меня складываются и с муниципальными властями. Почему-то люди думают, что вот приедет из Москвы «дядя» или «тётя» и наведёт порядок. Иногда бывает инертность, а иногда – просто недостаточная грамотность политиков. Народ нередко выбирает главами администраций и депутатов муниципальных советов людей, которые плохо знают законодательство, почти не разбираются в бюджете и не знают своих полномочий. И я как опытный депутат часто прихожу им на помощь. Тем более авторитета у депутатов Госдумы побольше, к нам прислушиваются. Кроме того существует Федеральный закон № 116-ФЗ, согласно которому, любое должностное лицо в стране, включая Президента, обязано ответить депутату на его депутатский запрос в указанный в законе срок (в течение 30 дней). Сейчас работа с обращениями граждан несколько упростилась, ведь мы рассматриваем не только письма, приходящие по почте, но и работаем с электронной почтой. И отвечаем на все обращения, если, конечно, они подписаны и имеют обратный адрес.

- Готовясь к нашей встрече, я заглянул в журнал «Русский мир», в котором несколько лет назад было опубликовано Ваше интервью. В одном вопросе была затронута тема внесения поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации» (Я имею в виду те поправки, которые были внесены ещё в тот период, когда главой государства был Дмитрий Медведев). И Вы ответили, что художественное образование должно оставаться главным.

- Речь шла о музыкальных и художественных школах. Дело в том, что в старом законе художественное образование отмечено, как «дополнительное», оно приравнено к кружковому, а поэтому итогового документа об образовании не выдаётся. Сегодня эта норма изменена, и приняты специальные три закона «О художественном образовании». В том числе, введено понятие интегрированного образования. И в законе об образовании появилась отдельная глава «Особенности художественного образования в Российской Федерации». Вот в ней-то мы и раскладываем всё по полочкам. И эстетическое воспитание, и начальное профессиональное образование.

Скрипач начинается в 5 лет… А раньше в законе профобразование у нас начиналось с 14 лет. Какая получится балерина, если её начать учить в 14 лет?

Стоит вопрос и о втором высшем бесплатном образовании. Есть такие профессии в нашем творческом цехе, которые требуют жизненного опыта: режиссёр, сценарист или балетмейстер. Ну, каким режиссёром может стать выпускник 11-го класса? Или о чём напишет сценарист в 18 лет? У них ещё нет жизненного опыта. Например, Александр Исаевич Солженицын сначала окончил в Ростове физмат, а потом поступил в Литературный институт, чтобы стать писателем.

Второе образование в России, по закону, у нас платное. Поэтому если у человека нет возможности за него платить, он никогда не получит желаемой профессии. И это неправильно. Поэтому теперь мы ищем возможности – как второе образование сделать бесплатным. Но это, в основном, будет касаться профессий деятелей искусства.

Ещё моя главная задача как заместителя председателя Комитета Государственной Думы по культуре – помочь гражданам осуществить доступ к культурным ценностям. Мы должны увеличить сумму финансирования в бюджете, которая поддерживает население в их культурных потребностях. Необходимо увеличить финансирование и тем, кто производит эти культурные ценности. Ведь важно понимать, что культура производит не продукцию, а духовные ценности. Именно культура выделяет из жизни главное – то, что становится смыслом и целью общества. Сначала был «Город Солнца» Кампанеллы, потом появился Маркс, который научно доказал, что это возможно. Следом пришли социал-демократы и большевики, которые это смогли реализовать в различных формах. Нужно поставить цель: научить людей мечтать и показать им, что мечты осуществимы. Именно в этом задача искусства и культуры.

Культура должна помогать людям. Помогать совершенствоваться, искать ответы на главные вопросы жизни, помогать выстраивать столпы нравственной опоры, держась за которые, люди могут друг с другом сотрудничать.

- Говоря о культуре, не могу не затронуть тему создания мультфильмов и сказок, которые, по сути, должны играть немаловажную роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. После распада Советского Союза, увы, ни достойных детских фильмов, ни качественных мультипликационных картин у нас почти не выпускают. Нет госзаказа?

- Конечно, те купленные за рубежом модели мультфильмов, которые мы приспосабливаем, не являются показателем высокого профессионального мастерства. Но у нас и сейчас продолжают делать хорошие полнометражные мультфильмы. Например, «Князь Владимир». Такие работы финансируются за счёт государственных средств. Здесь государство берёт на себя большую часть затрат. Мало того, мы сегодня разрешили стопроцентное финансирования фильмов для детей и юношества производить за счёт госбюджета. И в силу того, что из телевизионных эфиров стали пропадать детские передачи, мы были вынуждены принять закон, разрешающий размещение специализированной рекламы в детских передачах…

- С кинотеатрами тоже не так просто. Цены на билеты необоснованно высокие, кинозалов по стране остаётся всё меньше…

- Из-за нехватки кинозалов как раз и повышаются цены на билеты. Но эту проблему мы тоже постепенно решаем, выделяя средства из государственного бюджета на строительство мультицентров. Пока это суммы небольшие, но мы пытаемся давить на наше правительство и отбирать для этих нужд деньги. (Улыбается). Кинотеатрам необходимо вернуть функцию клуба, чтобы там были не только просмотры фильмов, но и другие культурные услуги.

- Совсем недавно пересматривал фильм «Безотцовщина», где ваша коллега по актёрскому цеху Надежда Федосова, сыгравшая тётю Нюру, была депутатом сельсовета. Когда она приезжала к вашей героине Ольге Муромцевой в гости, она с гордостью рассказывала ей, что у них в селе асфальт положили, автобус пустили… Насколько сегодня депутаты Государственной Думы отслеживают качество жизни селян?

- Существует целевая федеральная программа «Социальное развитие села». В ней предусмотрены задания, финансируемые из госбюджета. В частности, в прошлом созыве мы профинансировали строительство сельских дорог, сегодня строим сельские культурные центры, которые смогут объединить в себе и клуб, и социальные учреждения, и библиотеку. Строятся и спортивные сооружения. Решаем проблемы, связанные со строительством мостов, прокладкой дорог, переходами через железнодорожные пути. Кроме того, мы отслеживаем и выделение средств другими организациями, подключенными к решению тех или иных вопросов. Вообще, депутат – это глаза, уши и ноги своих избирателей. (Смеётся).

Несмотря на своё постоянное присутствие в Госдуме, я продолжаю оставаться актрисой, и в 2013 году снялась в фильме «Женский день», а в прошлом году – сыграла мать главной героини Марины Белозоровой в детективном телесериале «Шаманка».

- Как Вам удаётся совмещать свой плотный график депутатской деятельности с работой в кино?

- Сейчас съёмочные технологии совсем другие, и фильмы снимаются очень быстро. Две серии «Женского дня» мы отсняли всего за 14 дней. Озвучание не производим: звук пишем сразу на съёмочной площадке. Всё просто.

- Тех денег, которые актёры зарабатывали на съёмках в советском кино, на жизнь хватало. А сегодня?

- (Улыбается). Актёры живут, но они не снимаются только в одном фильме. Помимо этого они ещё занимаются озвучанием других картин, играют в театре… Хотя есть популярные артисты, у которых очень большие гонорары. Я к таким актрисам не отношусь, но, к слову, и не выставляю высокие расценки за съёмочный день. Работать в кино – для меня сегодня это уже удовольствие, потому что главные свои роли я сыграла.

- Вы даже книгу успели выпустить «Лиза Бричкина – навсегда».

- Да. И два года назад была в Петрозаводске, в воинской части противовоздушной обороны, где в одном из подразделений во время войны служили эти девушки, главные героини фильма «А зори здесь тихие…». Я даже встретилась с местными жителями, которые помнят съёмки картины, а ведь это было 40 лет назад. Ностальгия…



Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото автора и из архива

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse