Самое главное в жизни – любовь


В гости к второклассникам из гимназии № 16 недавно приходила ветеран трудового фронта поэтесса и художница Галина Ильина. К этой встрече готовились и школьники, и сама Галина Михайловна. Ребята показали несколько художественных зарисовок на военную тематику, с выражением читали стихи, а в завершение своего выступления хором исполнили песню.


Дальше все принялись слушать уважаемую гостью.


- Когда началась война, мне было 9 лет, и я тоже училась во 2-м классе, – начала свой рассказ Галина Михайловна. – Тогда мы с семьёй жили в подмосковном Солнечногорском районе. Через несколько дней к нам пришли первые повестки в военкомат. Молодые парни один за другим уходили на фронт. И уже через месяц у нас в деревне не осталось ни одного мужчины. Все ушли воевать, а домой так никто и не вернулся…


Когда вокруг уже были слышны бои и доносились взрывы снарядов, мы с мамой и бабушкой вырыли во дворе дома маленькую землянку, и во время бомбёжек в ней укрывались.


Хорошо помню тот день, когда солдат угостил меня большим красным яблоком, достав его из вещмешка. А его товарищ, увидев меня, притащил из машины к нашей земляночке мешок сухарей.


В соседнем доме организовали лазарет, куда подвозили раненых бойцов с фронта. Мама была фельдшером, поэтому она всё время находилась рядом с ними. Я тоже ей помогала. Однажды она посадила меня между двумя ранеными в живот солдатами, и я, окуная марлечку в стакан с водой, смачивала им губы. Ведь при таких ранениях им нельзя было пить.


С ужасом вспоминаю тот день, когда наши бойцы попали в плен. На улице стоял сильный мороз, и немцы, сняв с них телогрейки, валенки и тёплые шапки, полуголыми гнали пленных через всю деревню. Того, кто падал – расстреливали на месте. Остальных пуля настигла за деревней. Там до сих пор осталась братская могила. В ней покоится и мой дядя, которому тогда было всего 27 лет.


Выставив меня с мамой и бабушкой на улицу, фашисты организовали в нашем доме штаб. А нам пришлось ютиться в своей крохотной непригодной для жилья землянке. Но немцы здесь были всего 12 дней, и когда уходили, они сожгли всю деревню. Наш дом заполыхал последним. Подлость их заключалась ещё и в том, что в два подбитых советскими солдатами «Тигра», стоящих в деревне перед их штабом (нашим домом), они заложили несколько минзамедленного действия. И пока мы бегали вокруг нашего горящего дома, стараясь палками и баграми разрушить стены, чтобы хоть как-то предотвратить пожар и спасти запасы картошки, засыпанные под домом, эти мины взорвались.


Дом пылал сверху донизу. И вдруг моя старенькая бабушка срывается с места и бежит в огонь. Мама хотела ринуться за ней, но я вовремя её схватила и не пускала. Через несколько минут бабуля выбежала с мешком на плечах, а на ней уже во всю полыхала одежда. Мама толкнула её в снег и стала катать. Но тут бабушка вскочила и закричала: «Что ты меня гасишь? Ты давай лук спасай. Замёрзнет же»…


Потом помню, как один пожилой солдат подошёл к моей маме и спросил, где мы будем жить. Ведь наш дом был спалён дотла, и оставалась только крохотная землянка, которую мы с мамой и бабушкой соорудили ещё в начале войны. Маме оставалось только развести руками. Тогда он собрал солдат, и они принялись рыть нам пригодную для ночлега землянку. Копать начали прямо на месте пожарища, разгребая угли и головёшки. Земля-то вокруг была донельзя промерзшая, поэтому «по горячим следам» работалось быстрее. За три дня они сделали нам «жилище». Тут мама с бабушкой сразу вспомнили о прикопанной картошке. И чтобы её спасти, мы из новой землянки прокопали лаз в старый подпол. Уцелевшие клубни бабушка укутывала и припрятывала для посадки, а остальной картофель, что подмёрз или обгорел, мы ели.


Три года прожили в этой землянке. Но летом в ней было очень холодно и сыро, поэтому для жилья мы смастерили себе небольшой сарайчик.


Горько вспоминать все эти страшные военные годы. Но уже в то время я поняла, что самое главное в жизни – любовь. К семье, к друзьям, к Родине, к людям… Если вы любите, то никогда не совершите никакого злого поступка.


из воспоминаний Галины Михайловны:


В 1941-1942 учебный год у нас никто не учился. В школу мы пошли только следующей осенью. Ребята всех возрастов сидели в одном классе. Писали на том, у кого что было – какие-то листочки, обрывки бумаги, газеты…


Когда фашисты подошли к Истринскому водохранилищу, вода с него была спущена. А морозы тогда были сильные, поэтому лёд остался нетронутым. И немцы пустили по льду пробный танк. Он прошёл. Тогда за ним двинулись остальные. Но едва они дошли до середины водохранилища, лёд прогнулся, и все танки скатились в «ущелье». Никому спастись не удалось. А весной, когда лёд растаял, танки легли на дно водоёма.



После окончания встречи ребята и классная руководитель 2В класса Э.А.Гасанова поблагодарили Галину Михайловну аплодисментами и преподнесли ей букет жёлтых хризантем. Почётная гостья тоже пришла к ученикам не с пустыми руками. Она подарила школе несколько своих книг, в их числе, об истории государства Российского, которую Г.М. Ильина особенно посоветовала прочитать ребятам.


         


Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий