О новостях мы узнавали первыми


За какую бы работу не принималась Валентина Михайловна Баранова, она всегда выполняла её на совесть. Из 54 лет своей трудовой деятельности 37 она посвятила сфере связи. Отсюда и привычка – всегда быть в курсе всех событий. Она даже сейчас, уйдя на пенсию, старается не пропускать ни одной важной новости. Будь то мир политики, культуры или здравоохранения.


В начале апреля как ветеран трудового фронта В.М. Баранова была награждена медалью к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.


- Мне было 11 лет, когда началась война. Жили мы в селе Ижевское, что в Спасском районе Рязанской области, – рассказывает Валентина Михайловна. – Мой отец Михаил Петрович был инвалидом труда, поэтому на фронт его не взяли. В 1943 году папе ампутировали ногу. Сначала одну, а следом вторую. И не суждено ему было дожить до Дня Победы – он умер в начале 1945-го.


Мама Матрёна Андреевна работала в колхозе. Вместе с ней трудилась и я. Осенью собирали на полях картошку, а летом пололи свёклу и морковь. Нам выделяли по грядке, у которой конца и края не видать, и пока не выполешь – с поля не отпускали. В период сенокоса продолжали работать в колхозе. Сушили сено, потом сгребали его в копны, забрасывали на телегу, довозили до обозначенного места и там метали стога. В обед нас кормили похлёбкой или давали кружку молока и пару картошин, которые мы отваривали на костре.


Зимой после школы приходилось ездить за три километра в лес за дровами. Топорик в руки и – вперёд, что наберёшь, то и истопишь.


Немец до нашего села не дошёл, но хорошо помню, как над нами каждый день в сторону Горького летали самолёты. Ночью часто приходилось вскакивать с кровати от рёва сирен и шума бомбёжек. А в районе 4-х часов утра самолёты возвращались обратно.


Четверо маминых братьев воевали, но домой вернулся только один… Терентий погиб под Ленинградом. Иван, старший брат, был тяжело ранен в голову и попал в плен под Кёнигсбергом. Два раза сбегал, но его догоняли. На третий раз сбежать удалось, трое суток он ничего не ел и не пил, пока не нашёл «убежище» в небольшом хуторе, где его приютили местные жители. Три месяца дядя Ваня у них прожил, а вскоре умер. Самый младший мамин брат погиб под Ворошиловградом. Как сейчас помню его последнее письмо: «Порохом не пахнет, но слышны орудийные выстрелы. Ждём приказа идти в бой». Позже мама ходила в военкомат, но никаких сведений о его месте захоронения нет. Пропал без вести.


В 1948 году я окончила десятилетку и поехала поступать в Московский политехникум связи. Через два года его окончила и по распределению попала в Центральную междугороднюю телефонную станцию, была техником. Потом работала с аппаратурой дальней связи в усилительном пункте в Люберцах, на Смирновской, 2. Проработала здесь до 1961 года. К этому времени в стране уже проложили кабель Москва-Новосибирск, и нас перевели в деревню Часовня. Сейчас аппаратура дальней связи там не обслуживается, а только работает как усилитель. В 1977 году меня пригласили на должность старшего инженера в Главный центр управления междугородними связями Министерства связи СССР. Работала на направлении Средней Азии. Организовывали наземную связь Москвы с Байконуром, Джезказганом, Семипалатинском – с ракетчиками и космонавтами. Устраивали обходные связи во время боевых учений, проводимых Министерством обороны. Представляете, насколько всё было секретно. Даже когда в 1988 году уходила на пенсию, я давала подписку о неразглашении информации. В течение трёх лет не имела права выезжать из страны. А прошло чуть меньше года, и вдруг передают в новостях, как Горбачёв показывает наши ракетные установки в Талдыкоргане. Вот тебе и секретные объекты оборонного значения…


Тридцать семь лет и семь месяцев я проработала в сфере связи. Интересная была работа. Мы же первыми узнавали все основные новости. Но когда у меня родился внук, пришлось уйти. Когда он пошёл в детский сад, устроилась туда нянечкой – и внучок под присмотром, и дополнительный заработок к пенсии. А в 1992 году вместе отправились в школу. Он – учеником, а я – «главной по чистоте». Через 12 лет по состоянию здоровья я ушла на заслуженный отдых. Сейчас хоть и не работаю уже, но продолжаю отслеживать, какие события происходят в нашей стране. Должна же я быть в курсе всех событий…


Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий