История одного лётчика


Лауреат Государственной премии СССР, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского военный лётчик Георгий Михайлович Левковцев переехал в Люберцы недавно, но уже успел о себе заявить. Собеседником ветеран Великой Отечественной войны оказался очень интересным, но не потому, что за плечами у него длинная и насыщенная событиями жизнь, – просто ему есть что рассказать и чем поделиться.


Совсем скоро, 14 июня, Георгий Михайлович будет принимать поздравления по случаю своего 90-летия. Но встретиться с ветераном я решил непосредственно в канун Дня Победы. Ведь он – настоящий защитник своего Отечества.


Когда в 1925 году у Михаила Феодосьевича и Натальи Константиновны Левковцевых родился Жора, их семья жила в центре Москвы. Позже они переехали в Востряково, где на одном из заводов в годы войны трудился уже повзрослевший их сын.


Кстати, Константин Дмитриевич, дед Георгия по материнской линии, родился в семье потомственного дворянина Д.Т. Свищевского. Был кадровым офицером русской армии, капитан лейб-гвардии Финляндского полка. Ходил на службу в Зимний дворец. В 1899 году поступил вольнослушателем в Императорскую академию художеств. Учился успешно, постоянно участвовал в выставках, и одна из его картин даже была отмечена премией Общества им. Куинджи. Позже некоторые работы Свищевского приобретали разные именитые люди, среди них – сама императрица Мария Фёдоровна и княгиня Ольга Александровна Романовы.


К сожалению, из-за занятости по службе и в связи с военными и политическими событиями, охватившими Российскую империю в первые десятилетия XX века, он так и не смог окончить художественную академию. В апреле 1911 года Константин Дмитриевич скоропостижно скончался, а спустя год в Академии художеств была открыта выставка, включившая более двухсот картин. Теперь некоторые его работы хранятся у внука. Остальные были утрачены во время блокады Ленинграда.


Георгий Михайлович тоже хотел пойти по стопам родного деда, но, как сам признаётся, «желание было, да не было таланта рисовать». Поэтому он поступил в Чугуевское авиационное училище лётчиков и окончил его по 1-му разряду.


Служил в Днепропетровске, где и познакомился со своей будущей красавицей-супругой Надеждой, прогуливаясь по парку им. Чкалова летом 1951 года.


- Окончив музыкальное училище по классу виолончели, она преподавала музыку, – вспоминает Георгий Михайлович. – Но когда между нами завязались уже более тёплые отношения, я, молодой лётчик, в Днепродзержинске разгонял на бреющем полёте местный базар, рядом с которым она работала. Хотел ей понравиться ещё больше. (Смеётся). «Ты когда своего хулигана-лётчика заберёшь? – спрашивал у неё в шутку директор музыкальной школы. – Ведь он в городе скоро всех жителей распугает». И забрала. Вместе мы переехали в Ленинград, где я поступил в Краснознамённую военно-воздушную инженерную академию. Тот, кто хорошо учился – сразу зачислялся в лётную группу. Зимой мы учились, а летом летали в Гатчине. В 1957 году я окончил обучение. Но после мне ещё не раз приходилось летать на Яках, МиГах и «Спитфайрах». Служил в Ржеве, был главным инженером ремонтного завода на аэродроме, потом перешёл в Калинин, трудился в НИИ. Мы всё время были в тесном контакте с Центром подготовки космонавтов. Занимались противокосмической обороной, организовывали работу в космосе.


В Научно-исследовательском институте Министерства обороны я прошёл путь от начальника отдела до заместителя начальника управления. Но в 2007 году, переехав в Люберцы, ушёл на заслуженный отдых. У нас с Надеждой Сергеевной две замечательные дочери, две внучки и правнук – Жорик.


Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото автора (на фото Г.М. Лековцев с портретом своего знаменитого деда)


За работу в области специального аппаратостроения в 1981 году Г.М. Левковцев стал Лауреатом Государственной премии СССР. Занимался разработкой космической системы предупреждения о ракетном нападении.

Нет комментариев
Добавить комментарий