Новости

АЛЕКСАНДР ЧАЙКА: «ЛЮБОВЬ – ОГРОМНАЯ СТРАНА»


Какая же чудесная пора – месяц май, когда пышным цветением садов и пением птиц Природа поет гимн Солнцу, добру и миру. Ну и, конечно, любви, - какая же весна без нее! Вот и сегодня гостем нашей редакции станет человек, в чьем творчестве тема любви – самая, пожалуй, главная. Позвольте представить: художественный руководитель и ведущий артист Народного театра «Люберецкая оперетта» Александр Александрович ЧАЙКА. И с ним – наша беседа.


- Концертом 24 мая в районном Дворце культуры завершил свой седьмой творческий сезон Народный театр «Люберецкая оперетта». Какие события этого сезона вы, Александр, считаете наиболее значимыми?
- Наш театр – один из немногих в Московской области, кто дарит людям радость общения с таким замечательным, но трудоемким жанром, каким является оперетта. На наших спектаклях царят музыка, любовь и красота жизни, но у самого театра есть особые сложности на пути к зрителю и выпуску новых постановок.


Вот и седьмой наш сезон выдался сложным и противоречивым. В условиях строжайшей минимализации или, как говорят, повальной оптимизации, крепко стоять на ногах и следовать собственным курсом - ох, как не просто! А удержать состав опытных актеров и привлечь новых порой сложнее, чем отлично исполнить арию мистера Икса или выходную арию Марицы. 


При изобилии в Москве театров и театриков, успешно работать в городе, откуда до столицы «рукой подать», сохраняя свое творческое кредо, свое лицо - поистине головоломка. Но мы стараемся! И рады, что в нынешнем сезоне директор Люберецкого районного Дворца культуры, Николай Александрович Филонов, направил наш театральный парусник на волну сложнейшей постановки - оперетты советского периода «Девичий переполох» на музыку Народного артиста РСФСР Ю. С. Милютина. Знаменателььно, что впервые эта оперетта была поставлена в победном, 1945 году.


Нами сделано немало для того, чтобы приблизиться к премьере. Пошиты костюмы, завершены все оркестровки. Однако, спектакль оказался весьма непростым для нашей сцены, особенно в постановочном плане; в нем много драматических сцен и сложнейших дуэтов и терцетов .В спектакле заняты как вокалисты и драматические артисты из нашего коллектива, так и наши друзья из столичного театра Художественной публицистики.


А еще надо держать на плаву спектакли действующего репертуара, участвовать в концертах. Вот и в дни празднования 70-летия Великой Победы мне довелось работать на шести концертных площадках. Так, в репетициях, спевках и прогонах, в спектаклях и концертах, и промчался театральный сезон как один миг. А новый сезон осенью намечено открыть премьерой года – именно опереттой «Девичий переполох». Администрация Люберецкого района и города Люберцы, районный Комитет по культуре стараются морально поддерживать нас. Спасибо им!


- По утверждению одного из российских режиссеров, «создание театра сродни рождению ребенка: без постоянной заботы он беззащитен не только в первые дни жизни, но и на каждом этапе взросления». Наверное, это важно – назвать тех, кто помогал театру «Люберецкая оперетта» «вставать на крыло», кого и сегодня можно назвать вашими сподвижниками?
- Когда семь лет тому назад я предложил руководителю Комитета по культуре района С.П. Чулковой воплотить у нас, в Люберцах, версию «Сильвы» И.Кальмана, ответ сразу был: «Мы «за»! Но как возможно без музыкальной базы, театральной бутафории, декораций поставить оперетту? И я искренне благодарен Ирине Геннадиевне Назарьевой, руководителю администрации Люберецкого района, за шанс, который был дан мне тогда для постановки «Сильвы» с приглашением актеров из Мосоперетты и Москонцерта!


Я очень благодарен тем, кто пришел к нам на постановку первого спектакля и остался поныне верен «Люберецкой оперетте». Это и Максим Якимов - наш опереточный «простак» с хорошей школой ГИТИСА, и Елена Матвеева-Ксенофонтова - аспирант вокального факультета московского Института музыки; некоторые другие артисты, пришедшие в труппу позже.


И у меня, и у работавших с нами еще с «Сильвы» профессиональных артистов было немало надежд на то, что в Люберцах будет заложен «первый камень» для своего музыкального театра. Но, увы!.. Недавно, 1 мая, ушел из жизни один наш актер из Краскова, Олег Семисынов (он известен и как актер театра Т.Дорониной). Помню, как он просил меня обязательно осуществить его и нашу общую мечту о создании городского музыкально-драматического театра. Как он переживал, видя, что после долгой репетиции я иду клеить по городу ночью до ста афиш к предстоящему спектаклю. Царствия небесного этому замечательному человеку!..


Я искренне признателен за внимание ко мне и к нашему театру печатным СМИ Люберецкого района, и редакции «Люберецкой газеты», в том числе; Люберецкому радио, где и сейчас я веду по четвергам свою маленькую рубрику «Маэстро». И, конечно, я благодарен руководству Дворцу культуры: Дворца. Ведь Дворец - и есть наши «родные пенаты».


- Вы, Александр, не только руководитель театрального коллектива, талантливый вокалист, но и опытный педагог. Довольны ли вы своими учениками?
- Рад, что есть несколько талантливых учеников, которые, как и я, не отказываются петь в родном районе на любой площадке, при любых условиях. Это моя ученица Нина Белова - старательная девочка с хорошими вокальными данными. Недавно я пригласил для совместной работы Ольгу Барабанову, которую многие помнят, возможно, по школе-студии эстрадного вокала «Геометрия успеха». Мы с радостью трудимся с ней над дуэтами, выступаем на многих площадках города, района и за его пределами.


- Вспоминаются ваши прекрасные дуэтные выступления с вашей артистичной и романтичной дочерью, Алисой. Если не секрет, какие у нее планы на будущее в плане профессии? Ее младшая сестренка, вероятно, тоже музыкой активно интересуется?
- Действительно, обе мои дочери – весьма романтичные натуры. Старшая, Алиса, учится в предпоследнем классе школы; думается, что она будет поступать на отделение эстрадного исполнительского искусства.


А младшая дочь, Джулия, в свои три с половиной года – уже человек явно театральный, довольно артистична и музыкальна. Моя супруга часто с ней слушает музыку, вместе они что-то заучивают, а потом Джулия дает нам концерты из попурри выученного. И не только дома, но и в нашей, например, поездке на Кубань, когда в вагоне поезда она неожиданно устроила гала-концерт. Овации пассажиров, которые тут же окрестили ее Аллой Пугачевой, не заставили себя долго ждать.


- Вскоре, 1 июня, будет отмечаться Международный день защиты детей. От кого и от чего в наши дни нужно защищать наших детей и молодежь?
- Конечно, от войн, агрессии и зла. Но нужно не только защищать детей, но и прививать им нечто очень важное. На своем примере могу сказать, что надо постараться ввести ребенка в мир эстетики, добра и красоты природы, создать гармонию вокруг себя и него. И, конечно, почаще общаться с ним. Это могут быть походы в театр или на обычную рыбалку, и даже работа с цветочными и овощными растениями в своей теплице! Главное, чтобы дети всегда чувствовали, что их любят.


- А о чем мечтали в детстве вы? Какие ваши надежды сбылись?
- Я все детство пел везде и всюду уже с четырех лет. И чем больше было зрителей, тем меня это заводило еще пуще! Шли годы, и я пел в школе на сцене, потом армия – тоже пел, далее Высшее музыкальное училище при Кубанской консерватории… И так далее, и сейчас пою!


- Какой самый дельный совет и от кого вы получили в жизни?
- В музыкальном училище им.Римского-Корсакова, где я учился, старейший и известный концертмейстер, Вениамин Дмитреевич Вотрин, сказал мне: «Саша, при любых обстоятельствах сохрани Божью искру в себе и «платиновое напыление» твоего голоса!» Я этот завет помню и стараюсь следовать ему и ныне.


- Широко известна песня «Арлекино» в исполнении А.Б. Пугачевой, где есть и такие слова: «Я Гамлета в безумии страстей который год играю для себя». Судя по репертуару театра «Люберецкая оперетта» и вашим концертным выступлениям, вам, Александр, «по плечу» не только лирические, романтические роли, но и драматические, и острохарактерные. А есть ли сценический образ, о котором вы мечтаете давно?
- Скорее, это не образ даже. Я мечтаю спеть свою самую яркую песню-историю в огромнейшем зале, с прекраснейшим звуком и светом, и снять клип! Мечтаю построить сольную концертную программу о моей жизни, труде и дороге. Но в песнях, в свете и в голосе. Вот так как-то.


- Кто из известных российских и зарубежных артистов вызывает ваш особый интерес своими вокальными данными и культурой пения, репертуаром?
- Из российских исполнителей - это Алла Пугачева и София Ротару, Валерий Леонтьев и Филипп Киркоров. Эти корифеи и ныне с достоинством и шармом несут хороший эстрадный заряд и эмоции миллионам слушателей. Отдаю дань певцам прошлых лет - Татьяне Шмыге и Лилии Амарфий, с которыми мне посчастливилось работать на выездных спектаклях Московской оперетты; И.Д. Кобзону, держащему много лет в полном порядке не только голос, но и осанку.
Из зарубежных мастеров вокала отдаю предпочтение Карелу Готу и Лилии Ивановой. Они настолько профессиональны, что и ныне у них можно многому поучиться начинающим исполнителям. 


- Продолжите, пожалуйста, фразу: «День для меня прожит не зря, если…»
- День для меня прожит не зря, если я подарю немного себя тому, кто во мне нуждается. На сайте нашего театра есть стихотворение, с которым там может познакомиться каждый. Видимо, и надо жить, как в этом стихотворении: не тратить короткое свое земное время на тех, кто вас не ценит, кто не нуждается в вас.
Если я в этот день нахожусь дома, то утром во мне нуждается моя младшая дочь Джулия, - моя радуга, мое солнышко! И какое счастье - после выступлений обязательно пообщаться с природой, с землей и водой...


- Достаньте мне не яркую звезду,
А птицу непременно синюю.
Пускай я в тот же вечер улечу
За нею вдаль за горизонта линию…
Это фрагмент песни «Синяя птица», которую вы так прекрасно исполняете. Представьте на минуту, что эта сказочная птица сама, добровольно прилетела к вам и готова исполнить три ваших желания. Какие они?
- Я хочу петь песни, которые написаны не «в стол», а найдут отклик в сердцах зрителей, слушателей. Мечтаю, чтоб нашелся такой чуткий композитор, который заглянул бы в глубину моей души и глаз, вслушался в мой голос и понял, какое чудо по имени «песня» он может сотворить для меня. И чтобы потом, когда эта песня состоится, люди могли наслаждаться работой нас - автора и исполнителя!


А еще хочу остаться самим собой. И петь, петь, петь, ... И долю этого успеха распространить на наш театр: ведь он должен быть! Как в сказке Золушка: «Добрые люди, а, добрые люди! Вы ведь есть!..»


- Символично, что возраст человека измеряют не количеством прожитых им зим, а числом его лет. Пожалуйста, Ваши пожелания читателям нашей газеты на предстоящее лето.
- «Лето, ах лето, лето звездное, будь со мной!» И сразу нахлынули чудные воспоминания о моем детстве и юности в шикарнейшей Кубани. Вот уж где лето, так лето!


Пусть же и нынешнее лето порадует жителей Подмосковья. И каждому желаю ощутить себя частицей глубокой неизведанной природы: опустить ноги в прозрачную воду реки или озера, сесть на берегу и немного помечтать. А вечером – открыть окно и послушать пение птиц. Или поставить пластинку с упомянутой песней в исполнении А.Б. Пугачевой. От всей души желаю читателям «Люберецкой газеты» этого, казалось бы, простого счастья. И, конечно, любви. Такой, как в песне: «Любовь – огромная страна…»


И обязательно увидимся на концертах в новом сезоне! Дай Бог! А если это интервью со мной кому то принесет хоть немного счастья, или хотя бы вызовет интерес, значит день прожит не зря. Всех обнимаю летним покрывалом из ромашек, с ароматом скошенной травы! С песнями о любви и жизни, – ваш Александр Чайка.


Беседовала Татьяна Савина
Фото из архива Александра Чайки

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse