Новости

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


В Люберцах уже много лет живёт ветеран Великой Отечественной войны Фарид Ибрагимович Жалилов. Из старшего поколения он один из немногих, кто работал на объектах нефтегазовой отрасли и лично был знаком с Министром строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Алексеем Кортуновым.
А теперь – слово самому Фариду Ибрагимовичу.


- Нефтепровод «Дружба» вступил в строй на полную мощность в октябре 1964 года. А вскоре на этой величайшей в мире нефтяной магистральной артерии протяжённостью 4500 километров была введена в действие мощнейшая нефтеперекачивающая станция № 17 «Унеча».


Подмосковные и, в их числе, люберецкие строители и специалисты по транспорту нефти и газа совершили трудовой подвиг, завершив стройку и пуск этой станции в установленный правительством и Главгазом СССР срок.


Подготовительные строительные работы начались в начале 60-х. Именно в то время начальник Главгаза СССР Алексей Кириллович Кортунов назначает своим уполномоченным по объекту «Унеча» генерального директора объединения «Союзгазпромстрой» С.И. Гинзбурга, ранее управлявщего Люберецким трестом № 1, который затем возглавил опытнейший и видный в РСФСР строитель А.И. Матвеев.


Автотранспортом без сбоев обеспечивал главный инженер Люберецкого АТК-1 В.К. Кузнецов со своей сплочённой командой профессионалов. А наше здоровье в «Унече» оберегала замечательная врач Любовь Яковлевна Хорошева. Кстати, в поликлиническом отделении № 3 в Люберцах до сих пор трудится неутомимая медсестра Зинаида Васильева Кузнецова, жена тогдашнего главного инженера АТК-1.


На станции «Унеча» начали свою трудовую деятельность и приобрели ценнейший опыт два молодых прораба – Татьяна и Александр Пащенко. Они стали образцами трудолюбия и образованности, любимцами всего коллектива этой большой строительной площадки. Здесь и родилась их молодая семья. Свадьба состоялась без отрыва от производства: жениху в тот день пришлось выйти в ночную смену, ведь останавливать сооружение резервуаров запрещалось, таков был режим во всём.


Свадьба имела желаемое продолжение в Люберцах. Вскоре у семейной пары своевременно появились одна за другой две прекрасные дочки, затем возникли две новые семьи с прекрасными зятьями, внуками и внучками.


Коренной люберчанин Евдоким Викторович Драчинский, работавший тогда начальником Брянского СУ-6 «Свармонтажтреста», пригласил меня из Рязани в СМУ-10. Так под фанфары полёта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года мы ехали в поезде в сторону Орла и Брянска. По приезду меня тут же командировали в Орёл «подавать газ городу». Так я был научен Е.В. Драчинским науке – руководить большим хозяйством в Газпроме.
Кстати, когда мы прокладывали вторую нитку нефтепровода «Дружба» на Брест, на Полоцкий нефтеперерабатывающий завод и на Балтику по Белоруссии, генерал Шарль де Голль, невзирая на эмбарго, поставлял нам на белорусскую железнодорожную станцию Видибор французские трубы большого диаметра. На радость сварщикам и слесарям они хорошо стыковались, кроме того, у них выдерживалась точность размера.


Были стянуты все силы и средства организаций объединения треста № 1, Брянского СУ-6, Союзного сварочно-монтажного треста и других профильных организаций Главгаза СССР. Неописуемый азарт, патриотизм, организованность и самоотверженность людей в этой эпопеи труда и ответственности перед страной дали должные результаты.


Эта незабываемая страница истории посвящается светлой памяти героев войны, внёсших неувядаемый вклад в развитие нефтегазовой отрасли, создавший национальное достояние России в XX столетии.


Пусковые объекты строек Главгаза СССР и Мингазпрома безупречно обеспечивали технологическим оборудованием участники Великой Отечественной, ветераны войны и труда. И сейчас я хочу назвать некоторые их имена.


Александр Захарович Богданов. Родился 23 августа 1916 г. в Ленинграде. В Красной Армии – с 1935 года. Военный лётчик, охранял небо блокадного города, гвардии подполковник имеет множество военных наград. Трудовая деятельность началась в Каунасе. Затем работал в Витебске, Москве, Люберцах. Ушёл из жизни 9 сентября 2013 года в возрасте 97 лет.


Пётр Васильевич Михеев. Родился в 1925 году. Фронтовик, разведчик артиллерии. Дошёл до Берлина, получив два тяжёлых ранения. После войны работал электромехаником в люберецких организациях, в частности, в тресте № 1 «Союзгазпромстроя». На всех нефтегазовых стройках безупречно исправлял и налаживал электромеханику.


На встречах со школьниками, которые увлеклись поисками не вернувшихся с полей сражений бойцов, он часто давал им дельные советы, проникновенно распевал фронтовые песни, в том числе, со своей дочерью Ольгой. Всё это заложило в них творческую тягу к нравственности, песне, музыке и памяти. Отрадно, что работу по патриотическому воспитанию молодёжи переняла на себя его дочь Ольга Петровна Поликарпова, нынешний председатель общественной организации «Дети войны. Память», педагог, географ, патриот.


В 1989 году Пётр Васильевич скоропостижно скончался на своём рабочем месте в тресте № 1 в Люберцах. Вдова П.В. Михеева Анна Васильевна Мухина работала в детском саду воспитателем. Она является неутомимой наставницей и помощницей общества необыкновенных женщин, участвуя сама во всех мероприятиях и выступая со своими стихами и баснями.


Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации
Фарид ЖАЛИЛОВ,
ветеран Великой Отечественной войны
Фото Богдана Колесникова и из архива



Досье
А.К. Кортунов родился 28 марта 1907 года в Новочеркасске в многодетной семье железнодорожного рабочего. Получив высшее образование и окончив аспирантуру, приобрёл хорошие инженерные навыки на строительстве объектов зарождавшейся тогда отечественной индустрии.


Великая Отечественная сделала из инженера Кортунова выдающегося бойца, талантливого командира полка, Героя Советского Союза.


После войны Алексей Кириллович занимался строительством объектов нефтегазового комплекса страны. С 1948 года и до последних дней жизни его трудовая деятельность была связана с нефтяной и газовой промышленностью.


Освоение месторождений Башкирии и Татарстана, сооружение гигантской артерии нефтепровода «Дружба» от Волги до Бреста и Ужгорода, газовых магистралей от Киева и Ставрополя до Москвы. Он стал страстным поборником развития газовой отрасли, которую и возглавил в ранге начальника Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР в 1957 году.


Участник проекта создания Единой системы газоснабжения.


В 1965 первым возглавил Министерство газовой промышленности СССР. С сентября 1972-го – Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности Советского Союза.


Ушёл из жизни 17 ноября 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse