Новости

Дорога в храм


Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию рубрику благочиния Люберецкого округа. И сегодня у нас в гостях протоиерей Геннадий Ханыкин.


- Отец Геннадий, православная церковь создана самим Христом, который сказал, что не одолеют ее врата адовы. Что такое врата адовы?


- Врата адовы – это все, что называется неправдой и ложью. Потому дьявол и называется лжецом, льстецом, обманщиком. Он всячески пытается людям доказать что правда-то не одна, что вовсе не Бог правда и истина. И что каждый для себя подразумевает под правдой свою личную истину, «у каждого своя правда». Бог говорит: не лги, не укради? Это Его правда. Божья. А моя правда в том, что я должен жить сыто. Каждый, как в джунглях, сам за себя. В христианстве все совсем не так.


- А как?


- Человек не один. Христос говорит кто не со мной, тот против меня. То есть, тот, кто не со Христом, тот с дьяволом.


- Человек волен выбирать? Или все предопределено?


- В романе Достоевского Дмитрий Карамазов говорит: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Но выбор делает сам человек.


- Принадлежит ли дьяволу что-либо в этом мире?


- У дьявола нет ничего, ему в этом мире ничего не принадлежит, ни луна, ни солнце, ни звезды. Реки, леса, озера птицы, животные все это принадлежит Творцу. И человек как образ и подобие Божие тоже принадлежит Богу.


- Что такое подобие образа Божия?


- Это не значит, что человек внешне похож на Бога. У человека есть средства духовно быть похожим на Бога. Например, Христос человеколюбец и я хочу быть человеколюбцем. Христос милосерден и я буду милосерден. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».


- Почему наша вера называется православной?


- Потому что православная церковь сохранила все то, что нам было передано самим Христом без изменения.


- Почему спасутся христиане? Можно ли спастись добрыми делами будучи, например, магометанами, буддистами, кришнаитами?


- Если я накормлю голодного или одену нищего по доброте душевной для своей душевной радости, то награда (радость) будет только на земле. А вот если я делаю доброе дело как исповедник Христов, вот, Господи, я делаю это не для себя, а ради Тебя, во славу Божию, то такие дела спасают. Но, конечно, я не могу утверждающе говорить, кто спасется, а кто нет. Я же не Бог. Но есть утверждение святых, почему только христиане могут спастись. Христиане спасаются потому что они в святой купели во время крещения усыновляются самому Богу. С этого дня они могут молиться: «Отче наш…». А если человек даже не верует во Христа, то он для него не сын. Христос для него не отец, а Господин. Как Господин и будет судить. Господин награждает и милует, а отец любит.


- Может ли на земле у человека быть все хорошо?


Только в Царстве Небесном может быть все хорошо. На земле же даже царям свойственны скорби. Взять Соломона, взять Давида. Псалом пятидесятый царя Давида мы сегодня имеем как образец покаяния: «Помилуй меня, Господи, по велицей милости Твоей…».


- Есть ли иммунитет для человека от заражения грязью современного мира?


- Иммунитет – это Христос. Христианин не должен приспосабливаться к миру, он должен жить по-христиански. Не называть себя, не кричать об этом, а именно жить по-христиански, стараться исполнять заповеди Христовы. Например, вокруг апостолов не было христианского мира. Было язычество, были иудеи и так далее, но апостолы собою являли пример христианской жизни. В современной действительности для того чтобы этот иммунитет иметь необходимо быть в церкви. Нужно участвовать в церковных таинствах. Ведь в таинстве и человек, и Бог участвуют в одном и том же деле - спасении души человека.


- У человека болит душа. Почему? Может ли он исцелить ее? Какие средства для этого есть?


- Когда душа отдаляется от Бога, она становится больной. Человек сам, своими страстями удаляет себя от Бога. Представьте стену. С одной стороны я, а за стеной Бог. Мне нужно разрушить эту стену, то есть побороться со своими страстями, - сребролюбием, славолюбием, сластолюбием. И с порожденными ими грехами, – злобой, осуждением, завистью, лукавством и т.д. Грех – это болезнь. Исцеляется она в церкви. Христос оставил нам лекарства; пост и молитву, покаяние и исповедь, таинство причащения. «Сие таинство называется причащением, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – потому что через оное мы делаемся причастниками Божества Иисусова; через него сообщаемся со Христом». Причастие – это источник бессмертия души и духа. Человеческая душа вечна, но если человек не причащается, то он рискует наследовать вечную смерть души в отдалении от Бога.


- А как быть, если человек уверен, что «Бог у него в душе» и ходить в храм ему вовсе не нужно?


- Начало исцеления – это когда человек видит, что он болен, то есть, что он грешен. Пока же человек не видит, что он духовно больной, ему врач не требуется. Один из великих Отцов Церкви святитель Киприан Карфагенский, мученической смертью своею засвидетельствовавший свою верность Христу, сказал: «Кому церковь не мать, тому Бог не отец». Только в церкви на исповеди самим Христом прощаются грехи. Исповедь – это великая Божия милость: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Так определил сам Христос, глава церкви. Заблуждение, навязанное никем иным как дьяволом о том, что достаточно знать, что у тебя Бог в душе, а в храм ходить не нужно, - это ловушка.


- Что будет с человеком, попавшим в эту ловушку?


- Если человек живет как он хочет, то он умерщвляет свою душу. В ней не будет покаяния, человек не будет видеть своих грехов, ему не понадобиться исповедь и, значит, его грехи не будут прощены Господом еще на земле. Неверующий человек думает, что никогда не предстанет на суд Божий. Но полезно атеисту хотя бы иногда подумать. А если Бог есть? Что тогда? С кем он остается?


- Должен ли христианин учиться, читать духовную литературу, Священное Писание?


- Приведу пример. Когда у царя рождается престолонаследник, то его нянчат лучшие няньки, обучают лучшие учителя, министры и так далее, чтобы в итоге он мог управлять страной, стал царем. Так вот христианин рождается в крестильной купели для того чтобы стать наследником Царства Божия. Можно представить себе, что на место наследника посадили бы человекообразное животное, например, орангутанга? Нет. А разве может наследовать Царство Божие человекообразное животное? Конечно, нет. Но если человек живет только для того чтобы есть, пить, продолжать род, то, по слову Иоана Златоустого, он становится человекообразным животным. Мы должны понимать для чего мы живем в этом мире. К этому пониманию нас и готовит церковь православная.


- И нам тоже посылаются учителя Отцом небесным?


- Конечно. Например, мы думаем, что на жизненном пути нам встретились плохие люди. Ан, нет, это нам посланы учителя.


- Для чего?


- Чтобы они нам же показывали, что в нашем собственном сердце творится. Как сказал преподобный Макарий Оптинский: «Скорбей нигде не избежишь, ибо оные суть порождения собственных наших страстей, ко обличению их, дабы мы с помощью Божиею попеклись об исцелении их». Таким образом, человек научается тому, что необходимо в Царстве Небесном. Это кротость, смирение, долготерпение и так далее.


- Почему наша церковь называется святой?


- Потому что у нас миллионы святых угодников, которые особенным образом церкви послужили. Одни своей жизнью, другие и самой своей смертью за Христа проповедовали.


Вита ЛЕМЕХ

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse