Новости

«Музыка не устареет никогда»


Актёра Бориса Смолкина знают и любят зрители разных поколений. Детям он хорошо запомнился по роли Лесовичка в музыкальной сказке «Новогодние приключения Маши и Вити» и по комедийному телесериалу «Вовочка», старшему поколению – по «Свадьбе Кречинского», «Цыганскому барону» и «Улицам разбитых фонарей». И, безусловно, все наши читатели знают его по популярному телевизионному сериалу «Моя прекрасная няня», где актёр сыграл Константина, дворецкого в доме Шаталиных.


Заслуженный артист России, знаменитый выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Б.Г. Смолкин на встречи с журналистами соглашается нечасто. А это интервью – специально для читателей «ЛГ».


- Борис Григорьевич, когда Вы пришли работать в Ленинградский театр музкомедии, то ещё застали там выдающихся комедийных актёров Анатолия Королькевича и Гликерию Богданову-Чеснокову. Вот имена на все времена!


- Конечно! Правда, несмотря на то, что в кино Анатолий Викентьевич продолжал сниматься до последних дней своей жизни, в спектаклях на тот момент он уже не играл. Но время от времени он всё же заходил в театр, по старинке заглядывал в актёрскую комнату и присев на стул, затянувшись папироской, любил пообщаться с нами, молодыми артистами. А с Гликерией Васильевной в Музкомедии мне посчастливилось поработать лет восемь. И однажды она даже согласилась принять участие в моём творческом вечере в Доме актёра, мы играли отрывок из «Мистера Икса». Она была Каролиной, а я – Пеликаном.


- Да, яркая сцена должна была получиться. Однако с театрами Ваши творческие отношения как-то не особо складывались. После Музкомедии Вы играли на сцене легендарной Александринки, затем – в Академическом театре комедии им. Акимова, а позже снова вернулись в Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии…


- Да, я закольцевал. (Улыбается). С постоянной службы в театре ушёл, но у меня остались антрепризные спектакли – «Свадебная кадриль», «Бобслей для взрослого мужчины», «Новые русские мужики». Мы играем не только в Москве, но и гастролируем с ними по всей стране.


- А при каких условиях Вы снова вернулись бы в Театр музкомедии?


- Если мне предложат какую-нибудь интересную роль, то с удовольствием. Почему бы нет?


- Не считаете ли Вы, что есть некоторая несправедливость в том, что в верхах не уделяют должного внимания опереточным артистам? Даже если посмотреть по количеству присвоенного им в советские годы высокого звания «Народный артист СССР», среди актёров, выступающих в жанре оперетты, его получили всего двое – Татьяна Шмыга и Михаил Водяной…


- Звание, конечно, вещь приятная, но достаточно условная и в жизни не самая главная. Зрители-то любят или не любят артистов не за звание, а за их заслуги. И это важнее и ценнее.


- В Москве сейчас много театральных премьер. Что-то уже успели посмотреть?


- Давненько я не ходил на спектакли. Но на меня столица производит ошеломительное впечатление – всюду афиши, премьеры. В Москве бурлящая культурная жизнь, в Питере с этим поскромнее.


- Кстати, в Люберцах тоже есть свой небольшой театр оперетты, есть своя труппа и около десяти репертуарных спектаклей. И, что немаловажно, – имеется свой избирательный зритель, который, к слову, пойдёт даже далеко не на каждый драматический спектакль в известный московский театр.


- Приходя на оперетту, мы имеем дело с великой музыкой. Однако многие знаменитые музыкальные произведения писались на сиюминутные либретто, которые сейчас, поскольку устарели, иногда вызывают у зрителей горькую усмешку. Но здесь речь идёт только о сюжетной линии. Музыка не устареет никогда.
Грамотным режиссёрам и авторам иногда удаётся как-то изменить и осовременить либретто, сохранив в оперетте великую музыку. Тогда получается действительно замечательное произведение.


- Сериалы, художественные фильмы – всему отдаёте предпочтение, если сценарий заинтересует?


- В принципе, да. Я не так избалован приглашениями в кино, чтобы жёстко ставить барьер – где соглашаться на съёмки, а где отказываться. Всё зависит от роли.


- Сценарии сейчас часто приходится дорабатывать по ходу съёмок?


- Да, но это не мешает работать на съёмочной площадке. Вообще задача артиста – написанный автором текст сделать своим. Но бывают случаи, когда текст сначала приходится переделывать под себя… Хорошо, если в этом случае режиссёр идёт актёру на уступки.


- В одном из интервью Вы сказали, что в узнаваемость входит, в том числе, и «джентльменский набор» успешного актёра. Однако согласитесь, не все известные люди любят публичность, и некоторые артисты даже автографы своим поклонникам не дают.


- Хорошо, когда артиста знает публика. А если он отказал в автографе, наверное, это уже входит в «джентльменский набор» его именно человеческих качеств.
Не верьте артистам, которые говорят, что им не нравится, когда их узнают на улице или просят на память автограф. Другое дело, это не должно стать для них самоцелью.


- Были случаи, когда узнаваемость не помогала Вам, а, наоборот, подводила?


- Нет, я ж вроде ничего такого страшного в своей жизни не сделал. Разве что на новогодних праздниках Бабу Ягу играл. (Смеётся). Для Деда Мороза у меня комплекции не хватило.


- Да, Баба Яга – роль характерная…


- На мой взгляд, нехарактерных ролей вообще не бывает. Ну как можно сыграть человека без характера?


- Ваша правда, Борис Григорьевич. Интересно, а если бы Вы взялись за постановку спектакля, он стал бы музыкальным или драматическим?


- Даже при постановке драматичного спектакля я всё равно использовал бы музыку в большом количестве. А будь то музыкальная постановка – без музыки в ней тем более бы не обошлось.


- Вас раздражают звонки мобильных телефонов в зрительном зале во время спектакля или уже смирились?


- Противно слышать, ну а что можно сделать? Да, иногда просто хочется снять ботинок и бросить в «цель». Раньше в театр люди приходили в вечерних платьях и костюмах, женщины переодевали обувь. Каждый поход в театр был всегда праздничным событием, а сейчас… разве что попкорна только не хватает. Но всё это вопросы воспитания.


- У Вас плотный рабочий график?


- Не могу сказать, что имею много свободного времени, но меня далеко не удовлетворяет то положение, как меня занимают в кино. Я готов сниматься ещё больше. (Улыбается). С театром таких вопросов не возникает – я достаточно плотно занят в антрепризных постановках.


- Сегодняшнее телевидение часто ругают. То художественные фильмы не те показывают, то мультики не по возрасту…


- Глупо бежать от своего времени. Да и мы, взрослые, не всегда можем оградить своих детей от тех или иных кровавых сцен в кино. А чем же хуже или лучше мультипликационные фильмы? Дети сами поймут, что хорошо, а что плохо.


- Ваш младший сын уже успел лет пять назад засветиться в сериале «Слово женщине». Сейчас он уже подумывает, кем хочет стать?


- Глеб серьёзно увлекается фигурным катанием, кандидат в мастера спорта. И вряд ли он пойдёт по моим стопам, но если вдруг соберётся – отговаривать его не стану.




Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото из архива

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse