Новости

Берегиня отечественной авиации

Об этой великой женщине можно рассказывать, как Шахерезада – тысячу и одну ночь. Только все это будут не сказки, а самая что ни на есть настоящая быль. И если Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом, проходя медицинские испытания и тренировки в составе 1-й женской группы космонавтов, то наша собеседница – Инна Копец – попала в первый набор женщин-вертолётчиц при Калужской центральной планерной вертолётной школе. И сейчас она - единственная в мире женщина, налетавшая на вертолётах 11 500 часов (более 8 000 часов в Сибири). Инна Андреевна – пилот 1-го класса, 15-кратная рекордсменка мира по вертолётному спорту, мастер спорта международного класса. Награждена орденом Почёта, знаком «Ветеран труда», является Почётным гражданином Люберецкого района.


Во время беседы с этой поистине героической женщиной в её небольшой, но уютной комнатке, с улицы постоянно доносился шум лопастей вертолёта, парившего над конструкторским бюро им. Камова. В такой символической обстановке прошла вся наша встреча.


- Инна Андреевна, Вы совсем недавно вернулись с 50-го Открытого чемпионата России по вертолётному спорту. В небо поднимались три десятка сильнейших экипажей из разных стран – Беларуси, Украины, Австрии, Польши, России… Вы наверняка успели пообщаться с молодыми лётчиками. Искорки-то есть в глазах?


- Ещё какие! Абсолютными победителями стали Заслуженный мастер спорта России Виктор Дегтярь и мастер спорта международного класса Пётр Васильев. Ребята подарили мне на память свою фотографию с дарственной подписью «Самой обаятельной лётчице страны». Всегда приятно слышать такие слова… Оказывается, мы знакомы ещё с 1963 года. Помню, на небольшом поле в какой-то астраханской деревушке я посадила вертолёт. А тут пробегали два загорелых ушастых мальчишки, которые уговаривали меня разрешить им «поуправлять» вертолётом. Вижу, глаза парней загорелись. Посадила их в кабину, а сама наблюдаю. Ну, думаю, ждёт их большое будущее. Прошло много лет, и вот они, мои чемпионы, мои «крёстные сыновья».


Я пришла через дело в дело. В авиации такие сложные законы, что она не прощает никакие авторитеты. Здесь нельзя заедаться, нужно всегда оставаться человеком.


Однажды по случаю женского праздника была на приёме у Президента Ельцина. Выступая, я сказала, что испокон веков на Руси нашу женщину звали Берегиней. Она умела и лечить, и подставить, когда надо, мужчине плечо. А сколько войн было в истории нашей страны и сколько полегло на полях сражений наших мужиков… И русские женщины одни поднимали своих детей, они вносили большой вклад и в становление государства, и в укрепление его основ.


Когда наш женский экипаж взлетел на Ми-26, аэрофлотовские пилоты на нас смотрели с большой завистью. А мы с гордостью показывали нашу авиационную технику.


Вспоминаю сейчас, как в 1967 и 1969 годах на Ми-8, который только проходил производственные испытания, мы поставили шесть мировых рекордов. Пролетели 11 часов 45 минут без посадки, хотя обычно горючего хватало на три часа. Два бака от Ми-6 пришлось установить в салоне, и мы едва в кабину проникали. Теперь мне это сделать было бы ещё проблематичней. (Смеётся).


Я была очень азартным человеком и порывалась ещё и ещё взмывать в небо вертолёты. Но руководство отшучивалось, мол, хватит – женский рекорд уже установили, а то и мужской побьёте. А я б запросто! (Улыбается). Но у нас была договорённость с мужчинами: устанавливать только «свои» рекорды. Хотя в 1967 году мы перебили американского лётчика, но это другое дело. А своих не надо, должна же соблюдаться субординация.


Мы всегда ставили перед собой задачу – со всех соревнований уезжать абсолютными чемпионами. И уезжали! Иначе и быть не могло.


Спорт – дело живое, тем более в авиации. Чтобы стать хорошим лётчиком, нужно « всидеться» в машину, но для этого лет шесть-восемь понадобится. Надо пятой точкой чувствовать вертолёт: ещё голова не успела сообразить, а уже руки-ноги делают то, что надо – вот это лётчик.


- А в каком году Вы последний раз поднимались в небо?


- Давно… в 1989 году. Желание полетать есть и сейчас, но не с кем-то, а самой. Я трезво на всё смотрю и знаю, что здоровье моё уже не то, что прежде. Поэтому любуюсь красотой полёта авиационной техники только с земли.


- Будучи ещё совсем юной вертолётчицей, Вы познакомились с Валентиной Гризодубовой, которая 24-25 сентября 1938 года как командир экипажа на самолёте «Родина» совершила беспосадочный перелёт из Москвы до Дальнего Востока, установив международный рекорд дальности полёта. И по случаю этого события Вас, Инна Андреевна, мама тоже хотели назвать Валентиной…


- Да, мама действительно об этом думала, но папа сказал: «Пусть Инной будет!». Ведь у славян испокон веков велось, что мальчиков нарекает мама, а девочек – отец.


Валентина Степановна – это личность, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза! Она прекрасно играла на пианино и очень хорошо пела. Когда мы пришли к ней с экипажем, первым делом она спросила, какие я люблю песни и пою ли вообще. «Мне очень нравятся русские народные песни и романсы, самый любимый из них – «Я помню вальса звук прелестный»», – сказала я. Гризодубова присела за фортепиано и запела. Потом мы ещё часто с ней созванивались, по телефону пели романсы...


Мой отец Андрей Емельянович пел очень хорошо, особенно он любил украинские напевы, мама Мария Ивановна обожала творчество Лидии Руслановой, но когда мы собирались за общим столом, они всегда пели казачьи песни. И для меня это символично, я же из казачьего рода.


Вот если б у нас на День города на стадионе собрали народные хоры. Эх, зазвучала бы тогда земля люберецкая!..


Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото автора

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse