Всегда приходит награда за смелое противостояние


С творчеством популярного актёра Эвклида Кюрдзидиса зрители впервые познакомились в середине девяностых годов. Фильмов с его участием в ту пору было немного, но каждая роль по-своему интересна и убедительна. Однако время доказало востребованность артиста, и сегодня он снимается постоянно, играя самые разные роли.


Кроме кино, актёр выходит на профессиональную сцену в нескольких театральных постановках: в Московском театре Луны Эвклида можно увидеть в роли царя Фив Креонта в спектакле «Антигона», и большой успех имеет антреприза «Ladies Night. Только для женщин», в которой он играет одну из главных ролей.


Гастролирует артист и с собственной концертной программой, состоящей из поэтической части с симфоническим оркестром и музыкальной. Отдельное место в таких вечерах занимает творчество Николая Гумилёва, любимого поэта нашего собеседника.


Встречайте, у нас в гостях – Заслуженный артист России, актёр театра и кино Эвклид Кюрдзидис.


- Эвклид, недавно посмотрел в интернете белорусско-германский фильм «Бабий Яр», в котором Вы сыграли Сашу Лернера, отца семейства евреев. Картина в России до сих пор запрещена к показу. Знаю, что тема войны Вашей семье близка: когда Греция была оккупирована, Ваши бабушка с дедушкой перебрались в небольшое поселение в Грузию. И всё-таки, почему Вы согласились на участие в этой картине? Вас так поразил сценарий?


- Со сценарием я ознакомился только после того, как меня утвердили на роль. Материал действительно серьёзный, и те страшные события не оставляют никого равнодушным.


В школе историю Великой Отечественной нам преподавал участник войны, наш классный руководитель Николай Николаевич Куренков. Он был очевидцем многих кровопролитных боёв. Но повзрослев, многие факты о войне я стал понимать совсем иначе. Ведь ко всем человеческим судьбам не может быть общего подхода.


Уже как актёр я мечтал принять участие в исторической картине. И судьба подарила мне шанс сыграть в фильме голливудского режиссёра Джеффри Кэнью «Бабий Яр». Окунаясь в этот материал, я даже не предполагал, насколько он повлияет на меня во время съёмок. Захваченных немцами евреев везли якобы на отдых и на новое место жительства, а на самом деле – в концентрационные лагеря… умирать. Представьте себе, более 37 тысяч евреев полегло в Бабьем Яру. Психологически сниматься было непросто, но картина получилась убедительной.


Если выпадает возможность сыграть в фильме о Великой Отечественной войне, пусть это будет даже эпизод, – я соглашаюсь. Это как долг, что ли, возможность в дело великого поколения внести что-то своё.


- В «Бабьем Яру» я увидел Вас совсем с другой стороны, впрочем, как и в телесериале «Мой личный враг», где Вы сыграли французского журналиста Филиппа Бове. Радостно, что теперь Вас можно встретить в кино в самых разноплановых ролях, а не только – террористом, бандитом или чеченским боевиком.


- Всегда приходит награда за смелое противостояние. Мне действительно раньше предлагали играть только бандитов и кавказцев. Тогда я понял, что обречён на такие роли. И стал постепенно отказываться играть этих героев.


Теперь я отношусь к тем актёрам, которые могут себе позволить выбрать понравившуюся роль из той палитры, которую тебе предлагают. А в кино мне сейчас предлагают всё – от острохарактерных ролей до героев-любовников. Причём разных национальностей. Иной раз прочитаю сценарий и понимаю, что мне ближе роль другого персонажа, пусть даже если он антигерой. И стараюсь «выпросить» у режиссёра эту роль. (Смеётся).

Так, кстати, в 2008 году я сыграл Наполеона в фильме «Судьба государя». Ну, когда мне ещё удастся сыграть такую роль? Очень горжусь этим эпизодом. Низкий поклон азербайджанским кинематографистам за картину.


- Вы человек абсолютно аполитичный, тем не менее, пять лет назад баллотировались на пост мэра греческого города Салоники. Неужели это были серьёзные намерения, или Вас попросили оттянуть на себя голоса, чтобы выборы состоялись и прошёл нужный кандидат?


- Действительно, каждый видел в этом свою подоплёку. Но самая главная задача, которая передо мной стояла – объединить те десять процентов эмигрантов, которые вернулись в Грецию. Речь идёт о советских греках и тех, кто уехал туда в своё время из СССР. Мне не раз приходилось встречаться с избирателями, общаться с прессой, даже оппозиционной. Конечно, в большей степени, это было для меня приключением и принесло определённый опыт в актёрскую копилку. А баллотирование научило меня в любой ситуации оставаться дипломатом.


- Знаю, что Вы не любите жадных людей. А до ролей Вы жаден?


- Да, когда это качественный сценарий, хороший режиссёр или интересная роль. Если хотя бы один из этих компонентов есть – я не отдам ни одной роли и скажу, что «я всё успею, обещаю, не подведу, прилечу, выучу и буду с вами». (Улыбается).


- Вы часто снимались у российских режиссёров в Украине. Теперь, наверное, в связи с непростой обстановкой в нашей братской стране работы стало меньше?


- У меня её вообще не стало. Вследствие известных политических баталий рынок киноиндустрии там полностью изменён. Недавно меня приглашали принять участие в украинском ток-шоу, но поехать не смог – был загружен работой.


- Скоро наши читатели смогут приобрести уже второй диск с песнями в Вашем исполнении. Значит, Вы гастролируете не только как актёр театра и кино?


- Я не гастролирую, как поющий артист, но в рамках своей профессии, конечно, пою. И актёрской песней очень дорожу, потому что для актёра самое главное – через песню сыграть ещё один спектакль, со своей драматургией, персонажами, характером и музыкальной партитурой.


- Актёру вообще важно быть услышанным и понятым зрителем.


- По такому случаю расскажу одну историю. Однажды мы гастролировали в Японии с «Гамлетом» в постановке Петера Штайна. До сих пор помню первый спектакль – это был самый страшный сон в нашей жизни. В постановке так много смешных историй, что не реагировать на это было просто невозможно. Вот мы играем первый акт – в зале мёртвая тишина, муха пролетает – и мы слышим. Всё! Провал! Играем второй акт. Переживаем, что японцы не приняли нашего «Гамлета». Как быть? А в конце спектакля на поклоне зал минут десять нам аплодировал стоя… Потом нам организаторы объяснили, что в Японии зритель очень воспитан. И даже когда видит смешные сцены, он смеётся про себя, дабы не мешать сидящим рядом людям. Я уже молчу про выключенные на время спектакля мобильные телефоны.


- Не могу не спросить о спектакле «Ladies Night», который идёт на ура уже 14-й год. Редкая постановка сегодня продержится на сцене столько лет. Не устали?


- Конечно, нет. Ведь он востребован, полные тысячные залы вот уже 14-й год. У наших первых зрителей наверняка уже и дети появились, и внуки, а мы играем практически в том же составе. Театралам любопытно посмотреть наш спектакль спустя годы. Да и мне как актёру безумно интересно в течение стольких лет играть героя, который вместе с тобой взрослеет и меняется.


- А кто в спектакле остался из старожилов?


- Почти все. Наши ряды, к сожалению, покинули только Людмила Артемьева, Марат Башаров и Виктор Вержбицкий.


- С моноспектаклем «(Не) со (не) в летнюю ночь», премьера которого состоялась в Рязани, Вы выступали в Коломне на фестивале «Времена года в Подмосковье. Время читать…» в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье». Когда мы сможем увидеть это уникальное творение снова?


- Хочу поблагодарить через «Люберецкую газету» Московскую область в лице советника губернатора подмосковного региона по культуре Нармин Ширалиеву. Благодаря её удивительным проектам я и принял участие в этом фестивале. Теперь в рамках Года литературы 24 октября в Краснодаре состоится концерт «Любви негромкие слова», а 1 ноября – в подмосковной Дубне. Всё выступление проходит под аккомпанемент живого оркестра. Приходите, буду искренне рад встрече!


- Эвклид, с концертной программой Вы ездите не только по всей России, но и по странам бывшего СССР, выступаете как в крупных городах, так и небольших провинциях. А приходилось бывать в греческом поселении Цалка в Грузии, где Вы родились?


- Нет, ни разу там не был с концертами, а тем более спектаклями, но было бы очень здорово… Со своим концертом я был в Ессентуках, где вырос и окончил среднюю школу № 8. Была такая волнительная творческая встреча: в зале собрались мои зрители в лице друзей, педагогов, одноклассников… Трогательный вечер получился, наполненный.


- В одном из интервью Вы признавались, что уважаете творчество Микиса Теодоракиса, греческого композитора, написавшего музыку к фильму «Грек Зорба», автора знаменитого танца сиртаки. Сами танцуете?


- Я даже пою в своих концертах одну из песен маэстро. Тот сиртаки, который знает весь мир, придуман профессиональными танцорами, он является прообразом народного греческого танца хасапико. Из его движений и состоит сиртаки. А вообще, когда душа поёт и танцует, ты не думаешь о том, умеешь танцевать или нет. Просто выходишь и делаешь это. И когда душа поёт и танцует – это по-настоящему красиво.




Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото автора и из архива Эвклида Кюрдзидиса

Нет комментариев
Добавить комментарий