Новости

«СИТЦЕВОЕ ИСКУССТВО» МИТРОФАНА ПЯТНИЦКОГО


Многих ценителей подлинного искусства порадовало известие о том, что 14 ноября на сцене Люберецкого районного Дворца культуры выступит Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого.


А знаете ли вы, уважаемый читатель, что первые выступления хора Пятницкого состоялись в селе Люберцы более 90 лет тому назад, и что участие в судьбе этого коллектива приняли весьма известные личности, вписавшие немало славных страниц и в историю земли люберецкой?


Сегодня наш рассказ – о том далеком времени, когда страна наша только-только вставала на новые рельсы, ведущие неведомо куда. А так хотелось – чтобы в даль светлую!..


ВОРОНЕЖСКИЕ ИСТОКИ


Будущий собиратель русских народных песен, основатель и первый художественный руководитель русского народного хора его имени, Митрофан Ефимович Пятницкий родился 21 июня (3 июля по новому стилю) 1864 года в селе Александровка Таловского уезда Воронежской губернии в семье дьякона местной церкви. Девятый ребенок из 12 детей в семье Пятницких, наречен он был, вероятно, в честь святого Митрофана – первого епископа Воронежского, сподвижника Петра I при подготовке императора к знаменитому Азовскому походу.


Откуда пошел род Пятницких - точно не известно, но есть основания утверждать, что предки М.Е. Пятницкого были родом из Подмосковья. Село Александровка, что в 140 км от Воронежа, населено было потомками переселенцев из Московской губернии. В 40-х годах XVIII века «по указу императрицы Елизаветы Петровны 3400 крестьян прибыли на Битюг из дворцовой Хатунской волости, что на юге Московской губернии вдоль реки Лопасни. Эта волость была плотно заселена, но низкое плодородие земель не давало возможности прокормить увеличивающееся население». Переселенцами стали крестьяне из деревень, некоторые из которых и ныне на карте Чеховского района Московской области.


Наверняка среди воронежских новоселов были и священники: любое важное дело на Руси у православных начиналось с молитвы. Так что не исключено, что Ефим Пятницкий был не первым служителем церкви в своем роду. В наши дни в Воронежской епархии значатся два храма в честь святой Параскевы Пятницы: в городе Воронеже и в селе Боево. Может, предок М.Е. Пятницкого служил именно там? Впрочем, это лишь авторские версии, требующие дальнейшего изучения.


С малого возраста отец готовил Митрофана к духовному служению. Задатки для этого у мальчика были: прекрасный слух, голос и отменная музыкальная память. Но сына священнослужителя интересовала другая музыка – народная, те песни, которые он слышал от крестьян на сенокосе; обрядовые плакальщиц перед венчанием; величальные, хороводные, игровые - любимые им русские песни, без которых он уже не мыслил своей жизни.


В Воронежском духовном училище, куда с 11 лет отец устроил подростка, его интерес к народному творчеству только возрос. Став лучшим солистом хора училища, Митрофан более интересовался творчеством своего земляка - поэта Алексея Кольцова, пробовал писать музыку к его стихам. Однажды на рынке Пятницкий купил книжицу с названием «Песенник», и вскоре ребята громко распевали песни из этого сборника. Негодованию инспектора училища не было предела, он требовал сжечь «Песенник» и покаяться за пение «кабацких песен»! Оскорбленный тем, что прекрасные русские песни назвали «кабацкими» и запретили их петь, Митрофан после каникул решил не возвращаться в училище и отправился к сестре в село Садовое, где устроился на работу в механическую мастерскую завода.


МОСКВА, КОНСЕРВАТОРИЯ


В 1897 году по настоянию врачей М.Пятницкий едет в Москву поправить здоровье. Там он знакомится с директором Московской консерватории Василием Сафоновым, который принимает талантливого человека на вокальное отделение. На Пятницкого обращает внимание и певец из Италии, профессор Камилло Эверарди, вместе с которым они работают над исполнением итальянских песен. Однако, Митрофан все больше понимает, что его путь – русская народная песня.


В 1903 году М.Е.Пятницкий становится членом Музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Он возвращается в родную Александровку, ездит по деревням и селам центральной России, слушает народных певцов. Более 400 песен, записанных им на старинном валиковом фонографе, сохранились в архивах Митрофана Пятницкого.


СТАНОВЛЕНИЕ ХОРА


В 1904 году Пятницкий выпускает первый свой сборник «Двенадцать русских народных песен Воронежской губернии Бобровского уезда». А спустя 7 лет по Москве разлетятся афиши о концерте нового, необычного хорового коллектива.


Первый концерт «певческой артели» Митрофана Пятницкого состоялся 2 марта 1911 года в Москве, на малой сцене Благородного собрания (ныне известен как Дом Союзов). Перед публикой предстали 18 поющих крестьян - «от земли, от сохи, с завалинки». В программу концерта вошли 27 песен Воронежской, Рязанской и Смоленской областей России.


К счастью, на этом же концерте оказались высоко ценившие народные песни Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов и Иван Бунин. Они были потрясены певческим искусством крестьян,и не скрыли своего восхищения от атаковавших их репортеров. Успех коллектива у публики был ошеломляющим, но, кто знает, как бы дальше сложилась судьба хора, если бы его активно не поддержал Ф.И.Шаляпин!


Отрадно отметить, что к этому времени Ф.И.Шаляпин уже неоднократно бывал на люберецкой земле: в дачном поселке Малаховка, где он гостил у писателя Н.Д. Телешова и его жены Е.А. Карзикиной в их имении «Озеро». 1911 год был отмечен судьбоносным и для Малаховки событием; там был построен знаменитый Летний театр, с которым связано так много блистательных имен. На одном из первых выступлений Федора Шаляпина на сцене этого театра ему аккомпанировал Сергей Рахманинов. Не раз бывал в гостях у Телешовых в Малаховке и И.А. Бунин, посещал этот живописный уголок земли и художник Константин Коровин, чей портрет Шаляпина считается одним из лучших.


ВСТРЕЧА С ЛЕНИНЫМ


С приходом к власти большевиков хор Пятницкого основную часть своих концертов дает на промышленных предприятиях Москвы, Увы, в то непредсказуемое время многие выдающиеся представители культуры России вынуждены отправиться в эмиграцию. Возможно, такая же судьба была уготована и хору Пятницкого, если бы не еще одно знаковое событие в его биографии. 22 сентября 1918 года хор приглашают выступить для отправлявшихся на фронт курсантов ВЦИК Это был концерт из трех отделений в клубе имени Свердлова в Кремле, где одним из зрителей оказался В.И. Ленин. Владимир Ильич после выступления вызвал М. Пятницкого к себе и распорядился "оказать талантливым самородкам всяческую поддержку". Благодаря этому Пятницкий смог перевезти участников хора на жительство в столицу, они стали выступать в постоянном составе; для репетиций и проживания артистов выделили особняк на Божаниновке. А в начале 1920-х годов состоялись первые выступления хора Пятницкого в храме Преображения Господня в селе Люберцы.


ЛЮБЕРЦЫ, ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ


Первая, деревянная Преображенская церковь в деревне Либерицы была построена владельцем поместья, думным дьяком Иваном Грязевым на высоком берегу реки Люберки и освящена в 1632 году (ныне на этом месте стадион «Торпедо»). Следующими владельцами села, боярином Иваном Милославским и князем Алексеем Прозоровским,храм был перестроен в камне. А в 1821 году «тщанием и иждивением приходских людей и доброхотных дателей» храм Преображения Гоподня был реконструирован, пристроены два придела:Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Мирликийского. О значении Преображенского храма для церковной жизни округи говорит тот факт, что на престольный праздник в подмосковные Люберцы даже приезжали первоиерархи Русской Православной церкви; любил здесь служить знаменитый бас – протодиакон Максим Михайлов, пел и народный артист СССР Иван Козловский.


А правда ли, что здесь, в намоленном за три века храме с его замечательной акустикой, выступал хор Митрофана Пятницкого? Во времена НЭПа, когда владелец богатого воронежского ресторана предложил Пятницкому громадные деньги за участие хора в вечерней программе, Митрофан Ефимович наотрез отказался: “Наше искусство ситцевое – оно не продаётся!” Зато выступления своего хора в храмах на Светлой седмице, на престольные праздники, Митрофан Пятницкий считал делом чести. Такое участие хора было, как правило, благотворительным, на что Митрофана благословил и его родной брат – священник Воронежской епархии Сергий Пятницкий.


Когда-то нам, участникам хора школы № 115 (ныне гимназия №24), рассказывал о приездах хора Пятницкого в Люберцы преподаватель музыки и руководитель нашего хора, композитор и поэт Геннадий Николавич Темичев. Он старался привить своим ученикам любовь к русской народной песне, так что на уроках музыки и на концертах мы исполняли и несколько песен из репертуара хора Пятницкого; особенно нравилась нам «Россия – Родина моя» Вано Мурадели, которую мальчики, не смотря на увещевания учителя, в конце старались петь как можно громче. А самому Г.Н. Темичеву о выступлениях хора Пятницкого в Преображенском храме Люберец с 1921 по 1925 годы поведали люберецкие старожилы, с которыми он нередко встречался, активно интересуясь историей нашего родного города.


В тот же период, наряду с руководством хором, М Е. Пятницкий преподавал пение в Третьей студии МХАТ (ныне театр имени Е.Б. Вахтангова). В 1925 году Пятницкому было присвоено звание «Заслуженный артист Республики». А 17 августа того же года село Люберцы получило статус города.


Но спустя месяц здоровье Митрофана Ефимовича значительно ухудшилось. Он все реже появлялся на концертах своего детища, передав организационную часть выступлений в руки племянника – Петра Казьмина. За год до смерти прикованный к постели Пятницкий написал письмо Наркому просвещения А.В. Луначарскому с просьбой найти средства для поддержки хора. Вечером 21 января 1927 года было, наконец-то, получено ответное письмо, в котором Луначарский заверил Митрофана Ефимовича в том, что дело всей его жизни не будет предано забвению. Пятницкий прочел ответ наркома и вскоре скончался со спокойной душой. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище, куда пришло в тот день немало ценителей русской народной культуры.
А уже через два года во всеуслышанье зашла речь о «безбожной пятилетке», направленной на преследование веры и верующих. Уже к 1932 году в стране было закрыто большинство церквей, репрессии священнослужителей приобрели массовый характер. А в 1936 году был взорван и Преображенский храм в Люберцах.


Слава Богу, те страшные десятилетия миновали. Белым прекрасным лебедем предстает перед миром в нашем городе новый храм Преображения Господня, ведущий свою историю от прежнего. Но сколько бы лет ни прошло, уроки прошлого нельзя забывать! Как и слова Митрофана Пятницкого, адресованные и нам, ныне живущим: «Народная песня, эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днем. Деревня начинает забывать свои прекрасные песни. Народная песня исчезает и ее надо спасать!»


Есть надежда, что чистый, звонкий родник самобытного русского народного песенного творчества не иссякнет никогда. Одно из подтверждений тому – предстоящий концерт хора имени Пятницкого в Люберцах.


Татьяна САВИНА

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse