Новости

С НИМИ МОЖНО «ПОЙТИ В РАЗВЕДКУ»

Павел Иванов, Олег Хатин, Михаил Иванов


Эта фраза, как определение высшей степени надежности человека, появилась у военных. Для них было очевидно: в разведке нет места сомнениям, нет времени на оценку доверия к напарнику. Рядом нужен человек, которые прикроет и не бросит в беде. А много ли таких людей мы встречаем в мирное время? Если задуматься, то в памяти сразу всплывет образ пожарного или спасателя. «Помогать – это их профессия», скажет кто-то. Да, конечно. Но если человек выбрал именно такую работу, не значит ли это, что он готов идти «в разведку»?


День спасателя, 27 декабря, в России был учрежден 25 лет назад. Тогда, в 1990 году спасательная служба делала только первые шаги как единая структура: набирались кадры, закупалась техника, отрабатывались различные технологии оказания помощи. Не было ни учебников по профессии, ни центров специальной подготовки. Зато за плечами первых спасателей уже были извлеченные из-под завалов люди (землетрясение в Турции,1992 год), экстренный вывоз беженцев из зоны военного конфликта (гуманитарная операция в Ткварчели,1993 год), работа на месте авиакатастрофы (Иркутск,1994 год).


Эстафету от первых сотрудников МЧС приняли спасатели и пожарные в самых разных уголках страны. В 2005 году была создана Московская областная пожарно-спасательная служба, которая имеет свои подразделения и в Люберецком районе. С руководителем территориального управления, Олегом Викторовичем Хатиным, мы встретились накануне профессионального праздника спасателей.


– Олег Викторович, люди вашей профессии не любят, когда о них говорят, как о героях. Как же тогда называть тех, кто часто работает в экстремальных ситуациях и оказывает помощь, подвергаясь, порой, серьезному риску?


– Профессионалы. Я бы назвал моих коллег именно так. Мне кажется, герои – это те, кто сейчас находится в Сирии, военные летчики. А люди нашей профессии имеют дело с конкретной ЧС, да, порой очень сложной, но существует алгоритм действий, есть слаженная, подготовленная команда, так что успех зависит, в первую очередь, от профессионализма.


Все подразделения, которые работают в Люберецком районе – это люди, отлично подготовленные: А.Бочаров, М.Русин, М.Акимов, М.Исмаилов и многие другие. Все они обладают несколькими специальностями, умеют работать со сложным оборудованием. И кстати, оно из обязательных требований к спасателю – это наличие высшего образования.


– И все-таки, как же насчет риска? Думает ли профессионал о себе, спасая других?


– Обязательно! Если он пострадает, то не сможет помочь другим. Так что риск должен быть минимальным – это показатель профессионализма. Вот, например, есть люди, которые поднимаются на Эверест. Есть те, кто ныряют на немыслимую глубину. И в том, и в другом случае человек должен просчитать, как он вернется. Если для него это второстепенно – то он просто экстремальщик, которому нужен адреналин. Наш сотрудник так делать не может. Никакие «рекорды» и героические выпады с нашей профессией не связаны. Знания по охране труда для пожарный и спасателей – далеко не формальность.


У нас нужен не героизм, а командный дух. Вот у меня 180 подчиненных. И это очень крепкий коллектив. Отличное подразделение и в Малаховке, и в Октябрьском, и в Красково. Мне, как руководителю, не приходится делать какие-то замечания, наказывать кого-то за нарушение трудовой дисциплины. Профессионалы пожарно-спасательных частей четко знают свои обязанности. А я, конечно, знаю каждого (ну, может, кроме новобранцев) и давно убедился, что «в разведку» могу пойти с любым из них.


– Работа в чрезвычайной ситуации – это ведь не просто применение знаний и навыков по оказанию помощи. Это ещё и сильный психологический стресс. Как ваши сотрудники готовятся к таким испытаниям?


– Знаете, сейчас вопросам психологии в нашей работе вообще уделяется много внимания. Причем это касается не только общения с пострадавшими, но и, конечно, состояния самих сотрудников. Когда имеешь дело с останками погибших, нужно иметь серьезную моральную закалку. Знаете, когда я преподавал в Ногинском учебном центре подготовки спасателей, у нас была практика проводить ряд занятий в морге, как это бывает у студентов-медиков. Жестко? Да, но такая практика необходима, ведь на ЧС мы не можем позволить себе слабость.


Мои сотрудники очень часто участвуют в ликвидации последствий ДТП. И скажу, что аварии – это действительно страшно и эмоционально тяжело. В этом году был такой случай – в паркинге, с 4 этажа съезжала машина и, разогнавшись, пробила стенку и вылетела на улицу. В результате погибло 5 человек. И ведь всех надо было доставать, перевозить и т.д. Но люберецкие спасатели справляются с такими задачами.


– А Вам самому приходилось оказывать помощь?


– Знаете, моя задача как руководителя – организовать поисково-спасательные работы. Чтобы они проводились грамотно и эффективно. Когда я выезжаю на ЧС, я смотрю, как действуют подчиненные и вмешиваюсь в их деятельность только тогда, когда это необходимо. Начальник смены или пожарного караула юридически несет всю полноту ответственности за действия на ЧС. Вот когда будет результат работы, тогда мы сможем его оценить и обсудить.


Ну а в обычной жизни, конечно, помощь оказывать приходилось, и не раз. Вот, например, еду и вижу ДТП. Я всегда останавливаюсь, узнаю, что требуется, вызываю спасателей или «скорую», на месте оказываю профессиональную помощь.


– Сегодня пожарные и спасатели действуют в рамках единой структуры. Какой пример слаженной работы Вы можете привести из числа событий 2015 года? Может, назовете конкретного героя?


– Всё-таки Вам хочется услышать о героизме, – с улыбкой говорит Олег Викторович. – А я Вам опять приведу пример профессионализма!


Всего несколько дней назад в пос. МЭЗ, д.52, в 3 часа ночи начался сильный пожар. Огонь охватил 3-й этаж пятиэтажного общежития. Очаг возгорания был в комнате, где проживал житель Брянской области с семьей. Ближайшая пожарная часть – №231– расположена тут же, в Малаховке. Начальник караула Александр Лопата прибыл к месту пожара со своими людьми уже через 6 минут! Пожар распространятся быстро, так что у начальника были буквально секунды на анализ ситуации. И меры, которые он принял, оказались абсолютно верными. Знаете, это вообще ключевой момент – приехать и сразу понять, как действовать в данной ситуации. Когда через 10 минут подъехал расчет спасателей, план эвакуации уже был ясен. Поскольку пути выхода были отрезаны дымом, людей эвакуировали с 3 этажа по лестнице-трехколенке. А вы представляете, что это за процесс? Люди в панике, вылезать бояться, им надо все объяснить, успокоить... И это тоже задача пожарных и спасателей. Из здания было эвакуировано тогда 32 человека!


Вот все мы слышали про то, что в Воронежской области сгорело на пожаре 22 пострадавших. Это произошло именно потому, что люди не смогли выбраться. А когда на ЧС нет погибших, это указывает на то, что сотрудники действуют высокопрофессионально. Так что во многом благодаря Александру Лопате мы избежали многих жертв.


– Осенью в Люберецком ДК проходило мероприятие «Мособлпожспаса», посвященное этикету. Как Вам кажется, насколько в вашей работе нужна вежливость или, например, дипломатичность?


– Вы знаете, я думаю, что в экстремальной ситуации важней такое качество как надежность. Что касается слов, то порой именно резкая, сухая, даже грубоватая речь помогает наладить порядок в зоне ЧС. Когда люди находятся в панике, вежливость, уговоры могут даже повредить. Растерявшемуся человеку надо помочь собраться, взять себя в руки. В этом случае четкие команды лучше расплывчатой дипломатии».


...Вот такой он, образ спасателя, у нас сложился в результате разговора. Профессионал, без лишних сантиментов способный оказать помощь в любой сложной ситуации. Много знаний, масса полезных навыков, способность к четкому анализу и грамотному выполнению задач. И всё это, конечно, правильно. Но главное, что осталось в этом описании «за кадром» – желание помогать людям. Способность подставить свое плечо тому, кто оказался беде. А это, как ни суди, качества настоящего героя.





Екатерина Бобровская

фото автора

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse