Новости

ЕГЭ убивает творчество


Имя Заслуженного учителя Российской Федерации Людмилы Давидовны Страховой в нашей стране широко известно особенно среди учителей-словесников. На протяжении двадцати лет она является составителем серии книг «Школа классики», адресованных учащимся старших классов, абитуриентам и учителям. Педагогам эти книги предоставляют богатейший справочный и методический материал, а школьникам помогают расширить представление о месте и роли писателя в литературном процессе. Здесь представлены высказывания критиков, комментарии, библиография, темы и развернутые планы сочинений, материалы для подготовки к уроку. Людмила Давидовна принимает активное участие и в издании книг серии «Школьная программа», посвящённых русским писателям, творчество которых изучается в старших классах общеобразовательных школ.



Из пятидесяти лет своей педагогической деятельности, сорок она посвятила Томилинской средней общеобразовательной школе № 19.


Людмила Страхова воспитала несколько поколений наших земляков. И я не понаслышке знаю, что многие родители мечтают, чтобы у их детей уроки русского языка и литературы вела эта удивительная женщина. А как интересно проходят её занятия по духовному краеведению Подмосковья и основам духовно-нравственной культуры народов мира…



Но накануне Международного дня родного языка, который пройдёт 21 февраля, мы пообщались с Людмилой Давидовной на темы, которые волнуют, пожалуй, очень многих наших земляков.


– Людмила Давидовна, важной частью культуры любого народа является язык. Да вот как-то не ощущается в нынешнее время, что в нашей стране уделяют ему должное внимание…


– Надеюсь, это не так. Два года назад в школах ввели экзамен по литературе. Это попытка вновь обратить внимание учителей и школьников на то, что проблемы в изучении родного языка имеются, и их нужно решать. Ведь язык не может существовать без литературы.


С другой стороны, в общеобразовательных учреждениях сократилось количество часов на изучение русского языка. В старших классах – всего два часа в неделю! А ведь им ЕГЭ сдавать.


Да, язык – это живой организм, и жизнь не может не вносить в него какие-то коррективы. Надеюсь, никуда он не исчезнет, ведь в первую очередь, это язык великой литературы. Толстой, Чехов, Достоевский – самые читаемые в мире авторы.


- А как Вы относитесь к единому государственному экзамену?


- По русскому языку – смирилась. Понимаете, ребята ориентированы на сдачу теста, а это мешает учителям-словесникам. Вследствие чего теперь мы проводим меньше творческих работ, сочинений на свободную тему – на это уроков не хватает. Наша основная задача: подготовить детей к ЕГЭ.


В качестве допуска к экзамену, ребята теперь сдают сочинение по литературе. Но чтобы работа была зачтена, им необходимо раскрыть тему и проанализировать текст. В этом году справились.


Честно говоря, меня очень печалит, что уходит из школы творческое начало в преподавании русского языка. Молодые учителя ориентированы на тестовое обучение. И основная их цель – подготовить школьника к единому государственному экзамену. Да, они делают большой акцент на грамотности ребёнка и выполняют какие-то теоретические задания, которые в дальнейшем сыграют свою роль на ЕГЭ, но этого недостаточно.


А если говорить о ЕГЭ по литературе, то я его большая противница – творчеству в нём уделено слишком мало места…


– Недавно общался с директором Центральной люберецкой библиотеки А.Л. Карпенко, так она поделилась со мной, что за книгами приходят не только наши юные земляки, но и многие приезжие ребята.


– Да, читающие дети есть. Хотя если говорить об общем уровне чтения, то, к сожалению, большого интереса к литературе мы не замечаем. Как бы он совсем не пропал… И эта проблема наблюдается во всех школах.


Увы, читают ребята с каждым годом всё меньше. Даже программную литературу. И, безусловно, на нашем «великом, могучем и прекрасном русском языке» это сказывается. Они не вылезают из интернета, а в социальных сетях общаются на каком-то «суржике», где зачастую происходит подмена исконно русских слов на англоязычные, а это, конечно, обедняет наш язык.


Старшее поколение до сих пор хорошо помнит стихи из детства. А теперь многие школьники будто учат их только ради оценки. Через неделю попросишь повторить – уже не помнят. Всё как-то быстро стирается у них из памяти. Наверное, это связано с массой различных впечатлений, полученных, в том числе, из телевизора и интернета.


- И пропало у ребят чутьё к родному слову. Что бы Вы в этом случае посоветовали родителям своих учеников?


– Раньше я всегда проповедовала семейное чтение. Но в наше время это, к сожалению, нереально. Мамы и папы работают допоздна, и их можно понять. Семью-то надо кормить…


Вспоминаю один исторический факт. Чтобы будущий известный поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин в детстве больше читал, мама заинтересовывала его деньгами. Прочитает произведение – она даёт ему некую сумму на мелкие расходы. Тоже разумный подход. (Улыбается).


Перед уходом на летние каникулы я всегда ребятам даю список для чтения художественной литературы на предстоящий учебный год. Позже по прочитанному тексту обязательно задаю письменные вопросы, плюс ко всему ребята обязательно анализируют на уроке тот или иной эпизод из произведения. И сразу становится видно, кто читал, а кто – нет.


– Хорошо знакомая Вам Л.К. Курбакова, мой педагог по русскому языку, всегда советовала нам – чтобы повысить свой уровень грамотности, нужно переписывать произведения наших классиков.


– Да, это действительно очень хороший способ. Берите Тургенева, Чехова, Лермонтова. Их даже можно переписывать под самодиктовку. Результат будет очевиден.


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse