Новости

Дом, где живут музы

Детскую Школу искусств им. Л.И. Ковлера, расположенную в Малаховке, хочется назвать именно так. Только вдохновение здесь дарят не столько мифические музы, сколько вполне реальные. И директора школы, и ее соратниц – педагогов по музыкальным и художественным предметам – всех, кто созидает с детьми чудесный мир красоты, иначе как музами и не назовешь.

Разговор с директором школы, Ириной Степановной Востриковой, и с ее заместителем, Жанной Валерьевной Соколовской, чем-то напоминал рисование пейзажа.


Прямо на глазах обретали цвет и форму факты, события, большие и маленькие победы этого коллектива. Главное, что совершенно явно ощущалось в беседе – это любовь, которая пронизывает всё, что происходит в школе. И ещё – развитие, движение, поток, без которого – как уверены мои собеседницы – сегодня эстетическое воспитание детей просто невозможно.


– Мне всегда казалось, что детская школа искусств тяготеет к классическим формам. Разве может быть иначе?



– Да что Вы, у нас всё время какие-то новшества, – восклицает Жанна Валерьевна. – Вот, например, сольфеджио. Люди старшего поколения, обучавшиеся музыке, наверняка помнят его как скучный и сложный предмет. А мы считаем, что если всё делать с любовью, с энтузиазмом, то любое занятие станет интересным. И мы захотели, чтобы дети полюбили сольфеджио. Во-первых, постарались создать атмосферу игры, радости открытий, во-вторых – доверия к учителю. Притяжение к личности всегда распространяется и на предмет.




– Знаете, я работаю в школе с 1980 года, – продолжает разговор Ирина Степановна. – И за эти 36 лет я вижу, как поменялось отношение детей к сольфеджио. Если раньше это было настоящим мучением, то сейчас дети на урок просто бегут. Тут сыграл свою роль творческий подход Жанны Валерьевны. Именно она пришла ко мне с предложением оборудовать музыкальный кабинет современной интерактивной доской, использовать компьютерные программы. В районе мы были одними из первых (после школы в Котельниках), кто решил применить такие новшества. И – не прогадали! Так радостно видеть, с каким восторгом занимаются дети этим, казалось бы, скучным предметом. Но если есть в педагоге творческая жилка, тогда можно найти возможность для воплощения идеи. На большом сенсорном экране дети пальцами пишут ноты и аккорды, занятия идут под мультики, с забавными заданиями. Дети раскрепощаются, перестают воспринимать это как урок. Играя, они легко воспринимают даже сложный материал. Ребенку важно понимать, из чего же складывается мелодия, как рождается ее рисунок. Тем более у нас есть и специальный предмет «Композиция». Кстати, оно тоже новое, работает всего 3-й год.


– А как ваше творчество влияет на другие школьные предметы?


– Посмотрите, вот у нас в шкафу все полки заставлены наградами: почетные кубки и грамоты за победы на конкурсах и фестивалях различного уровня. Всё это подтверждает тот факт, что мы постоянно растем и развиваемся.


Вот, например, у нас есть удивительный концертный хор «Ландыш» (под руководством Нины Евгеньевны Педченко). В 2011 году он успешно съездил на международный фестиваль в Чехию. В этом году – в Минск, на IV международный конкурс-фестиваль «Славянские встречи», собравший более 500 участников. Одну из песен наш хор спел на белорусском языке и обыграл ее как небольшую постановку. Плюс энтузиазм наших ребят – и выступление получилось невероятно ярким. В результате хор получил высшую награду!


Надо сказать, что в нашем здании, помимо школы искусств, расположен и музей, и курсы английского языка, и школа танцев, так что пространство здесь невероятно насыщенное в смысле культуры. Так и хочется что-то придумывать! Сегодня у нас на бюджетных местах занимаются 280 ребят. Из них 230 музыкантов и 50 художников. Кроме того, есть и отделение платных услуг.


– Какие же новые формы обучения вы используете?


– Мы всё время экспериментируем! Стараемся, чтобы педагоги вовлекали учеников, родителей в единый процесс творения. Представьте себе картину, когда хор поет джаз. Разве можно здесь обойтись без поиска новых деталей, и в образе, и в сценическом движении? Или ещё один пример: на концертах струнного отдела, посвященных композиторам-песенникам, весь зал с удовольствием подпевает знакомые песни, видя слова на экране.


А 3 года назад в школе родился новый проект – школьная филармония «Дети и искусство». Он стал нашим «ноу-хау». Началось с того, что выпускники стали сдавать экзамены по музыкальной литературе в виде презентаций – с фото, текстами, музыкой – причем на больших экранах. Постепенно темы стали затрагивать не только классику. Ребята стали выбирать и рок, и джаз, и другие направления музыки. А потом родилась и особая форма подачи материала – в большом зале идет красочная презентация, а потом эту же тему продолжает «живой» концерт. В центре внимания были уже и итальянская опера, и юбилеи композиторов и даже... творчество Альфреда Шнитке. Выяснилось, что музыка этого композитора так же интересна им, как и классика.


В школе реализуется ещё один новый проект – «Клуб любителей оперы», которому уже исполнилось пять лет. А совсем недавно, в конце января, у нас была олимпиада по творчеству Моцарта, которая так и называлась: "Амадео". Три команды соревновались в решении тестов, отгадывали видео- загадки. Первое место стоило потраченных усилий – мы обещали ребятам экскурсию в музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки. Вот такая награда!


И ещё один необычный проект. Третий год совместно с музеем школа проводит «Фестиваль национальных культур в Малаховке». Ведь у нас тут есть и татарская, и еврейская, и армянская диаспоры. Звучит на фестивале, конечно, и русская музыка. Это очень объединяет людей, помогает лучше понять, почувствовать другую культуру.


Считаю, что нам пора осваивать и музыкальные спектакли. Кстати, уже есть такой опыт – три спектакля, где все роли и музыкальное сопровождение исполняли дети. Они были поставлены в 2013-2015 годы . В том числе, сказка «Гензель и Гретель», а также спектакль к 70-летию Великой Победы «А зори здесь тихие…» совместно с НОУ «Образ».


– А как живет художественное отделение школы?


– Оно открылось у нас в 2000 году по просьбе родителей. Да и желающие лепить и рисовать сразу нашлись. Надо сказать, что программы сегодня очень высокого уровня, что называется - предпрофессиональные. Это серьезная, требующая много сил подготовка. Конечно, дети не обязательно пойдут после нее в специализированные вузы. Но знания могут пригодиться в любой специальности, где требуется творческий подход. То же касается и музыкальных, сценических навыков. Ну а художественная подготовка неоценима для будущих дизайнеров, архитекторов, модельеров. Ежегодно несколько выпускников школы поступают в творческие ВУЗы и ССУЗы. То есть обучение в школе искусств – это не только эстетика, воспитание хорошего вкуса, но и отличная практическая база.


– Ирина Степановна, а как Вам управляется женским коллективом? Да ещё и творческим?


– Ну, он у нас вполне здоровый, т.к. треть коллектива составляют мужчины. И духовики, и гитаристы, и пианисты. Преподаватель Игорь Васильевич Козлов вообще работает с основания школы. Ему сейчас 82 года! Ну а я сама не ретроград и готова приветствовать любую новую идею, если человек приходит ко мне с конкретным планом ее воплощения. Скажу, что случайные люди у нас в коллективе – редкость. Мы все, что называется, одного «формата». Вместе с детьми нам интересно творить, развиваться, придумывать новое. Просто «ходить на работу» мы не умеем!


Выступление саксофонистов Настя Михайлова на занятиях живописью Куда ж без аккордеона! Здесь учатся и совсем маленькие дети


Екатерина Бобровская

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse