Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

О смысле жизни


В №11 за этот год «ЛГ» опубликовала интервью с Викторией Балаховской, начальником управления опеки и попечительства Люберецкого района. Его главная тема – усыновление детей, оставшихся без попечения родителей.


Поскольку проблема, не побоимся этого слова, животрепещущая, мы решили продолжить разговор с заместителем министра образования Московской области Людмилой Сергеевной Овечкиной, переведя его, тем самым, на еще более высокий уровень.


– Людмила Сергеевна, Вы руководите почти сорока управлениями и отделами опеки, которые расположены по всей Московской области. Есть ли разница в подходе к руководителям, в установках, которые Вы им ставите, чтобы не снижать темп устройства детей в семьи Московской области? Влияет ли отдаленность муниципального образования на приемы работы?


– Безусловно, Подмосковье большой регион, детское население области более 1 млн. 300 тысяч человек. И при этом никакой разницы в подходе в решении поставленных задач быть не может. Ребенок, оставшийся без родителей, в крупном городе области, и такой же малыш, лишенный заботы родителей, в деревне, имеют равное право на счастье, на дом, на семью. Поэтому и ко всем руководителям подразделений по опеке требования одинаковые. Задача опеки – сохранить ребенку семью, а если это невозможно, найти ему новый дом.

При этом хочу обратить внимание, что важен не темп устройства, а качество. Мы не гонимся за цифрами. Главное – передав ребенка замещающим родителям, быть уверенными в их надежности.


– Какие должны быть приняты меры или законы, чтобы уменьшились показатели социального сиротства?


– В первую очередь, социальное сиротство – это следствие безответственности родителей, их нежелания любить и воспитывать своего ребенка. Не секрет, что сейчас настоящих сирот не более 5%, остальные дети – остаются без попечения родителей по причине лишения родителей родительских прав, заключения их под стражу в связи с преступлениями, уклонением родителей от воспитания детей. Причем ограничение по состоянию здоровья встречается нечасто. Необходимо, на мой взгляд, воспитание ответственного родительства, причем, начиная с будущих родителей – еще школьников; оказание помощи юным будущим мамам, которые так нуждаются в поддержке; усиление работы судебных приставов-исполнителей по взысканию алиментов с родителей, лишенных прав.


– Какие у Вас бывают трудности в работе, кто особенно помогает в их решении?


– Трудности стараемся преодолевать по мере поступления. По большей части самое сложное – помочь нашим воспитанникам детских домов, которых по разным причинам не удалось передать в семью, научиться самостоятельности, получить навыки жизни вне коллектива детского дома.


В соответствии с постановлением Правительства России №481 в организации для детей-сирот, помимо прочего, должны быть организованы условия, приближенные к семейным. В наших организациях (а это уже не детские дома) ребята живут в квартирных блоках, в каждой «семье» дети разного возраста, они сами планируют свой день и досуг, учатся готовить на своей кухне, живут своей самостоятельной жизнью.


Помочь увидеть им жизнь за порогом организации – задача педагогов и опеки. В этом наши помощники – благотворительные фонды и некоммерческие организации. Так, фонд «Исток» помог организовать минувшей осенью туристический слет для старших ребят. Организуются для детей мастер-классы, выезды. С ребятами просто общаются – это уже немаловажно для дальнейшей социализации вне организации.


– Совсем недавно в каждом муниципальном образовании области появились службы сопровождения приемных семей. Как Вы оцениваете эффективность и результативность работы таких служб в городах и районах Московской области?


– Службы сопровождения в Московской области появились уже в 2008 году, когда подготовка приемных родителей еще не была обязательной. Сегодня таких организаций уже 58. Подготовкой будущих приемных родителей занимаются в 41 организации, остальные еще сопровождают семьи после принятия ребенка.


Основная задача такой работы – помочь человеку подготовиться к новому этапу жизни, потом – помочь при взаимном привыкании, в случае возникновения проблем. Эффективность и результативность работы таких служб – в предупреждении возврата ребенка в детский дом. Это страшно. В нужный момент надо предложить помощь и родителю, и ребенку. Сопровождение семьи, принявшей ребенка-сироту, ведется опекой и службой сопровождения в тандеме, во взаимосвязи. Каждый ребенок, к которому нашли подход, как и каждый родитель, которого поддержали в трудной ситуации, – уже показатель работы. И дело тут не в количестве.


– Сейчас многие родители хотят принять в семью ребенка. Кто-то сомневается, справится ли, кто-то боится трудностей, кому-то трудно дается последний шаг – решиться. Что бы Вы пожелали тем, кто уже сделал первые шаги на пути приемного родительства и хотя бы мысленно решил впустить в свою жизнь приемных сына или дочь.


– Решиться принять ребенка в семью – это не последний шаг. Этот как раз первый шаг к новой роли, новому этапу жизни. Пожелать, конечно, хочется веры в свои силы, решимости. Никто не будет обещать безоблачной и простой жизни с таким ребенком: любой малыш, не важно, как он появился – родили его или приняли на воспитание – радикально изменит жизнь родителя. Но в таких сложностях и состоит радость человеческой жизни. Помочь ближнему, тем более сироте, – это, подчас, и есть смысл жизни.


Беседу вела Ольга Осмаловская

Нет комментариев
Добавить комментарий