Новости

УТРО ЖИЗНИ – С «НАДЕЖДОЙ»

Воскресная детская школа храма Святой Троицы в городе Люберцы – одна из самых крупных в Люберецком благочинии. Ежегодно ее посещают более полутора сотен юных люберчан в возрасте от 3 до 17 лет. А началась история этой школы не только в начале нового, XXI века, но и нового, третьего тысячелетия от Рождества Христова. Может, и потому ей дано было такое светлое и окрыляющее имя - «Надежда».

А планов и надежд, как и свершений, и открытий, у дружного коллектива этой школы немало. О чем мы и попросили рассказать директора воскресной школы «Надежда», клирика Троицкого храма, протоиерея Олега МАТВЕЙЧЕНКО.


– Ваша школа хорошо известна многим в Люберецком районе. А когда начался отсчет ее биографии?


– Вскоре после празднования 1000-летия крещения Руси в люберецком Троицком храме, как и во многих других храмах, стали проводиться беседы с желающими больше узнать о православной вере. На эти встречи приводили и детей. Поэтому уже в начале 1990-х годов начались отдельные занятия непосредственно со школьниками. Но историю воскресной школы под названием «Надежда» мы традиционно отсчитываем с 2003 года. Именно тогда возникло четкое разделение на классы и начал формироваться план многих внеурочных мероприятий. И вместе с названием у школы появились флаг и гимн.


– Вот уже двенадцать лет вы, отец Олег, руководите школой «Надежда», являясь и одним из ее преподавателей. Изменились ли за эти годы ваши представления о том, какими должны быть цели и задачи такой школы? В чем сходство и в чем отличие ее от общеобразовательного учебного заведения?


– Цели и задачи нашей школы – привести детей ко Христу, наполнить их жизнь радостью и смыслом, сделать каждый их день запоминающимся и неповторимым. За 12 лет они не изменились. Недавно Синодальный отдел религиозного образования и катехизации утвердил «Положение о деятельности воскресных школ», где цели и задачи воскресной школы закреплены уже официально. Они очень широкие – от религиозно-нравственного обучения и воспитания до всестороннего развития личности, от участия в жизни прихода до формирования общей культуры ребенка.


С общеобразовательными учебными заведениями общего у нас, конечно, много. Есть и учебный процесс, и домашние задания, и школьные правила. Но есть и отличия. Воскресная школа – не «общая», она для тех, кому небезразлична именно церковная жизнь. Родители с детьми приходят сюда осознанно, по своему желанию. Методы и средства работы с детьми у нас шире, чем в светской школе, так как основная цель – воцерковление ребенка, его духовный рост, достигается не только с помощью учебных занятий. Поэтому в воскресных школах множество мероприятий, большинство из которых, наряду с домашними заданиями, ориентированы на совместную деятельность ребенка и взрослого. Родители видят, какие радостные эмоции приносят детям массовые игры, веселые конкурсы, захватывающие спектакли, и конечно, не остаются равнодушными, стремятся поддержать своего ребенка и личным участием в этих мероприятиях.


– Среди читателей нашей газеты немало тех, чьи дети или внуки посещают школу «Надежда». По их отзывам, главным, почему они привели туда своих чад, была надежда на их духовное воспитание на основах православной веры. Но нелегко это, наверное, ведь дети живут в реальном мире, где немало не только положительных примеров, но и «наоборот»?


– Важно знать, что воскресная школа – постоянно живущий и действующий организм; там ребенок быстро понимает, что все поступки, решения, стремления человека должны проходить не мимо Церкви и даже не рядом с ней, а только через нее. Ребенок чувствует, что здесь, в Церкви – его дом, центр его жизни. А все остальное строится уже вокруг этого центра. Мы, как бы шаблонно это ни звучало, являемся большой дружной семьей. У нас 170 воспитанников, но все мы (директор, учителя, родители) друг друга хорошо знаем и друг другу небезразличны. У кого радость – празднуем вместе, кому тяжело – разделим его скорбь. Любую беду легче пережить, с проблемой проще справиться, если ты не одинок.


– Некоторые считают, что пребывание детей в воскресной школе – это, в основном, изучение теоретических церковных дисциплин. Мол, в обычной школе они часами сидят за партами в будни, а здесь и в воскресенье то же самое. Но когда слышишь, с каким восторгом ваши учащиеся рассказывают о проводимых в школе «Надежда» Олимпиадах, спортивных соревнованиях, конкурсах - душа радуется! Как вам удается сочетать серьезную учебу, духовное воспитание, с совместным творчеством, полетом фантазии, желанием и умением открывать таланты в каждом ребенке?


– У нас дети с радостью ходят не только на различные конкурсы, но и на уроки по расписанию, причем никто их не заставляет. Мы с первого своего учебного года так решили: с сентября по май – 50% учебных и 50% внеклассных занятий, и всё это тесно переплетается; ведь и урок можно сделать увлекательным действом, а любое мероприятие – познавательнейшим уроком.


Необходимо завоевывать доверие воспитанника. Каждому ребенку необходимы игры и общение со сверстниками. А играть и общаться он будет там, где ему интересно, с теми, кому доверяет. Мы в храмах должны построить работу с детьми так, чтобы им было именно на церковной территории интересно и находиться, и играть, и общаться. Чтобы ребенок постоянно мечтал о том дне, когда он снова сможет сюда прийти, скучал без тех людей, которые его окружают в храме, в воскресной школе. Когда дети увидят, что в храме они дороги и желанны, что о них всегда помнят, ждут их и с радостью готовы им помочь, вот тогда, поверьте, они будут готовы доверить вам свое свободное время.


Например, мы уже несколько лет проводим Кубок Надежды. Вся школа делится на несколько команд, в каждую из которых входят воспитанники разных возрастов, их родители и друзья, а также педагоги нашей школы. В каждой команде несколько педагогов и психологов, которые в течение всего года совместно с остальными членами коллектива решают общие задачи. Каждая команда, таким образом, превращается в сплоченную «семью», где очень сильны взаимопомощь и положительное влияние друг на друга. Команды Кубка Надежды постоянно участвуют в соревнованиях, турнирах и прочих мероприятиях и получают разнообразные домашние задания. Недавно, например, наши команды снимали видеофильмы по мотивам поэтических произведений А.Л. Барто.


– Еще в середине XIX века Платон Васильевич Павлов - профессор, доктор исторических наук и организатор первых в России воскресных школ в Санкт-Петербурге и не только, считал очень важным для самопознания народа изучение в этих школах истории родной страны. А ныне среди учебных предметов в старших классах школы «Надежда» - не только история России, но и русская литература. С чем это связано? И хорошо ли знают ваши воспитанники историю «своего», Троицкого храма?


– У нас есть предметы, рекомендованные вышеупомянутым «Положением о деятельности воскресных школ», а есть и такие, которые разрабатываются и проводятся усилиями наших преподавателей. Это патриотическое воспитание, этикет, основы церковного искусства, слушание музыки и иные, в том числе и упомянутые вами литература, история. Большинство писателей и исторических деятелей – религиозные люди. Интересно посмотреть на нашу историю и литературу именно с этой точки зрения. Всё это и поучительно, и назидательно, и увлекательно. Есть и урок, посвященный истории родного храма и его формам деятельности на современном этапе. Кроме того, изучаем мы свой храм «от» и «до», и изнутри, и снаружи.


– Воскресные школы работают во всех храмах Люберецкого благочиния. А устраиваются ли какие-либо мероприятия с участием делегаций всех этих школ, где дети могут познакомиться, пообщаться друг с другом?


– Несомненно. Из традиционных – общая Рождественская ёлка (хотя в храмах проводятся и «свои»), День православной молодежи в середине февраля, День православной книги в середине марта и Пасхальный творческий фестиваль.


– В предстоящее воскресенье, 1 мая, православный мир будет отмечать главный христианский праздник – Пасху. Наверняка к этому радостному событию активно готовится и воскресная школа «Надежда»? С каким напутствием вы хотели бы обратиться в этот день к вашим ученикам?


– Наши мальчики выполняют послушания в алтаре (пономарят), а девочки читают положенные молитвы на богослужениях, где поет и наш школьный хор. Будем петь ночную пасхальную службу. Готовим пасхальные поделки. В Великую Субботу школьники будут помогать приходу при освящении куличей. Утром в день Пасхи у нас праздничное угощение для прихожан, затем награждение ряда воспитанников нашими знаками отличия, школьный спектакль и пасхальная танцевально-вокальная программа во дворе храма. Были в жизни нашей школы танцы и классические, и народные: русские, украинские, еврейские, цыганские, а этот учебный год завершится испанским танцем.


Пасха – источник всего самого радостного и доброго в этом мире. Хочу пожелать детям как можно дольше оставаться детьми, идти к Богу и верить в мечту. Взрослым же - стараться сохранить в себе хоть капельку детства, иначе жить станет невыразимо грустно. Пусть в сердцах дивным и неповторимым светом возгорается надежда на неисчерпаемое милосердие Божие. Свет этой надежды наполняет человеческую душу осознанием исключительности каждой человеческой жизни и Божией к нам любви. И тогда всё наше естество устремляется ввысь, к Богу, к Небу - такому далекому и непостижимому, но, вместе с тем, такому близкому и родному.


 


Беседовала Татьяна САВИНА

Фото Даниила Матвейченко

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse