Новости

Потребность дарить


8 июня в России отмечается День социального работника. Название этой профессии, пожалуй, звучит "суховато", а между тем за словом "социальный" стоит глубочайший смысл. Это значит, что работа требует не просто образования, стандартных навыков и умений. Чтобы по-настоящему стать социальным работником, нужно изначально иметь сильную потребность помогать людям. Не случайно в Люберецком комплексном центре социального обслуживания населения (КЦСОН) поясняют: у них работают или два-три месяца, или 15-20 лет. И причина такой статистики очевидна: сердце или открыто навстречу людям, или нет. По-другому никак.


"Целый день одна в пустой квартире со своими болезнями. Грустно, некомфортно как-то. Вижу плохо. Словом, хорошего мало. Сахарный диабет и прочее. Но есть, есть такой человек, который облегчает моё состояние - Людмилочка! Только прозвенит звонок уличной двери - это значит солнце взошло в моей квартире".


Это строки из письма Валентины Яковлевны Кузнецовой. Ей 85 лет, инвалид I группы. Письмо пришло в КЦСОН в конце прошлого года, по итогам которого Людмила Александровна Минеева, одна из самых опытных сотрудниц Центра, стала победителем районного конкурса профессионального мастерства. "Лучший социальный работник" - звучит гордо и достойно. Но для своих подопечных, таких же одиноких стариков, как Валентина Яковлевна, Минеева просто любимая "Людмилочка".


"Мне повезло, что досталась такая понимающая защитница-помощница. Вот когда уходит, всегда напоминает: а мусор где? Давайте, давайте!"


Людмила Александровна - одна из 183 социальных работников КЦСОН, которые трудятся в Люберецком районе. Сегодня они обслуживают на дому 1387 жителей, которые нуждаются в помощи. Изначально, она включает утвержденный список услуг: принести продукты, оплатить квитанции по ЖКХ, вынести мусор, подогреть пищу, купить лекарства. Но в реальной жизни общение работников и их подопечных выходит далеко за рамки "служебного долга".


"Знаете, старики - они ведь, как дети, - делится мыслями Людмила Александровна Минеева. - Они очень чувствительные, обидчивые, трогательные. И если детям можно что-то приказать, то со стариками нужны только такт и терпение. Они ведь все свои проблемы расскажут, все переживания. Большинство из них очень одиноки, и у них огромная потребность поговорить, излить душу. И резко оборвать разговор, ограничиться профессиональными задачами нельзя. Когда я прихожу к новому подопечному, конечно, начинаю со стандартных обязанностей. А потом проходит неделя, месяц и ты... привязываешься".


Да, померить давление, закапать, когда нужно, глаза, поменять памперсы (если человек не встает с постели). Зачастую, отстоять очередь к врачу, чтобы взять рецепт или талон на обследование. Но главное - и без этого работа социального работника просто невозможна - это живое общение: выслушать, обсудить, приободрить.


Понятия "рабочий день" у Людмилы Минеевой и ее коллег не существует. Звонок с просьбой о помощи может прозвучать и рано утром, и поздно вечером. "Вот вчера, уже почти ночью, позвонила одна женщина - сломался унитаз! Что делать? Значит, к 8 утра мне уже надо бежать в ЖЭК, подавать заявку", - рассказывает Людмила Александровна. Впрочем, она привыкла быть нужной в любое время суток. Сама, рано потеряв мужа, вырастила троих детей. Теперь находит время и для шестерых внуков! Но семья и работа для нее - не разделимые понятия. Разве старики, которые ждут ее поддержки, это не близкие люди?


"И тут беда! Протез зубной сломался. Уронила. Не расстраивайтесь, что- нибудь придумаем, говорит Людмила. Будут вам зубы! И через 2 часа - уже сбегала в поликлинику и зубы во рту, на месте... Ну до чего обязательный человек, старательный; нам повезло, кто находится у нее. В ее, можно сказать, семье".


"Семья" Людмилы Александровны разбросана по всем Люберцам. Кто-то из подопечных живет на Хлебозаводе, кто-то - на Южной, кто-то - в п. ВУГИ. Вот такой "участок" сегодня у социального работника! Десять человек в разных концах города, и нужно успеть за день выполнить целый список задач, заехать в десятки мест.


"Да, бывает тяжело, устаю, конечно. Но вот приходишь к бабушке - она радуется, идет сразу на кухню: ой, давай чайку попьем, расскажи, как там, на улице... Поговорили - и на душе отлегло! Так мы и помогаем друг другу!"


Иногда Минеева решает: человеку нужна помощь более серьезного уровня. И тогда она по собственной инициативе "включается" в сложный, требующий массу усилий, процесс. Вот, например, недавно для одной из "своих бабушек" добилась, чтобы той дали первую группу инвалидности. И хотя знакомые и говорили соцработнику, что у нее ничего не получится - как же везти лежачую больную на обследование во ВТЭК? (врачебно-трудовая экспертная комиссия), но ей всё удалось! И врачи пошли навстречу. Людмила Александровна понимала: другая группа инвалидности - это дополнительные деньги и помощь от государства. И пенсия побольше, и бесплатные вещи личной гигиены: памперсы, пеленки и другое.


"Знаете, к ним, моим старикам, очень привязываешься, - делится ощущениями Людмила Минеева. - И когда они уходят, это всегда сильно переживаешь. Вот сейчас у меня на участке 10 человек. И, если вспомнить всех, кто ушел за годы моей работы, то это будет 5 полных участков. Но до сих пор я помню каждого по имени".


В этом году Л.А. Минеева стала номинантом всероссийского конкурса на звание "Лучший работник учреждения социального обслуживания". Она с улыбкой вспоминает, как готовилась к нему вместе со своими подопечными: фотографировались, снимали видеоролик. Пока итоги конкурса ещё не подведены, но Людмила Александровна и не рвется за наградами. Она просто очень любит свою работу.


Екатерина БОБРОВСКАЯ

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse