Люди в погонах

Давно известно, что народные названия - они самые живучие. Вот уже 18 лет, как одно из главных подразделений в структуре МВД было переименовано из ГАИ в ГИБДД, а граждане по-прежнему зовут их "гаишниками". Что ж, это своего рода напоминание о старых советских временах, когда сотрудники Госавтоинспекции ездили ещё на канареечно-желтых "жигулях" и были милиционерами, а не полицейскими. В этом году те, кого мы привыкли видеть на российских дорогах в любую погоду, в любое время года отмечают серьезную дату. 3 июля Государственной инспекции безопасности дорожного движения исполнилось 80 лет! В канун столь знаменательного юбилея мы решили встретиться с одним из самых опытных сотрудников Люберецкого ОГИБДД, начальником отделения дорожного надзора, майором полиции Игорем Ивановичем Крупениным.


То, что в кабинете сотрудника ГИБДД находится внушительная коллекция моделей служебных полицейских машин со всего мира - это было еще понятно. Но когда на столе Игоря Ивановича Крупенина обнаружился томик стихов А.С. Пушкина, привычный образ "человека в погонах" стал терять свои очертания. Как выяснилось, майор полиции любит после тяжелого рабочего дня снять стресс именно с помощью поэзии.


"Знаете, после работы иногда приятно расслабиться, - рассказывает Игорь Иванович. - Порой так увлекаешься чтением, что смотришь - а уж в здании и нет никого. Почему взялся читать классику? Да ведь в школьные годы-то она не воспринималась так ярко, мы не понимали ее во всей глубине. А сейчас - то спектакль навеет, то музыка, и рука сама тянется перечитать пушкинские строчки. Так что работа работой, но жизнь состоит не только из нее".


Впрочем, начальник отделения дорожного надзора Люберецкого ОГИБДД тут же признается - даже в выходные отключиться от профессиональных задач ему непросто. Даже просто находясь где-то на улице, он почти автоматически замечает: вот там не работает светофор, там знак поврежден, там лампочка не горит. Как опытный "гаишник" он заранее старается предвидеть те ситуации которые могут возникнуть из-за таких поломок.


"Так хочется предотвратить поток жалоб и претензий к нам, хотя это почти невозможно. Мне кажется, у людей бытует мнение, что ГИБДД - это почти "Бог и царь" на дорогах. Между тем это далеко не так. Вот, к примеру, где-то не горит светофор. Или на дороге образовалась большая яма. Да, это все входит в наши контрольно-надзорные функции. Но ведь у нас нет ни лопат, ни ламп, ни знаков, ни песка или асфальта. Сегодня у каждого объекта на дороге есть собственник. Поэтому, чтобы восстановить работу того же светофора, нам нужно выписать предписание тому самому "хозяину". И каждый шаг, связанный с работами на дороге, должен быть документально оформлен. А это - время! Да, все нити сходятся к нам, но мы не занимаемся устранением, мы регулируем процесс.


Знаете, в графе "обязанности" инспекторов, которые выезжают на дорогу, прописано, что они должны сразу, в течение часа, обследовать свои участки, на которых несут службу. Все, что не соответствует ГОСТам и мешает безопасности на дороге - будь то сломанный дорожный знак, обвал насыпи или прорыв трубы рядом с трассой - все входит в компетенцию дорожного надзора. Все это инспекторы сообщают в дежурную часть. А мы уже здесь, на месте, начинаем рассылать предписания соответствующим организациям на устранение данных недостатков".


Сложный участок


Говоря об особенностях работы инспекторов в наше время, Игорь Иванович Крупенин отметил: сегодня сотрудники ГИБДД работают, как правило, не на стационарных, а на мобильных постах. С одной стороны, это и облегчает им задачи, с другой - лишает некоторых преимуществ. Многие помнят, что раньше стационарные посты стояли на головных участках дорог, на выездах и въездах в город. И это помогало не только отсекать транзитный транспорт, но и выполняло функцию блок-поста в деле контроля криминогенной ситуации. В то же время, мобильные посты, удобны тем, что можно повести мониторинг стразу в нескольких частях города.


Если же говорить конкретно о Люберецком районе, то для сотрудников ГИБДД это действительно сложный участок. Через город идет огромный поток транзитного транспорта, и даже то, что многие пассажирские автобусы сейчас ходят по Егорьевскому направлению от Котельников, не слишком снизило нагрузку на Люберцы. Плюс - в городе есть большая промзона за районом Высшей школы, откуда тоже постоянно идут большегрузы. Если добавить к этому многочисленные строительные площадки, куда массово ходят бетоновозы, везут стройматериалы, то это тоже серьезно затрудняет нормальный поток движения на дорогах. А значит, в разы возрастает и ответственность Госавтоинспекции за безопасность дорожного движения в регионе.


Дорожный надзор


По словам майора Крупенина, в задачи отделения дорожного надзора входят очень важные функции: контроль за техническими средствами организации дорожного движения (светофоры, знаки, освещение), разметкой, состоянием дорожного полотна. Всё это - составляющие единой системы безопасности на дороге.


Особый разговор - о состоянии дорожного полотна. Всем понятно, что ямы на дорогах создают угрозу безопасности, т.к. водителям приходится маневрировать, что приводит к аварийным ситуациям. Да, проконтролировать, зафиксировать проблему на каком-то участке дороги, сотрудники ГИБДД могут. Выдать предписание владельцам - тоже. А дальше... Дальше нужно понимать, что вопрос ремонта не решается силами полиции. Да, на каждое предписание есть определенный срок исполнения, и если он нарушается, инспекторы составят протокол. Но конкретно заделать яму или трещину на дроге могут только строительные организации.


Сегодня все дороги в районе либо областного, либо муниципального подчинения, либо это внутриквартальные подъездные пути, которые обслуживает МУП ЛГЖТ. Областные дороги обслуживает Ремонтно-дорожное управление №7, которое является представителем Мосавтодора и находится в Раменском. Но, по словам майора полиции, и дорожным организациям сегодня работать сложнее, чем раньше. Еще несколько лет назад они были на самоокупаемости и могли в любой момент провести ремонтные работы по требованию инспекторов ГИБДД. Сегодня же всё проходит через процедуру тендеров, и это затягивает решение вопросов на недели, а то и месяцы.


"А в это время люди пишут нам гневные письма, чтобы мы привели дорогу в соответствие с ГОСТом, - продолжает тему Игорь Николаевич. - И в месяц, представьте, порядка 30-40 жалоб! А в отделении дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России "Люберецкое" трудится всего 5 человек!"


О службе, выносливости и духе времени


Майор Крупенин служит в МВД с 1995 года. Какие же важные изменения, на его взгляд, произошли в работе ГИБДД за этот период?


"Знаете, раньше работать было сложней, но...как-то легче! Вот такой парадокс! Да, ответственность, которая лежит а людях в погонах, она так и осталась: ее никто не снимал. Но, видимо, изменился дух времени. Я не скажу, чтобы я устал - сил и энергии для дела хватает. Но что точно изменилось, так это количество бумаг, которые приходится ежедневно оформлять. Так бы хотелось употребить это время на выполнение прямых обязанностей, быть где-то в гуще событий, больше ездить, общаться с людьми. А бумага сегодня просто "засасывает": такое большое количество жалоб от граждан. Благодаря новым интернет программам люди просто "заваливают" обращениями все возможные инстанции. И скажу, что только часть писем идет на пользу делу. Ведь понятно, что на своем участке работы мы видим все недочеты. Но их исправление зависит не только от нас - мы-то сами не кладем асфальт!


Знаете, наш руководитель, каждое утро, когда проводит разводы, напоминает всем коллегам о необходимости помнить, что мы - "люди государевы", и должны проявлять уважение и терпение к каждому, с кем соприкасаемся по долгу службы. Мы должны показать людям, что на дороге мы им не враги, а помощники, и наша задача - охрана жизни и здоровья всех участников дорожного движения.


Сегодня все сотрудники ГИБДД должны иметь высшее образование. И это - тоже требование времени. Причем не только высшее, но ещё и юридическое, ведь чтобы исполнять закон, надо его хорошо знать. Поэтому у нас идет очень жесткий отбор в ряды сотрудников. Ну а кроме того, нужна и серьезная физическая подготовка. Кандидата в инспекторы наш начальник всегда сначала подводит к турнику и предлагает раз 15 подтянуться: без выносливости в нашем деле - никуда. Вот сейчас, например, стоит жара под 30 градусов, асфальт нагревается, кругом выхлопные газы - тяжелейшие условия работы для инспекторов. А тут еще и далеко не всегда адекватное поведение водителей, нарушающих закон. В общем, выносливость у сотрудников ГИБДД должны быть и физическая, и психологическая. И все-таки мы знаем, для чего мы работаем. Учитывая, что за последние годы смертность и травмоопасность на дорогах заметно сократилась, люди в погонах могут заслуженно отметить 80-ти летие Госавтоинспекции.


Екатерина Бобровская

Нет комментариев
Добавить комментарий