Новости

Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери


С 1613 года ведёт на Руси своё начало праздник, посвящённый Пресвятой Богородице в честь Её иконы, именуемой Казанская, и отмечаемый 4 ноября (22 октября по старому стилю). Название своё этот образ Царицы Небесной получил в память чудесного его явления в XVI веке в городе Казани.


Прославление в этот день Казанской иконы было установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году, чему, по преданию, способствовали принесение из Казани в стан народного ополчения чудотворной иконы Богородицы и молебен перед этой святыней накануне освобождения Кремля от интервентов.


СМУТА: СТРАНА ПОД ВЛАСТЬЮ ВРЕМЕНЩИКОВ


Время смуты – так характеризуется один из самых странных и горестных периодов в истории России с 1598 по февраль 1613 года, когда великая страна, словно забыв о своих лучших, многовековых традициях, как большой корабль, внезапно оставшийся без надежного кормчего, 15 лет кряду никак не могла определить, к какому берегу пристать в штормах междоусобных распрей и экономического кризиса, и, что не мудрено в такой ситуации – появления рвущихся к трону самозванцев-мародеров и польско-шведской интервенции.


Но не угасла на Руси свеча, зажженная еще Преподобным Сергием! По промыслу Божьему, по молитвам к Заступнице Небесной нашлись на Руси люди, готовые вдохновить и повести за собой народ на защиту Отечества и веры православной. Вам, читатель, наверняка известен памятник предводителям второго народного ополчения в 1612 году работы скульптора Ивана Мартоса. А не возникал ли у вас вопрос, почему князь Дмитрий Пожарский изображен Мартосом сидящим, а купец, нижегородский староста Кузьма Минин стоит, как бы возвышаясь над всеми? Мартос был верен исторической правде: в бою с поляками во время первого ополчения 1611 года в районе Лубянки Пожарский был тяжело ранен в ногу и вывезен соратниками в Троице-Сергиев монастырь. Рана эта давала о себе знать и во время второго, судьбоносного для страны народного ополчения, возглавляемого Мининым и Пожарским. Потому полководец, облаченный в греческий хитон как античный герой, и не обращается к народу стоя.


Памятник с надписью «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия», задуманный в 1812 году, а открытый через шесть лет, стал первым в стране монументом, изображавшим знатного человека и простолюдина рядом – поистине символ народного единства! Вот и государственный праздник, учреждённый в России с 4 ноября 2005 года, был назван именно так - День народного единства.


МУЧЕНИЧЕСКИЙ ПОДВИГ ПАТРИАРХА ЕРМОГЕНА


Честь и слава героям! Но почему в Москве нет памятника и человеку, нареченному в годы смуты современниками нерушимым столпом православия, надеждой и духовной опорой России? И в официальных речах упоминают его, в основном, лишь люди православные.


Священномученик Ермоген (Гермоген), а в миру Ермолай, патриарх Московский и всея Руси, был родом из донских казаков. Во время служения его священником в Казани свершилось в 1579 году обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери, и он, Ермолай, с благословения Казанского архиерея Иеремии, сподобился перенести эту икону с места ее явления в Никольскую церковь, где и служил. Вскоре он принял монашество с именем Ермоген, в 1582 году стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани, а в 1589 году, после его хиротонии во епископа, первым Казанским митрополитом. Именно святителем Ермогеном было написано сказание о явлении в Казани чудотворной иконы Богородицы и совершавшихся от нее чудесах. 3 июля 1606 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Ермоген был возведен Собором святителей на патриарший престол.


Деятельность патриарха Ермогена проходила в годы нашествия на Русь самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. Святитель вдохновенно противостоял врагам Отечества, желавшим поработить русский народ и искоренить православие, насаждая в России униатство и католичество. А когда очередной самозванец встал лагерем в Тушине близ столицы, патриарх Ермоген направил мятежникам два послания, где писал: «Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы, за Московское государство. Болит моя душа, болезнует сердце. Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви! Не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, чтоб не погибнуть вам до конца».


Вскоре Тушинский вор был убит его приближенными, но Москва оставалась в опасности: в ней находились поляки и бояре, польстившиеся на обещания Сигизмунда III. И патриарх стал рассылать по городам и селам письма-грамоты, побуждая народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Поляки отстранили Ермогена от патриаршего престола, заключили его под стражу в Чудовом монастыре. Когда первое русское ополчение в 1611 году начало осаду Кремля, святитель и под угрозой смерти отказался подписать обращение о снятии осады, указав, что сделает это, только если поляки покинут Москву. Из заточения священномученик Ермоген обратился и с последним своим посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Девять месяцев томился он в крохотной промерзающей келье, один в окружении врагов, почти без пищи и воды, но в непрестанных молитвах. 17 февраля 1612 года святитель Ермоген скончался мученической смертью от голода.


Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял патриарх Московский, наконец-то свершилось! 1 (11) ноября 1612 года на Красной площади состоялся благодарственный молебен. Москвичи вместе с ополченцами праздновали очищение первопрестольной столицы от интервентов. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре Кремля, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор, где святые мощи его покоятся и поныне. Прославление патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года. Но как же тревожно и актуально и ныне воспринимаются наставления святителя, обращенные к соотечественникам, а значит и к нам, ныне живущим!..


Торжественные богослужения в честь Казанской иконы Божией Матери состоятся 4 ноября и во всех храмах Московской епархии, в 53 из которых, в том числе, в Казанской церкви в Котельниках Люберецкого благочиния, этот праздник будет отмечаться как престольный.


Патриарх Ермоген


Ведущая рубрики – Татьяна САВИНА

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse