Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Художник, покоривший высоту



Полвека назад, в 1967 году, будущий классик отечественной анимации Владимир Зуйков пришёл работать на «Союзмультфильм». Коренной москвич, выпускник педагогического института имени В.П. Потёмкина, он сразу заявил о себе как о талантливом художнике, подающем большие надежды. На новичка сделал ставку сам Фёдор Савельевич Хитрук. И не прогадал. В творческом тандеме с Зуйковым он создал мультфильмы, составляющие «золотой фонд» отечественной анимации.


Позже Владимир Николаевич работал и с другими замечательными мультипликаторами – Угаровым, Сокольским, Назаровым и Лернером. В то же время Зуйков занимался и иллюстрированием книг. Продолжает он любимое дело и сегодня, а ещё – без малого 15 лет преподаёт во ВГИКе, работает на факультете анимации и мультимедиа.


8 апреля 2016 года, в День российской анимации, во время церемонии вручения II Национальной анимационной премии «Икар» Заслуженному художник РСФСР Владимиру Зуйкову торжественно вручили премию «Мастер». Но, наверное, не все наши читатели знают, что символом этой награды является стремящийся ввысь Икар, покоривший небо – тот самый мультипликационный персонаж, нарисованный Зуйковым ещё 40 лет назад…

 

- Владимир Николаевич, в этом году Национальная анимационная премия «Икар» будет вручаться третий раз. Много достойных кандидатов?


- На премию представлено уже больше сотни работ, и как член жюри я отсматриваю каждый фильм. И хороших работ действительно много.


- Здесь в основном участвуют студенты?


- Вовсе нет. Свои работы представляют и уже опытные мастера, и новички.


- В былые времена мультфильмы создавались по другим технологиям – бумага, карандаш… Сегодня же в этом процессе человека практически полностью заменил компьютер.


- Да, от него можно многого добиться. Компьютерная анимация полезна особенно во время работы. Раньше же нарисовал пару кадров – снял пробы. Если видны какие-то погрешности, приходилось переделывать и заново переснимать. Мизансцены иногда делались несколько недель. И это только анимация. А ведь ещё надо было раскрасить, и всё это делалось вручную.


Сейчас же практически каждый может это сделать дома на собственном компьютере – и рисунок, и цвет.


Но рисовать на листе бумаги нужно уметь всё равно. Правда, сегодня студенты рисуют в основном на планшете. Там же они вносят какие-то поправки, а это очень сокращает производственный процесс.


Анимация, по сути, это один из видов изобразительного искусства, только динамическое. Рисованное кино. Поэтому характер изображения зависит от того, кто и как это делает.


Читать сейчас люди разлюбили, и «картинка» стала одним из наиболее популярных видов искусства.


Но сценарий для анимации написать довольно сложно, потому что специфика этого вида творчества не такая, как в обычном кино. И я сейчас стараюсь продвинуть идею, которая, мне кажется, современна и может стать очень популярной.


- ???


- Почти каждый день я смотрю французский телеканал «Mezzo». Здесь транслируют оперу, современный балет, джаз, концерты классической музыки.


За границей модно ставить современную оперу, но с сюжетом, костюмами XVII-XVIII веков. В эту же оперу постановщик органически вписывает балет. Изумительная сценография!


И у меня родилась идея – чтобы анимация тоже использовала этот опыт. Ведь балет в ней очень действенен. Танец, пение, симфоническая музыка – всё это великолепно смотрится применительно к анимации. Мы попробовали с моим выпускником, а теперь уже известным режиссёром Вадимом Оборваловым сделать такой спектакль, который включает в себя музыку и сложную анимацию. И классическая музыка Шуберта органично легла на содержание. Этот удачный опыт натолкнул меня на идею перенести в анимацию и современный балет, который интонационно совершенно другой, он двигается по законам, близким к рисованной анимации. И сейчас вместе с Вадимом мы работаем уже над фильмом по моему сценарию «Послеполуденный отдых Фавна». Это совершенно другая интонация стиля. И преимущественно мы хотим, чтобы получился рисованный балетный спектакль, в котором античные сюжеты переплетаются с современностью.


 А много ли среди Ваших выпускников самородков?


- По своему почти пятнадцатилетнему опыту работы во ВГИКе могу честно сказать: примерно пять по-настоящему талантливых ребят на группу из 10-15 человек есть.


У меня режиссёрский факультет, а режиссёр, не умеющий рисовать, в анимационном кино ничего не сделает. Да, ребята учатся довольно быстро, но у них слишком мало практической работы: всего три короткометражных фильма они должны сделать за пять лет учёбы.


В России вообще молодёжь очень талантливая, и система преподавания у нас прекрасная. Правда, некоторые студенты ленятся – им хочется всего и сразу. Но кто любит учиться, тот достигает хороших результатов. Многие наши выпускники уже имеют международные награды. Горжусь ими!


- Вы тоже наверняка чему-нибудь учитесь у своих студентов?


- А как же! Обязательно. Но когда ко мне обращаются за советом, вижу, что прислушиваются к моим словам. И я часто им повторяю: «Если научитесь выражать сложное содержание так, чтобы смысл доходил до каждого зрителя, вы сможете нарисовать всё. В том числе и рекламу. Увы, качественных рекламных фильмов в России сейчас практически нет.


- Хотя рисовать рекламу сегодня, пожалуй, выгоднее. Заказ есть заказ. За него автор получит деньги. А мультфильм вот создашь за свой счёт, вкладываешь в него всю свою душу, а в итоге…


- В итоге он может не полюбиться зрителями. Верно. Но это в любом искусстве так.


- Владимир Николаевич, на какой студии Вы работаете над своим новым фильмом?


- Здесь, у меня дома. Да, кино получится не для самых маленьких, но для тинэйджеров в самый раз. Фильм этот будет с расчётом на некоторые знания об античной культуре. Такой подход расширяет кругозор!


- Сегодня над анимационным фильмом могут трудиться всего пару человек: главное уметь работать на компьютере. Как художник-постановщик Вы работали, в том числе над мультиком «Фильм, фильм, фильм». Сколько у Вас было ассистентов?


- Человек шесть аниматоров. Причём Хитрук выбирал самых-самых! Он и сам анимацию делал, исправлял какие-то погрешности. Причём на всех своих фильмах Фёдор Савельевич вносил свои коррективы.


- Кстати, Винни-Пух чем-то на него смахивает…


- Создавая персонаж, я об этом не думал. Но если говорить о сходствах, то это уже дело рук самого Хитрука. Он внёс свои «поправки». (Смеётся).


А сколько образов, подмеченных на улице, я перенёс в свои мультфильмы. Ведь я всё время за всем наблюдаю: какие люди, как они движутся. Только жизнь учит делать в искусстве то, что большинство людей не замечает.


К слову, во время работы над картиной «Фильм, фильм, фильм» я Фёдору Савельевичу предлагал создать мультик о том, как снимается анимационный фильм. Наверное, многие думают, что мы рисуем и хохочем. А на самом деле сидят люди с кипами прозрачной бумаги, рисуют без конца исправляя… Это тяжёлый труд. Есть такая песенка «Кино – волшебный сон». Но волшебным он становится только тогда, когда мы уже видим результат. (Улыбается).


  

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива

Нет комментариев
Добавить комментарий