Цветением садов и соловьиными трелями завершается май. А значит, и учебный год, в том числе, в учреждениях дополнительного образования детей.
Отрадно констатировать, что год этот был отмечен новыми успехами и победами люберчан на всероссийских, региональных и районных Олимпиадах и конкурсах. Юные музыканты, танцоры и подвижники театра, художники и мастера прикладного искусства, авиамоделисты и судомоделисты своими заслуженными наградами прославили нашу малую Родину.
С одним из таких активных и целеустремленных молодых людей мы и познакомим вас, читатель, сегодня. Наша беседа – с 14-летней Аполлинарией Бобовниковой - учащейся муниципальной Люберецкой детской художественной школы, дипломантом и лауреатом ряда престижных конкурсов живописи и скульптуры.
- У вас красивое и редкое в наши дни в его полном варианте имя - Аполлинария («посвященная Аполлону»).
Вы названы так в честь кого-то из ваших родных, или ваши родители - поклонники античной истории и мифологии?
- Это имя было дано мне при крещении, однако, до некоторых пор не являлось моим светским. Родители и друзья звали меня Полиной, но я чувствовала ,что Аполлинария гораздо больше подходит мне по темпераменту и звучанию, а потому и настояла на том, чтобы оно стало моим официально.
- Были ли (или есть) в вашем роду представители творческих профессий?
- Были и музыканты (профессиональные), и художники (избравшие другие профессии). Родной брат моего отца - учитель высшей категории по классу флейты; из других родственников по папиной линии - мой прадедушка, хорошо игравший на саксофоне и флейте, и сестра моего дедушки, занимавшаяся живописью. Моя мама в детстве и юности была артисткой цирка.
- Что значит в вашей жизни Люберецкая детская художественная школа (ДХШ)? .
- Рисовать регулярно я начала в 5 лет, когда поступила на подготовительное отделение по рисованию Детской школы искусств №3, где и училась до 8 лет. Но именно художественная школа стала моим вторым домом, где мне помогли раскрыть свои способности. С ДХШ у меня связаны самые теплые воспоминания не только благодаря царящей там атмосфере творчества, но и ее замечательным преподавателям.
- Рисунок, скульптура, живопись – чем особенно важен и интересен для вас каждый из этих предметов, изучаемых в ДХШ?
- К этому перечню надо добавить и композицию - предмет , связывающий все предыдущие. Рисунок – конструктивная основа, на которой все держится, без которой невозможны ни живопись, ни композиция ,ни даже скульптура. Для меня мир рисунка открыла Елена Феликсовна Борисова - замечательный преподаватель и прекрасный человек. Она - одна из тех людей, которые сильно повлияли на выбор моей будущей профессии.
Скульптура помогает развить пространственное мышление и лучше понять форму, объем. По-настоящему осознать важность этого предмета мне помог Михаил Владимирович Плохоцкий - очень грамотный скульптор и педагог, который, помимо скульптуры, замечательно преподает и рисунок.
Моя личная история живописи и композиции связана с именем Елены Эдуардовны Болдаревой. Для меня эти предметы являются самыми сложными: здесь требуется смелость и наблюдательность, не говоря уже о многочисленных теоретических знаниях. Я не считаю, что достигла к настоящему времени больших высот на этом поприще, но делаю все возможное для достижения хороших результатов
- Наслышана, что любимый ваш жанр в живописи - портрет. Почему такое предпочтение?
- Особый интерес для меня представляет то, что у каждого человека свой характер, отражающийся и в его внешности, одежде, манере поведения. Стараюсь разглядеть что-то необычное, красивое даже у людей с не очень примечательной внешностью. Нередко задумываюсь: "А к какой эпохе можно было бы отнести внешность того или иного гражданина?" Удивительно и в наши дни встречать людей, будто сошедших с полотен эпохи Возрождения: сразу хочется запечатлеть их на листе бумаги. Второй по значимости для меня из жанров - натюрморт. Это и хорошая тренировка в работе с материалом, и прекрасный способ развить глазомер и чувство композиции. Далее в моем "рейтинге" - ботаническая и анималистическая живопись: они мне особенно интересны с эстетической точки зрения, ведь в природе все красиво и гармонично: и растения, и животные.
- У кого из российских художников минувших веков вы особенно хотели бы поучиться живописи?
- Наша страна имеет огромное художественное наследие. Но для меня наиболее примечательны полотна В.И. Сурикова , В.В. Верещагина, В.М. Васнецова. Мое восхищение вызывает творчество М.А. Врубеля – любимого моего художника. Каждая его работа не только имеет ярко выраженную манеру живописи, но и насыщена особой, мрачной, но чарующей атмосферой.
- Златокудрый древнегреческий бог, покровитель искусств и предводитель муз - Аполлон, послал к вам, судя по всему, не одну из них. Несмотря на ваш юный возраст, вы успели окончить музыкальную школу по классу домры.
- Я признательна моим родителям за то, что выбрали для меня именно домру. Благодаря этому в моей жизни появился еще один добрый, отзывчивый, дорогой мне человек – преподаватель по классу домры Марина Робертовна Тепаева. Она не только привила мне любовь к музыке, но и помогала справляться с трудностями: как учебными, так и личного характера. Музыкальную школу я окончила экстерном – 6 и 7 классы за один год.
- Как об одной из лучших учениц ДХШ говорит о вас директор этой школы Наталья Степановна Шапошникова. А Елена Эдуардовна Болдарева характеризует вас так: «Полина – девушка целеустремленная, упорная, трудолюбивая, не боится трудностей. В начале у нее не все получалось, особенно с акварелью - краска текла и не хотела слушаться. Рисунок дается лучше, но необходимо прикладывать усердие для точности и легкости линий. Она регулярно посещает занятия не только со своим классом. Много работает и самостоятельно дома, что дает определенный профессиональный навык и еще больше укрепляет стремление к серьезным систематическим занятиям». Судя по вашим, Аполлинария, многочисленным дипломам с конкурсов, с акварелью у вас взаимоотношения налаживаются?
- Работать с акварелью мне нравится, но в этом я собою пока не довольна. Недаром техника эта считается одной из самых сложных. Но ведь нет такой цели, которой можно было бы достичь без усилий, особенно в мире искусства.
- Завершающийся учебный 2016 -2017 год стал для вас весьма успешным. Осенью дипломами первой степени было отмечено ваше участие в двух Люберецких районных конкурсах: академическом учебного пленэра и творческом очном конкурсе автопортрета; в Московской областной выставке-конкурсе академических работ «У истоков мастерства» в городе Электростали. Не менее обнадеживающей явилась для вас и нынешняя весна, не так ли?
- Весна моя выдалась не только обнадеживающей, но и довольно трудной. Ключевым же ее моментом считаю свое участие в очном туре конкурса «Юный художник России - 2017», где я получила колоссальный опыт и увидела действительно высокий уровень, к достижению которого надо упорно стремиться.
- Вы из скромности «забыли» упомянуть, что приглашены были на это знаковое мероприятие как один из победителей заочного тура Всероссийского открытого художественного конкурса «Юный художник России», в котором участвовало свыше 1500 работ! Так что на очный тур, проходивший в Московском академическом художественном лицее при Российской академии художеств, прибыли только лучшие из лучших со всей страны, и вы, в том числе. Волновались, наверное?
- Очный тур длился 5 дней, и все это время меня переполняла гамма чувств и эмоций. Конкурсная программа включала в себя рисунок, живопись или скульптуру (я соревновалась в живописи) и композицию. Было очень торжественно, но одновременно радостно и грустно. До сих пор в памяти ощущение бесконечного творческого пути: в такие моменты осознаешь, как много еще нужно постичь, как упорно трудиться.
- Наша беседа проходит незадолго до Международного Дня защиты детей, отмечаемого 1 июня. В этот день по традиции будут говорить о том, как должны защищать юное поколение государство и родители. А сами-то подростки, молодежь, от чего, на ваш взгляд, должны себя уметь защитить?
- От бесцельной траты драгоценного своего времени, которое не вернешь. Надо научиться выбирать приоритеты: именно в юности закладывается фундамент, на котором во многом будет основываться наша дальнейшая жизнь.
- До летних каникул – рукой подать. В июле 2016 года вы весьма успешно (диплом I степени) участвовали во Всероссийском конкурсе пленэрной практики по образовательной программе «Юный художник» в Санкт-Петербурге и в Кронштадте. А какие планы у вас на нынешнее лето?
- Исключительно творческие. Планирую больше писать акварелью; может быть, начну осваивать и масляную живопись. Наконец-то вновь займусь стихосложением, а еще надеюсь расширить свои познания в английском и немецком языках.
Редакция районной «Люберецкой газеты» желает Аполлинарии Бобовниковой и всем нашим юным землякам познавательных каникул, новых встреч с прекрасным и всего самого доброго!
Беседовала Татьяна САВИНА