Новости

В Люберцах была лучшая кузница кадров военной авиации

Офицеры ВОШВБ во главе с командиром полка майором Иваном Овчаренко, март 1946 года


Высшая офицерская школа воздушного боя ВВС Красной Армии была сформирована в Люберцах в июле 1943 года. Её первым начальником был назначен гвардии генерал-майор авиации Анатолий Жуков, заместителем начальника – полковник Пётр Курочкин. Начальник штаба – полковник Константин Рыцк. В состав школы входили три эскадрильи, которые формировались по форме полков. В одной были самолёты «Як» (командующий майор Александр Князев), во второй – самолёты «Ла» (командующий майор Иван Овчаренко). Также на люберецком аэродроме базировалась специальная эскадрилья иностранных самолётов типа: Bf-109, Fw-189 («Рама»), Fw-190, Ju-86, Ju-88 и Ju-52. Эскадрильей командовал капитан Владимир Стародубцев.


Инструкторами школы работали опытные лётчики-истребители. Они обучали слушателей тактике и приёмам воздушного боя. Каждые два-три месяца на аэродроме выпускники получали новые истребители и улетали на фронт.


Среди инструкторов Высшей офицерской школы по подготовке лётчиков-истребителей – мастеров воздушного боя ВВС КА был и Владимир Бученков. Меньше чем через месяц, 6 сентября, Заслуженному военному лётчику СССР, почётному председателю Совета ветеранов 6-го авиационного истребительного корпуса противовоздушной обороны исполнится 98 лет. Он родился в Москве в 1919 году. В столице фронтовик живёт и сейчас. Как многие представители старшего поколения, Владимир Фёдорович время от времени тоже предаётся воспоминаниям. Общаясь со школьниками, он часто рассказывает им о своём славном боевом пути лётчика-истребителя. Но, должен сказать, живёт ветеран Бученков отнюдь не прошлым, а днём сегодняшним.


Недавно я снова побывал в гостях у фронтовика. И во время беседы он поделился с нашими читателями своими воспоминаниями о люберецком военном городке, в котором он жил в сороковые годы, работая инструктором Высшей офицерской школы воздушного боя.

 

- Меня перевели в Люберцы летом 1944 года. На аэродром, где, собственно, базировалась ВОШВБ прибывали лётчики с фронта и из запасных полков. И все боевые пары формировались исключительно по принципу дружбы, – вспоминает Владимир Фёдорович. – Мы, инструкторы, обучали лётчиков тактике и приёмам воздушного боя. Во время учебных боёв учили пилотов, как выводить врага из строя, защищаться от нападения, грамотно вести атаку. А чтобы учебные бои были нагляднее, они также проводились на самолётах противника. (На люберецкий аэродром их в основном присылали с фронта). На каких самолётах нам только не приходилось летать. Все они стояли в ангарах и рядом с ними на территории аэродрома. Один ангар можно увидеть и сегодня, правда, он и вся прилегающая к нему территория обнесены бетонным забором.


В Люберцах готовили лётчиков на самолётах типа «Як», а на полевом аэродроме Ундол во Владимирской области – на «Ла».


Кстати, взлётная полоса на люберецком аэродроме изначально была грунтовая. И не очень длинная, не больше 500 метров. Для «Ла» и «Як» такой длины вполне хватало.


Лучшие авиационные и инженерно-технические силы были сосредоточены на люберецком военном аэродроме. И я уверен, что именно Люберцы можно и нужно считать отправной точкой развития российской и советской авиации.


В школе систематически проводились конференции по обмену опытом воздушных боёв, в которых участвовали лучшие лётчики-истребители и военачальники. Среди них – трижды Герои Советского Союза А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб, дважды Герои Советского Союза А.В. Ворожейкин, С.И. Руденко, И.С. Полбин, и Е.Я. Савицкий, Герой Советского Союза М.М. Громов.


Инструкторский состав школы был высококвалифицированным. С 1943 по 1947 годы здесь получили подготовку 589 лётчиков фронтовой авиации, 43 из них стали Героями Советского Союза.

 

Из наградного листа В.Ф. Бученкова

На должность лётчика-инструктора Владимир Бученков прибыл из 22-го запасного истребительного авиаполка. На инструкторской работе – с марта 1939 года. За период с 1940 по 1944 годы подготовил для фронта больше восьмидесяти лётчиков с хорошей и отличной техникой пилотирования, из которых на самолётах: У-2 – 20 человек, УТ-2 – 33, И-16 – 12, ЛаГГ-3 – 5, «Аэрокобра» – 8 и Ла-5 – 10 человек. Двум лётчикам – ст. лейтенанту Чуланкову и Новичкову за мужество и храбрость в воздушном бою присвоено звание Героев Советского Союза. Лётчики Терехов, Лоренц, Зазыкин, Булгаков, Курносов, Очков награждены орденами и медалями СССР.

В работе В. Бученков строг и требователен. За период работы лётчиком-инструктором аварий и поломок на его счету не было. Идеологически выдержан, морально устойчив.

За трудовую доблесть в подготовке лётчиков-истребителей, бесстрашно сражающимися с немецкими захватчиками В. Бученков удостоен высокой правительственной награды – ордена «Красная Звезда».

Начальник ВОШВБ ВВС КА                                                         гвардии генерал-майор авиации А.П. Жуков

                                                                                                                                                15 февраля 1944 года

   

- Кстати, этот орден мне и моему товарищу Коле Королёву вручали аж три раза, – смеётся фронтовик. – Сначала в присутствии всего полка на аэродроме в Люберцах, потом в кабинете у начальника школы Анатолия Павловича Жукова и в третий раз – на торжественном собрании в Доме офицеров.


А какие в то время великолепные артисты приезжали к нам с выступлениями. Хорошо помню Аллу Тарасову, Михаила Яншина и Владимира Белокурова – в 1941 году он сыграл лётчика Валерия Чкалова в одноимённом фильме режиссёра М.К. Калатозова.


После генерала Жукова с 1945 по 1947 годы начальником ВОШВБ ВВС КА был Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Алексей Сергеевич Благовещенский. В 1947 году Высшую офицерскую школу ВВС перевели в Таганрог. А я в те годы уже начал осваивать реактивную авиацию.

 

На «Ла» лётчиками-инструкторами работали:

Владимир Махалин, Герой Советского Союза;

Фёдор Бурцев, Герой Советского Союза;

Иван Елдышев (командир эскадрильи);

Владимир Бученков (заместитель командира эскадрильи);

Пётр Трушин (командир звена);

Михаил Романенко (ведомый В.Ф. Бученкова);

Виктор Астахов;

Василий Байдуков;

Фёдор Гуляев;

Михаил Солодовников;

Николай Челбаш;

Виктор Назаров;

Николай Поклад;

Валентин Бибик;

Сергей Ёлкин;

Василий Сёмиков;

Фёдор Харитонов, а также лётчики Чернов и Попков.

 

С 1946 года В.Ф. Бурченков был в числе первых военных лётчиков, начавших осваивать реактивные самолёты типа Як-15 и МиГ-9. В дальнейшем командовал 176-м гвардейским истребительным авиационным полком в 324-й авиадивизии трижды Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба. С 1956 года – командир 694-го авиаполка войск ПВО, в котором проходили подготовку лётчики-перехватчики из иностранных ВВС. Владимир Фёдорович освоил более 30 типов самолётов. Затем более 10 лет служил в отделе боевой подготовки 52-й воздушной истребительной дивизии Московского округа ПВО.


Почётный председатель Совета ветеранов 6-го Истребительного авиаполка В.Ф. Бученков Единственный из сохранившихся до наших дней ангаров для самолётов в Люберцах


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива В.Ф. Бученкова

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse