Новости

Небо окрестило нас, и дождь смыл всю грязь войны



Почётному радисту СССР участнику исторического Парада Победы, состоявшегося в Москве 24 июня 1945 года, Вадиму Петровичу Мальцеву 8 октября исполняется 95 лет.

Фронтовик награждён тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, многочисленными медалями, в том числе «За оборону Кавказа», «За взятие Кёнигсберга», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».


Дважды лауреат премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье», он является автором пяти книг, среди них – «По страницам военного дневника», «Страницы воспоминаний радиоинженера», «Это было в Крыму», «Война глазами участника Парада Победы».


После серьёзного перелома ноги в апреле текущего года В.П. Мальцев в течение уже полугода не выходит из дома. Но держится ветеран молодцом.

 

- Мой друг и соратник Александр Анушаванович Авакян, доктор технических наук, с кем долгие годы рука об руку мы проработали в 13-м Государственном НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники в Люберцах, советует приседать по 100-150 раз ежедневно, – говорит Вадим Петрович. – Стараюсь выполнять его рекомендации, но пока тяжеловато. (Улыбается).


Вадим Мальцев родился в Томске. Здесь же он пошёл в школу, учился с большим интересом и настойчивостью. Ничего не предвещало беды, но в 1932 году в их дом она пришла: Петра Фёдоровича, главу семьи, арестовали по 58-й статье и вместе с другими «врагами народа» отправили на строительство Беломорканала, откуда через некоторое время перебросили на строительство канала Москва-Волга, назначив на должность начальника топографического отделения.


- В 1935 году мы с мамой Зоей Михайловной переехали в подмосковный Долгопрудный, и здесь я продолжил учёбу в школе, – рассказывает дальше фронтовик. – В середине тридцатых отца отпустили, но два года спустя, в тридцать седьмом, его повторно арестовали.


С детства я мечтал стать моряком, носить красивые брюки клёш и бескозырку. Даже подавал в 1940 году заявление в Севастопольское военно-морское училище, но немножко опоздал по времени, и меня не приняли. Пришёл в военкомат, где на выбор мне предложили другие учреждения. Остановился на Первом Московском Краснознамённом военном авиационно-техническом училище. Год проучился, и началась война. Досрочно окончил учреждение, получив специальность радиста и звание сержанта.


Как механик, а позже радиотехник я обеспечивал боевые вылеты самолётов Пе-2 с аэродромов, базировавшихся в Крыму, на Кубани и Кавказе. Воевал в Белоруссии, Прибалтике и Восточной Пруссии.


В Крым, на аэродром Саки, в конце 1941 года мы прилетели на десяти самолётах, но уже через неделю их осталось только три. А вскоре и остальные были уничтожены фашистами.


Позже мне пришлось сменить несколько полков, поскольку многие лётные экипажи погибали. Страшно вспоминать, сколько за годы войны я потерял друзей-однополчан. А сам видимо в рубашке родился, ведь не раз судьба спасала меня от смерти. Вспоминаю, как наш экипаж перелетал на Р-5 из кубанской станицы в Анапу, но во время приземления нас атаковал немецкий истребитель. Два моих напарника заживо сгорели, а я чудом уцелел.

После событий на Южном фронте меня направили доучиваться в военное авиационно-техническое училище. В 1944 году окончил его, получив звание техника-лейтенанта.


В 1945 году мне посчастливилось участвовать в Параде Победы от 21-го Витебского Краснознамённого истребительного авиационного полка 3-й Воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Когда мы «коробочкой» стояли на Красной площади, моросил лёгкий дождик. Но только наш сводный полк 1-го Прибалтийского фронта отчеканил по брусчатке и подошёл к храму Василия Блаженного, начался ливень. Мы были мокрыми с головы до ног. Небо окрестило нас, и дождь смыл всю грязь войны.


После окончания Великой Отечественной я поступил в Ленинградскую Краснознамённую военно-воздушную инженерную академию. Семь лет здесь проучился и в 1952 году попал в Люберцы, в 13-й ГосНИИ ЭРАТ ВВС. Дослужился до старшего научного сотрудника, заместителя начальника 33-го отдела (отдел занимался аппаратурой государственного опознавания, приборами разведки и средствами радиопротиводействия). В 1968 году участвовал в расследовании катастрофы, в которой погибли Гагарин и Серёгин. Разбирал пульты управления, находившиеся в кабине их самолёта. Расследование было закрытым, мы даже не имели права общаться с коллегами из других отделов. Проработав без малого два десятилетия в НИИ, перешёл в Министерство радиопромышленности, а затем Министерство промышленности средств связи СССР.


Моя супруга Валентина Николаевна, с которой мы прожили 65 счастливых лет, была научным сотрудником Государственного исторического музея, позже долгие годы работала директором медицинского училища в Люберцах. Вместе мы вырастили сына Олега, помогали в воспитании внуков Жени и Юли.

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse