Дети понимают доброту

Она никогда не повышала голос на своих учеников. Достаточно одного её взгляда, и в классе сразу наступала тишина. И взгляд этот, хочу сказать, никогда не был суровым. Больше полувека Фаина Игнатьевна Жукова посвятила работе с младшими школьниками, из них 36 лет – в Люберецком районе. Теперь ветеран педагогического труда почти десять лет находится на заслуженном отдыхе. Вечерами читает художественную литературу, периодику, смотрит телевизор. И, конечно, очень часто с большой теплотой вспоминает о своих любимых учениках.

В среду, 29 ноября, Ф.И. Жуковой исполнилось 80 лет. Весь день не смолкал телефон в её небольшой, но уютной учительской квартирке. Поздравляли родственники, учителя, выпускники разных лет, друзья и соседи.


«Глубоко тронута вниманием своих учеников. Прошло немало лет, как вы окончили школу, у вас давно есть свои семьи, и у многих дети, а у кого-то и внуки уже ходят в школу. Спасибо, мои родные, что не забываете своего первого учителя».

 

Фаине Игнатьевне нередко приходилось общаться и с журналистами, и с иностранными делегациями, которые в советские годы неоднократно посещали люберецкую школу № 42. За плечами учителя десятки открытых уроков и выступлений на педагогических семинарах. Об этом она не раз рассказывала в кругу друзей и коллег. Закрытой темой оставались лишь воспоминания о военном детстве… О нём она и сейчас говорит с волнением в голосе и слезами на глазах.


- Наша семья жила в Псковской области. Игнатий Васильевич, отец, работал сапожником, а мама Аграфена Трофимовна сидела с детьми дома, ведь нас у родителей было трое, – вспоминает Фаина Игнатьевна. – С началом войны папу призвали на фронт и отправили воевать под Великие Луки, где уже шли ожесточённые бои. Там отец и погиб – недалеко от места гибели Александра Матросова.


Когда фашисты оккупировали нашу территорию, у нас в доме поселилось несколько человек: в одной комнате жили немцы, а во второй – дедушка с бабушкой, мама и мы, три сестры. До сих пор вспоминаю, как один мальчик взял поиграть у фашистов куклу. А вернуть забыл. Так они даже разбираться не стали, тут же его расстреляли. Но были и другие немцы, они угощали нас конфетами. Ещё вспоминаю случай, когда один из оккупантов, живущий в нашем доме, включал для мамы и дедушки радио «Говорит Москва». А мы, дети, караулили на улице, дабы никто внезапно не вошёл.


Захватчики постоянно повторяли, что Москва взята, а значит всё в их руках. Но благодаря тому, что нам иногда удавалось слушать и наше радио, никто не отчаивался и не опускал руки. Победа будет за нами!


Отступая, немцы спалили на хуторе почти все дома. И мы «поселились» в лесу, где находился сильный партизанский отряд. Дедушка с бабушкой и мамой вырыли здесь землянку, и в ней мы прожили около года. Партизаны угощали нас хлебом. Ещё ели мёд, ведь дедушка был заядлым пчеловодом, и все свои запасы хранил в кадках в вырытой на территории нашего огорода яме, присыпанной сверху землёй. По весне собирали с поля перемороженную картошку.


Когда немцев прогнали, мы вернулась в деревню. Дома на пепелище жители восстанавливали все вместе – сначала одной семье, потом другой. Школы у нас не было, учебный класс находился в одном из цехов стеклозавода, на уроках сидели ребята всех возрастов. Когда через несколько лет в посёлке построили новую одноэтажную школу, стали учиться там. Окончила 7 классов и вместе с девочкой из соседнего двора Дусей Фоминой решила подать документы в педучилище. Всё-таки вместе веселее. Два года отучилась по специальности учителя начальных классов в городе Невель, а затем меня перевели в педагогическое училище в Опочку. Конечно, основное место на своих занятиях педагоги отводили методике преподавания в начальной школе. И преподавали так, что я по-настоящему полюбила эту работу. (Ведь поступала-то я в педучилище «заодно»). Спустя два года получила диплом. И первым местом моей работы стала начальная школа в деревне Бобровец. Ребят в классе было немного, не больше пяти человек. Жила в учительском доме в одной комнате с Аннушкой, директором школы. В выходные мы ходили к её маме тёте Насте в Андреаполь, это километрах в десяти от деревни. Обязательно бегали в кино, на танцы – кавалеров полно. А я очень любила танцевать с военными. Там и познакомилась со своим будущим супругом Вадимом, он служил в войсках ПВО. В 1960 году вышла за него замуж, а в 1963-м у нас родился сын Александр.


Проработав в Бобровце несколько лет, попросила заведующего ГОРОНО перевести меня в андреапольскую среднюю школу № 1. Всё-таки город есть город, в деревне мне скучно. Год отработала здесь вожатой, а затем меня перевели на должность учителя начальных классов.


Спустя пару лет мы с мужем переехали в подмосковные Ватутинки, жили на территории военного городка. В местной школе вакансий не оказалось, и я устроилась воспитателем в детский санаторий.


Когда воинская часть мужа перебазировалась в посёлок Раос, нам предоставили служебное жильё. Здесь же я пошла работать в школу, пять лет преподавала, и в начале 70-х годов мы переехали в Люберцы, на Московскую улицу. В 42-й школе, которая только распахнула свои двери для школьников, мест не было, и инспектор ГОРОНО предложил мне поработать учителем начальных классов в школе № 18 в Томилине. До сих пор с большим уважением вспоминаю директора М.Г. Глимчера. Год отработала, и к тому времени в 42-й школе освободилось место. Хотя Михаил Григорьевич уже предлагал мне должность завуча, я всё-таки ушла, ведь каждый день мотаться в Томилино было не совсем удобно, тем более у меня был маленький сын. И с 1973 года стала работать в школе № 42 в 115 квартале, а ушла на заслуженный отдых только в 2008-м.


Мой общий педагогический стаж – 52 года. Пошла на пенсию в возрасте 70 лет. Конечно, я ещё поработала бы, голова-то соображала хорошо, а вот ноги подводили…


Молодым учителям хочу пожелать только одного – всегда оставайтесь добрыми людьми. Дети понимают доброту.

 

Сердечно поздравляю Вас, уважаемая Фаина Игнатьевна, с юбилеем. И поздравляю Вас не только как директор школы, в которой Вы проработали 35 лет, но и как Ваша бывшая ученица. В 1973 году, когда я перевелась в 42-ю школу, то попала к Вам в класс. Вы были очень душевным, добрым, спокойным и эрудированным человеком. Вы прививали нам не только любовь к знаниям, но и ту человечность, которую нужно пронести через всю жизнь, чтобы не оставаться равнодушными.

Вы всегда интересовались успехами своих учеников, своих выпускников, переживали за них. Здоровья Вам, Фаина Игнатьевна, и низкий поклон.

Елена Александровна Юшко (Зыкова), директор лицея № 42, ученица Ф.И. Жуковой

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Комментарии
Добавить комментарий
Иван
Иван
и дальше что,получили свои деньги за статью,половино выдумано,трепач
комментировать