Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

От обороны Ленинграда к боевым действиям в Заполярье

К труду Ульяна Ивановна Макаревич приучена с детства. Внезапный уход из жизни родителей, страдания и голод рано сделали её малолетних братьев и сестёр взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость и способность к самопожертвованию. В семье за старшего остался шестнадцатилетний брат Иван. Едва встав на ноги, Уля тоже начала помогать по хозяйству. Потом, в 1941-м, началась война, которая не только опалила её юность, но и закалила характер. И даже сегодня в свои 98 лет, а возраста участница Великой Отечественной не скрывает, Ульяна Ивановна самостоятельна во всём. Особенно она любит готовить – то вкусные пирожки испечёт, то сделает рыбные котлеты или запечёт мясо. Любимые дочка и внук ей не мешают, потому что знают – без дела бабуля ни дня не может.

Ульяна Ивановна родилась на Урале, в небольшой деревеньке Питер Пермской губернии. Семья, в которой росли шестеро детей, рано осиротела – их родители Матрёна и Иван умерли от тифа, когда самому младшему ребёнку – Уле – было всего полгодика.


Семья Калиных по тем меркам считалась зажиточной, родители вели своё хозяйство, держали скот, разводили огород. Но когда в их дом пришло горе, забравшее жизни мамы и папы, комитет бедноты раскулачивать их не стал.


За воспитание детей взялся старший брат Ваня. Отважному парню было ни много ни мало 16 лет. Одному поднимать на ноги младших братьев и сестёр тяжело, и он по взаимной симпатии женился на очаровательной девушке, живущей в их деревне по соседству. Марии было 15! И не отступили они перед собственным страхом – вырастить осиротевших пятерых детей.


Всё складывалось в их семье прекрасно, всех ребятишек Иван да Марья вырастили порядочными людьми. Даже голод их не сломил. «Зимой ходили в поле собирать мороженную картошку. Меня старший брат сажал на телегу – и вперёд. Когда мороз крепчал, мне становилось ужасно холодно. Чтобы окончательно не замёрзла, он привязывал меня к телеге и шёл дальше, а я бежала следом. И так потихоньку согревалась», – вспоминает Ульяна Ивановна.


В конце тридцатых годов уже у повзрослевших парней и девушек начала складываться своя личная жизнь, но… пришла война. Иван с началом Великой Отечественной ушёл на фронт. За ним в 1942 году, окончив Троицкую военную авиационную школу механиков, Юлю (так ласково называли Ульяну родные) зачислили стрелком авиавооружения в 196-й истребительный авиационный полк.


- И с ним я прошла всю войну, – продолжает ветеран. – Полк действовал под Ленинградом, прикрывал город Тихвин. Жили мы в землянках, с едой в первые годы войны было тяжело: если очерствевший кусочек хлебушка перепадал – уже счастье. Ночью охраняли самолёты, днём чистили стволы пулемётов.


В сентябре 1944 года 196-й ИАП был переброшен на Корельский фронт. Наши бойцы принимали участие в Петсамо-Киркенесской операции, действовали в небе Заполярья. В Финляндии война для меня закончилась.


Первую боевую награду – медаль «За оборону Ленинграда» – мне вручили в 1943 году, а в марте сорок пятого командир 196-го истребительного авиационного полка 324-й истребительной авиационной «Свирской» Краснознамённой дивизии наградил меня медалью «За оборону Советского Заполярья». Ещё годами позже меня отметили орденом Отечественной войны II степени.


Служила я в одном полку вместе с легендарными лётчиками Иваном Кожедубом, Александром Бабаевым, Александром Билюкиным и Георгием Мандрыкиным (мой большой друг, долгие годы жил в люберецком гарнизоне).


После Великой Отечественной судьба свела меня с молодым человеком – Николаем Макаревичем, он обслуживал самолёты на военных аэродромах. Через несколько месяцев мы расписались, и вскоре его направили служить в воинскую часть, расположенную в посёлке Волосово Ленинградской области, откуда в 1953 году его перевели в Люберцы. Здесь, в военном городке, наша семья получила небольшую комнатку.


Уже отсюда Николая направили служить в Австрию, а затем в Венгрию. Вместе с супругом, конечно, поехали и мы с дочкой. Но когда в октябре 1956 года здесь началось вооружённое восстание, нас с Таей эвакуировали в Люберцы, где, к счастью, у нас оставалась комната в коммуналке. Через какое-то время вернулся и Николай, он продолжил свою службу на военных аэродромах в Кубинке и Люберцах. Я же с 1966 по 1992 годы работала оператором водонасосной станции «Люберецкого водоканала» на улице Кирова. Получила звание «Ветеран труда». Уйдя на заслуженный отдых, помогала в воспитании внука Николая. Сегодня живу в своё удовольствие, если стоит хорошая погода – обязательно выхожу на улицу подышать свежим воздухом.

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий