Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Сегодня православный мир отмечает праздник, который с 2013 года именуется так: Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. В этот день во всех храмах состоятся молебны в честь святых Русской православной церкви, принявших мученическую кончину за свою приверженность вере Христовой или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. Среди тех, чьи христианские подвиги мы будем особо вспоминать в эту дату, – и более пятисот священномучеников Московской областной епархии, пострадавших в годы воинствующего атеизма.

Отрадно отметить, что в Троицком приходе в Люберцах этот праздник будет отмечаться и как престольный.                       

Слово «собор» в его толковании – это, прежде всего, собрание большого числа людей. Отсюда и название главных по значимости и немалых по их масштабам христианских храмов, куда верующие всем миром (всем собором) устремляются по особо торжественным случаям, и в радости своей, и в печали. Вспомним Успенский собор Московского Кремля, где российские монархи венчались на царство, один из древнейших на Руси, постройки XI века, - собор Святой Софии в Новгороде, или столичный кафедральный собор Богоявления Господня (Елоховскую церковь)…


Наверняка и вы, читатель, вчитываясь в название праздника, задумаетесь, как такое могло произойти, что многие тысячи безвинных людей, наших соотечественников, были подвергнуты насилию, пыткам, уничтожены! И это в России, где большая часть населения веками исповедовала православие; где многие не представляли жизни своей без посещения воскресной литургии, без колокольного звона и приветствия «Христос Воскресе!» на Пасху. И где с первых же лет новой власти первыми безвинными жертвами стали те, кто проповедовал добро и милосердие. И не случайно, конечно, одной из первых законодательных инициатив этой новоявленной власти стал принятый сто лет тому назад Советом народных комиссаров Декрет от 20 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», положивший начало изъятию церковных земель, зданий и имущества, гонениям на священнослужителей и других верующих.


За почти 20 лет создатели этого декрета до того преуспели, что в 1937 году председатель Союза воинствующих безбожников Емельян Ярославский (настоящие его имя и фамилия Миней Губельман) бодро докладывал властям, что «с монастырями в стране покончено». И действительно, все святые обители были закрыты, многие храмы в них порушены или уничтожены, иноки подвергнуты репрессиям или отправлены в ссылку. Первым же из иерархов Русской православной церкви, зверски убитым во время «Второй российской смуты», стал священномученик, митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).


Будущий священномученик Владимир, а в миру Василий Никифорович Богоявленский, родился 1 января 1848 года в селе Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника, впоследствии также принявшего мученическую кончину. По окончанию Духовного училища, Тамбовской семинарии и Киевской Духовной академии Василий Богоявленский был рукоположен в пресвитера, а вскоре назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным церквей города Козлова, снискав на этом поприще большое уважение клира и мирян. В постигшей его семью беде - трагической смерти жены и единственного ребенка, молодой священник усмотрел Промысел Божий. А потому 8 февраля 1886 года в Тамбовском Казанском монастыре он принял иноческий постриг с именем Владимир, а позже, уже в сане архимандрита, назначен настоятелем Антониева монастыря в Новгороде.


Именно епископ Владимир (Богоявленский) стал единственным иерархом Православной Российской церкви периода Синода, последовательно занимавшим все три митрополичьи кафедры: митрополита Московского и Коломенского (в 1898—1912 годы), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского (в 1912—1915 годы), митрополита Киевского и Галицкого (в 1915—1918 годы).


Но об этом выдающемся архипастыре мы сегодня особо вспоминаем еще и потому, что возглавлявший почти 15 лет кряду Московскую митрополию Владыка Владимир немало способствовал строительству новых храмов в Московской губернии. Вот и по просьбам верующих села Люберцы в 1912 году он принял положительное решение о возведении в этом селе Троицкого храма (на снимке вверху). Знаменательно, что по окончанию строительства этой церкви Владыка митрополит лично и совершил освящение ее в честь Живоначальной Троицы.


«Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, Владыка Владимир постепенно восходил на высоту иераршей лестницы и привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (в 1904-1905 годы)», - так характеризовал митрополита Владимира в его московский период один из иерархов Церкви.


25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Киевского и Галицкого Владимира в Киево-Печерской лавре и после издевательств над ним вывели его за стены монастыря и расстреляли. Близкую смерть свою архипастырь встретил мужественно, как подобает христианину: совершил краткую молитву к Господу, а затем благословил своих убийц, сказав им: "Господь вас да простит". Найденное позже братией тело митрополита было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.


4 апреля 1992 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви прославил митрополита Владимира в лике священномученика. Святые мощи его покоятся в пещерной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской лавре.


А чтобы представить, как много церквей и часовен было разрушено или уничтожено в стране нашей за 70 с лишним лет после 1917 года, приведем данные хотя бы по одной, Московской областной епархии. В настоящее время в этой епархии 1840 храмов и 271 часовня, из которых 722 храма и 55 часовен восстановлены из руин; 480 храмов и 172 часовни — новопостроенные, 147 церквей и 12 часовен находятся в стадии строительства; что ни год, образуются новые приходы, освящаются новые храмы. До сих пор не переданы Церкви 19 храмов и 1 часовня, 250 храмов продолжают нуждаться в неотложной реставрации.


К середине 1930-х годов и на территории нашего, Ухтомского тогда, района, почти все церкви были закрыты, а вскоре был взорван древний, с 300-летней историей, прекрасный храм Преображения Господня близ реки Люберки. Но, видимо, по молитвам священномученика Владимира о заступничестве Господнем не была ни закрыта, ни разрушена небольшая деревянная, освященная архипастырем в Люберцах Троицкая церковь; богослужения там не прекращались и в самые нелегкие богоборческие годы. В годы Великой Отечественной войны сюда, «к Святой Троице», шли и шли верующие из ближних и дальних мест, чтобы помолиться за всех, воевавших на передовой, за пропавших без вести и погибших, за Победу над врагом. А почти четверть века тому назад рядом с Троицким храмом возведена была еще одна, крестильная церковь, освященная в честь Новомучеников и исповедников российских (на снимке внизу). Так что именно поэтому нынче 4 февраля в Троицком приходе будет отмечаться и престольный праздник.


А уже через неделю православный мир вступит в Великий пост, который продлится с 19 февраля по 7 апреля. Будем же и мы с вами в эту благодатную пору духовного совершенствования достойны памяти наших славных предков. И тогда с особой радостью и со светлыми помыслами встретим мы всем миром 8 апреля главный христианский праздник – Пасху.


Ведущая рубрики Татьяна САВИНА

Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий