Новости

Не хочу повторяться в своих ролях

Звание Народного артиста СССР известному советскому и белорусскому актёру Геннадию Овсянникову присвоили одному из последних. Указ был подписан 20 декабря 1991 года, а меньше чем через неделю великая держава прекратила своё существование.

За шесть десятилетий творческой деятельности на легендарной сцене Национального академического театра имени Я. Купалы он сыграл около полусотни ярких ролей как в классических постановках – Сорин в чеховской «Чайке», Юсов в «Доходном месте» Островского или Собакевич в спектакле «Чичиков» по Н.В. Гоголю, так и пьесах современных авторов. Геннадий Овсянников создал и целое созвездие талантливых самобытных и незабываемых ролей в кино.


Сегодня лауреат Государственной премии Белорусской ССР время от времени продолжает сниматься в фильмах и, конечно, по-прежнему играет в родном Купаловском театре, выходя на сцену в семи репертуарных спектаклях.


Перед началом нашей беседы Геннадий Степанович невзначай бросил фразу: «Наверное, любера опять что-то замышляют?». И рассмеялся. Обстановка была разряжена, а интервью пролетело на одном дыхании.

 

- Геннадий Степанович, сегодня Вы единственный Народный артист СССР, играющий на сцене Театра им. Янки Купалы. Мастер-классы для начинающих актёров проводите?


- Не люблю я это дело. Кому надо – сами подходят и спрашивают. А так красочно рассказывать, как профессора театральных институтов я не умею. Вот попросили бы в своём время рассказать Давида Ойстраха как сыграть 24-й каприс Паганини. Ну как он на пальцах это объяснит? Просто нужно много работать, трудиться над собой. А получит ли человек пользу от посещения мастер-класса того или иного мэтра сказать трудно. Да, меня приглашали преподавать в университет культуры, но это не моё. Хотя и приходилось пару раз натаскивать студентов перед экзаменами. Работать с молодёжью непросто – это же тонкая и хрупкая материя, а к ней нужно подходить очень аккуратно, со знанием дела – чтобы ни в коем случае не испортить. И вообще со своими советами в чужой спектакль я стараюсь не влезать. Это ненравственно.


- С режиссёрами сразу находите общий язык?


- Да, я легко иду на контакт с любым режиссёром. Однако если есть какие-то непонимания, лучше несколько раз переспросить. А сразу нападать – не выход из положения. Правда, не всегда могу принять конечный результат, но это уже отдельный разговор.


- Любите импровизировать на сцене во время спектакля?


- А кто ж не любит? Другое дело, что не у всех получается.


- Многие театры давно отказались от суфлёров. Не стал исключением и Театр им. Янки Купалы. Есть недовольства?


- Когда актёра срочно вводят в спектакль – здесь действительно понадобилась бы помощь суфлёра. Но в большинстве случаев свою роль артист знает от и до.


- Устаёте после спектаклей?


- Смотря что играю. Бывает, по лестницам в театре так находишься, что во время спектакля, наоборот, отдыхаешь. (Улыбается).


Не так, конечно, как в день премьеры, но перед выходом на сцену всегда волнуюсь. И ещё не люблю играть одно и то же – если вижу, что режиссёр мне предлагает роль в новом спектакле похожую на ту, что уже играю – или мы её вместе дорабатываем, или вовсе отказываюсь. Ну не хочу я повторяться в своих ролях!


- А как зрителя Вас можно встретить в театре?


- Если это премьерный спектакль – да. Когда мы снимались с Евгением Александровичем Евстигнеевым в картине «Последнее лето детства», я тоже задал ему этот вопрос. И он ответил: «Если мне посоветуют что-то посмотреть или спектакль уже стал событием, вот тогда надо идти и смотреть».


- Много за последние годы таких постановок успели увидеть в Минске?


- Нет. До сих пор вспоминаю «Макбет» в Национальном академическом драмтеатре имени М. Горького. В главной роли блистал Ростислав Иванович Янковский. Вот это был действительно спектакль! Отличная постановка «А зори здесь тихие…» Бориса Глаголина. Да, форма того спектакля в чём-то была схожа с постановкой режиссёра Ю. Любимова в Московском театре на Таганке, но актёры-то уже другие. И играли они превосходно.


Просто так смотреть спектакль тоже неинтересно. Хочется ж после его окончания зайти за кулисы и поблагодарить артистов. А порой и сказать им нечего…


- Но ведь Вы, Геннадий Степанович, тоже были раньше молодым и неопытным. Когда маститые актёры подходили к Вам после спектакля, что хотелось от них услышать в первую очередь – критику или слова восхищения?


- Всегда ж приятнее слышать, когда тебя хвалят. (Улыбается). Но мне повезло, что придя в 1957 году работать в Театр имени Я. Купалы (хотя уже в массовках я был задействован в нескольких постановках начиная с 4-го курса института), я познакомился с выдающимся актёром – Народным артистом СССР Павлом Степановичем Молчановым (сыграл В.И. Ленина в фильме режиссёра Михаила Чиаурели «Незабываемый 1919 год», – прим. авт.). Он уже не так часто выходил на сцену, и даже когда ушёл на заслуженный отдых, продолжал приходить в родной театр. И если у меня не было в день его прихода репетиций и спектаклей, он брал меня с собой на тракторный завод, здесь Павел Степанович курировал народный театр. До сих пор помню, как он заставлял меня перед ними читать монолог о земле из спектакля «Таблетку под язык» А. Макаёнка, который в то время я репетировал в нашем театре. Можно считать, что с Молчановым я больше сделал этот монолог, чем с режиссёром. С Павлом Степановичем мне работать было очень интересно.


Многому можно было научиться и у тогдашних корифеев нашего театра – Народных артистов СССР Глеба Глебова, Бориса Платонова, Владимира Владомирского и Леонида Рахленко.


- Молодёжь в театре есть достойная?


- Да, у нас хорошие ребята. Но я с ними мало знаком.


И единомышленники у меня есть, хотя наш круг, увы, с годами всё редеет… Но с этим пора смириться. Ромео мне уже не сыграть, пора играть дедушку Джульетты. (Смеётся).


- Вы большой мастер дубляжа. В 2014 году, встречаясь на интервью с известным мультипликатором Юрием Бутыриным, мы вспоминали с ним его работы разных лет, в том числе говорили о «Миловице». В этом мультфильме Вы озвучили одну из главных ролей. Как у Вас обстоят дела с озвучиванием мультфильмов и зарубежных кинолент?


- Никак. Время сейчас другое. Ну не буду же я ездить на все эти кастинги.


Редко теперь общаемся и с коллегами, с кем когда-то вместе играли в кино. Иногда перезваниваемся с питерским актёром Вадимом Яковлевым, в 1975 году мы снимались с ним в фильме «Долгие вёрсты войны». А вообще мало с кем удаётся поддерживать связь, если только встретимся в Минске на каком-нибудь мероприятии…


 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото с сайта http://kupalauski.by

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse