На сцене должен быть «нерв»


Двадцать пять лет назад в Кузьминках состоялось торжественное открытие Московского областного Дома искусств. Новоселье справили сразу три творческих коллектива – государственный театр «Русский балет» под руководством Народного артиста СССР Вячеслава Гордеева, а также драмтеатр имени А.Н. Островского и Московский областной камерный театр, которые в результате реорганизации в 2013 году путём слияния двух коллективов образовали Губернский театр.

И сегодня у нас в гостях - художественный руководитель «Русского балета» Вячеслав Михайлович Гордеев.


К радости зрителей, «Русскому балету» тогда, пять лет назад, удалось всецело сохранить свои позиции, самостоятельность, индивидуальность, репертуар и, конечно, артистов. Коллективом, а в труппе сегодня почти 80 человек, больше трёх с половиной десятилетий руководит выдающийся танцовщик и балетмейстер В.М. Гордеев. «Русский балет» по-прежнему с неизменным успехом выступает как по Подмосковью и нашей России-матушке в целом, так и ежегодно участвует в зарубежных гастролях, радуя своего зрителя русской классикой и новыми современными постановками.


В ноябре 2017 года в театре состоялась премьера знаменитого балета Л. Минкуса «Дон Кихот» в редакции Вячеслава Гордеева. Всё лучшее, что поставили в своё время М. Петипа и его ученик А. Горский маэстро аккумулировал в этом спектакле. В то же время собственное либретто и новый сценографический облик придали нынешней постановке больше яркости, динамики и действия.


Символично, что наша встреча с В.М. Гордеевым прошла в преддверии 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа. И ровно 25 лет назад «Русский балет» уютно обосновался в Московском областном Доме искусств в Кузьминках.

 

- Вячеслав Михайлович, далеко не все творческие люди просыпаются рано. Договариваясь о нашей встрече, Вы попросили меня предварительно позвонить в субботу в 9 утра…


- Если мне выпадает редкая возможность поспать подольше, стараюсь этот счастливый шанс не упустить. Хотя обычно я встаю без пятнадцати восемь, и уже в 8.30 выезжаю на работу. Дорога от дома до театра у меня неблизкая, – еду из Королёва, где несколько лет назад я построил себе дом. Мне нравится наше Подмосковье, здесь совсем другая атмосфера, более тихая, у людей совершенно иной подход к жизни, да и дышится в Московской области по-другому, в отдалённых от мегаполиса местах воздух свежий. Иногда всё-таки хочется побыть наедине с природой, в тишине, подальше от городской суеты.


По дороге на работу в машине в основном слушаю классическую музыку, а дома время от времени смотрю по телевизору различные политические передачи. Впереди грядут президентские выборы, а меня интересует всё, что вокруг этого происходит. Тем более в течение пяти лет я был депутатом Московской областной думы.


Вернувшись из театра домой, перед сном люблю прогуляться по своему участку. А заодно оцениваю результаты проделанной за день работы по возведению здания балетной школы, строительством которой занимаюсь последние годы.


- ???


- Люблю я большие стройки. В 1968 году, когда только пришёл в Большой театр, у меня не было в Москве собственного жилья, и с разрешения папы на нашей даче я уже пытался что-то для себя построить. (Улыбается). А когда как лауреат Всесоюзного конкурса артистов балета получил в столице свою первую квартиру, тут же стал перебирать в голове все возможные варианты перепланировки своей однушки. И уже позже, став лауреатом Международного балетного конкурса, я получил шикарную квартиру на Тверской улице в центре столицы, в своё время в ней жили главный архитектор Москвы Д.Н. Чечулин (вскоре он переехал в высотку на Котельническую набережную), а позже – лауреат четырёх Сталинских премий первой степени, известный советский писатель П.А. Павленко. Вот здесь-то я затеял настоящий ремонт! И поскольку это самый верхний этаж, а высота потолка – больше пяти метров, удалось сделать перекрытие, и получилась двухэтажная квартира.


Кстати, с детства я мечтал жить именно в этом доме. Здесь очень уютный внутренний дворик, по соседству – в Брюсовом переулке – Союз композиторов, а также неподалёку находится прекрасная небольшая церковь Воскресения Словущего. Да и в Большой театр ходить удобно: перешёл через Тверскую, и через пять минут ты уже на работе. (Улыбается).


- Да, при советской власти жильё давали бесплатно – кому за выслугу лет, кому за особые заслуги. Как в вашем театре у артистов обстоят с этим дела сегодня?


- Заработать на квартиру сейчас непросто, хотя – спасибо – в своё время губернатор подмосковного региона Б.В. Громов и областное правительство помогли нам с повышением зарплаты и выделили театру две квартиры в Котельниках. Это большая помощь, ведь почти все наши иногородние артисты живут в общежитии. Кому-то и сам помогаю: на сегодняшний день я снимаю для них четырёхкомнатную квартиру рядом с театром.


- Как госучреждению, какие-то средства вам выделяются на спектакли из областного бюджета?


- Да, в прошлом году на постановку «Дон Кихота» нам деньги выделили. И в ноябре мы уже выпустили спектакль. Причём в рекордно короткие сроки, потому что если б мы его не показали до конца года, с нас сняли бы все эти средства. Хотя тех денег хватило только на половину спектакля...


- Пять лет назад путём слияния Камерного театра и драмтеатра им. Островского был создан Московский губернский театр. И остались вы. Как сегодня живёте?


- Когда в начале 1990-х годов в Кузьминках открывался Дом искусств, председатель Московского областного Совета народных депутатов Анатолий Долголаптев, а он всегда был и остаётся большим любителем высокого искусства, предложил мне объединить театр «Русский балет» и драмтеатр им. Островского в синтетический театр «Аполлон». Сообща можно было бы делать чудесные музыкальные спектакли. Однако в связи с объединением пришлось бы сокращать весь административный и управленческий персонал драмтеатра. Поэтому мы приняли решение, что дирекция у нас будет одна и по-прежнему останется два коллектива. Это и демократично, и правильно.


Всё бы ничего, но после реорганизации в 2013 году нас хотели потихоньку из здания вытеснить. Сейчас вроде всё утряслось, правда, сцена у нас общая, и постоянно приходится её просить у Губернского театра. Если один-два раза в неделю удаётся выступить на родных подмостках – уже прекрасно. В остальные дни мы или репетируем в балетных классах, или выполняем государственное задание, выступая на различных подмосковных площадках, а это около 40 спектаклей в год. Хотя работать мы можем не везде – нужна ровная сцена. Помню, на заре нашей творческой деятельности в Подмосковье из-за неровности пола артисты ломали ноги и повреждали мениски. Сейчас сцены стали лучше, но, увы, Московскую область забила современная эстрада и новые балетные коллективы, которые, кстати, нередко выступают и под нашим именем.


- Но ведь гастрольная деятельность «Русского балета» не ограничивается только подмосковным регионом?


- Верно. У нас порядка шести выступлений по другим столичным площадкам, ещё гастролируем по России и миру – всего около ста выступлений в год. Впереди спектакли в Чите, Хабаровске, Иркутске, Улан-Удэ, Пензе, Екатеринбурге, Челябинске. Летом планируем гастроли по городам Крымского полуострова. Ещё нас регулярно приглашают на международные фестивали, в том числе в этом году снова едем по городам Китая.


- Много ли среди артистов «Русского балета» выпускников Московского хореографического училища, которое Вы сами окончили 50 лет назад?


- Каждый год мы приглашаем оттуда по нескольку парней и девушек. Иногда беру выпускников Пермского государственного хореографического училища. Ну и сейчас у меня третий курс в ГИТИСе (профессор В.М. Гордеев заведует здесь кафедрой хореографии, является руководителем мастерской, – прим. авт.), ребята хорошие, талантливые, да вот дисциплины бы им прибавить. (Улыбается).


Хочется, чтобы жизнь текла бурной рекой и била ключом, чтобы вода в ней не застаивалась. На сцене должен быть «нерв». Ведь балет – искусство молодых.


- Молодые подвижные, да неусидчивые…


- Да, некоторые солисты «Русского балета» перешли в Большой театр, кто-то уехал работать в Европу, Америку, Южную Африку, несколько наших бывших артистов теперь выступают на сценах Мюнхена и Дюссельдорфа.


- Отпускаете или сбегают?


- Конечно, отпускаю. Для меня важно, чтобы мои ребята были счастливы. И это счастье разрушать нельзя. Но свято место пусто не бывает, и желающих поступить в «Русский балет» очень много. Кстати, от нас практически никто не уходит, если я не выгоняю.


- Даже такое бывает?


- А как же! Дисциплину надо поддерживать. И время показывает, что всегда работать на одном уровне невозможно. Ну, почему не дать возможность артисту попробовать себя на новом месте? И я отпускаю. Поэтому-то у меня хорошие отношения со всеми бывшими солистами «Русского балета». И если из моих артистов накануне спектакля или гастролей кто-то заболеет, меня всегда выручают наши воспитанники, работающие уже в других коллективах.


- Насколько Вы требовательны к своим артистам и студентам?


- Знаю, что выше своих физических возможностей не прыгнешь, но это не значит, что танцовщик не должен быть профессионалом высокого уровня. Я требую, чтобы они делали всё так, как их учили в хореографической школе – приближались не к самодеятельности, а к вершинам классического танца. Да, трудности есть, но самые терпеливые и настойчивые всегда добиваются должных результатов. И если ребята остаются после занятий на самоподготовку, конечно, я это приветствую.


- Вячеслав Михайлович, в этом году, 3 августа, Вы будете отмечать юбилей. Что-нибудь уже готовите?


- Юбилейные концерты пройдут в «Русском балете» в Кузьминках, в Сергиевом Посаде и кое-что планируется в Большом театре. Но пока не буду раскрывать все карты. Видите, я похудел. (Улыбается). Так что мысли какие-то есть, а там посмотрим.


 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото из архива театра «Русский балет»

Нет комментариев
Добавить комментарий