Новости

Нина Веселовская: «На кинематографе я поставила точку»

Шестьдесят лет назад в Москве состоялась премьера экранизации романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам». Студентка Школы-студии имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького красавица Нина Веселовская, сыгравшая в этом фильме одну из главных героинь – Дашу Булавину, своей красотой и обаянием покорила сердца сотни тысяч мужчин.

Позже актриса ещё не раз удивит и порадует зрителей драматическими ролями в кино – «Друзья и годы», «Татьянин день», «Найди меня, Лёня!», «Угрюм-река», «Два года над пропастью» и других замечательных картинах. Однако несмотря на то, что народную любовь и популярность ей, как и многим советским актёрам принесло всё-таки кино, для Нины Веселовской на первом месте всегда оставался театр.


Совсем недавно, 7 марта, Заслуженная артистка РСФСР принимала поздравления с днём рождения. А намедни состоялась наша беседа.

 

- Нина Валентиновна, ещё третьекурсницей Вы начали сниматься в кино. Но насколько я знаю, студентам Школы-студии МХАТ в былые времена это категорически запрещалось, из-за чего, кстати, было сломано немало актёрских судеб.


- Так я же не знала, что студентам запрещалось сниматься в кино. И когда меня пригласили на съёмки «Хождения по мукам», увы, с третьего курса пришлось уйти. И только через год я вернулась в студию, на тот же 3-й курс, но уже к другому мастеру – Народному артисту СССР Виктору Станицыну.


- Почему же Георгий Авдеевич Герасимов, у которого Вы проучились два года, за Вас не заступился и не принял обратно?


- Он как раз-таки и был самым большим противником кинематографа: студенты должны учиться, а сыграть в кино всегда успеют. Таков там порядок. Но по этому поводу я никогда не переживала – всё равно же меня приняли обратно.


Педагоги у нас были замечательные, до сих пор вспоминаю Виктора Карловича Монюкова (первый главреж Нового драматического театра, образованного в середине 1970-х годов на базе актёрского курса Школы-студии МХАТ, – прим. авт.)


- Если к студентам, снимающимся в кино, педагоги здесь были так критически настроены, не подумывали перейти, например, во ВГИК? Тем более у Вас за плечами уже успешный дебют в фильме.


- Никогда. Меня же отпустили сниматься официально – по распоряжению министра. Единственное, год я потеряла, потому что совмещать учёбу со съёмками было совершенно невозможно. Вернувшись в Школу-студию, никаких экзаменов досдавать не пришлось. В 1959 году получила диплом и была приглашена М.М. Яншиным в труппу Театра им. Станиславского.


Во время показа дипломного спектакля «Последние» М. Горького Нину Веселовскую и её однокурсника Альберта Филозова заметил главный режиссёр Московского драматического театра имени К.С. Станиславского Михаил Яншин и пригласил их в свой театр.


- Вместе с нами Михаил Михайлович взял и Юру Гребенщикова, – продолжает актриса. – С ним мы сыграли в нашем первом спектакле Театра им. Станиславского «Дни Турбиных»: я – Елену, а Юра – Николку.


Увы, когда из театра Яншин ушёл, здесь началась чехарда с режиссёрами, и ведущие актёры стали постепенно отсюда уходить…


А ведь и в самом деле за считанные годы этот драмтеатр один за другим стали покидать популярные артисты: Евгений Леонов перешёл в «Ленком», Василий Бочкарёв – в Малый театр, Пётр Глебов, Лионелла Пырьева, Александр Белявский, Нина Веселовская и Лев Прыгунов – в Театр-студию киноактёра, Юрий Гребенщиков – в Театр на Таганке, а Георгий Бурков – в «Современник», а затем во МХАТ.


- Так с 1978 года Вы, Нина Валентиновна, стали играть на сцене Театра-студии киноактёра. И в то же время продолжали сниматься в кино. Однако в начале девяностых, с развалом СССР распался и театр. Многие актёры тогда остались не у дел. И Ваша судьба, мне кажется, в тот период чем-то была схожа с судьбой актрисы Руфины Нифонтовой, с которой Вы блестяще сыграли двух сестёр Дашу и Катю в «Хождении по мукам». Ведь Руфина Дмитриевна в начале 90-х годов тоже ушла из театра, из Малого, правда, по другой причине – из-за отсутствия ролей. Вам приходилось с ней потом встречаться?


- Нет. После съёмок «Хождения по мукам» мы практически не общались.


- Однако Нифонтова в Малый так и не вернулась, а Ваша театральная жизнь продолжилась на сцене других творческих коллективов Москвы.


- Верно, я играла на сцене театра «Мир искусства» у Кравцова, а позже участвовала в постановках «Товарищества артистов МХАТ».


- Моноспектакль «Ваш выход, госпожа Ермолова» на сцене «Мира искусства» стал одной из лучших Ваших ролей того периода. С чего всё начиналось?


- Мария Николаевна Ермолова всегда была и остаётся для меня эталоном актёрского мастерства. Во время одной из репетиций очередного спектакля я подошла к Александру Михайловичу Кравцову и предложила ему написать пьесу о М.Н. Ермоловой. Ведь творчеству Комиссаржевской был посвящён художественный фильм, о жизни Стрепетовой поставлен спектакль, а о Великой актрисе Ермоловой не говорят ни слова. Кравцов сел за перо и написал пьесу. Специально для меня. (Улыбается).


- Вы здорово играете на гитаре, а также фортепиано – свидетельством тому можно назвать фильмы «Найди меня, Лёня!» и «Хождение по мукам». У Вас за плечами музыкальная школа?


- Сама научилась. Валентин Дмитриевич, мой папа, очень хорошо играл на фортепиано, ну а на гитаре тогда все играли.


Какая в войну могла быть музыкальная школа? Отец во время Великой Отечественной строил оборонительные рубежи. Полстраны мы вместе с мамой Любовью Павловной исколесили в теплушках. Только в одном городе завершаются работы, всех в эшелон и – вперёд. Месяцами проводили в дороге. День Победы наша семья встретила на Урале, в небольшом посёлке Половинка, вблизи которого велось строительство гидроэлектростанции.


- С кем-нибудь из коллег-актёров поддерживаете сегодня дружеские отношения?


- Их почти никого и не осталось. Да и курс наш осиротел – Саша Лазарев, Альберт Филозов и Женя Лазарев ушли последними. Увы, немногие из моих однокурсников ныне здравствуют. (Из выпускников Школы-студии МХАТ 1959 года сегодня продолжают работать Алла Покровская, Геннадий Фролов, Елена Миллиоти, Галина Морачева, Нина Скоморохова и ещё несколько актёров, – прим. авт.).


Кстати, после выхода на экраны кинотрилогии «Хождение по мукам» я много лет не снималась. Просто предпочла театр, работать на сцене мне всегда было интересней.


- Так вот почему в Вашей фильмографии всего несколько десятков ролей?


- На заре своей популярности я часто отказывалась от съёмок, а потом меня попросту перестали приглашать. И это нормально. Лет пять назад последний раз снялась в кино, это был телесериал «Бульварное кольцо». Потом заболела, так что на кинематографе я теперь поставила точку. Хватит.


Свободное время посвящаю чтению, люблю художественную литературу, особенно творчество Кнута Гамсуна. Телевизор не смотрю, даже если знаю, что показывают фильм с моим участием – ну, не нравлюсь я себе на экране.

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото из архива


Сергей

Как давно ничего не было слышно о ней ни по телевизору ни в прессе. Спасибо за то, что не забываете о наших замечательных актерах и делаете интересные интервью с теми, о ком интересно узнать как сейчас живут и чем занимаются.СПАСИБО ЛЮБЕРЕЦКОЙ ГАЗЕТЕ!

Комментировать
Конструктор сайтов
Nethouse