Театральная судьба одной киноактрисы




Александра Назарова в представлении не нуждается. Если старшее поколение её прекрасно помнит по фильмам «Софья Перовская», «Любимая», «А если это любовь?» и «Принцесса на бобах», то уж абсолютно все – от мала до велика – были влюблены в её взбалмошную бабу Надю из комедийного телесериала «Моя прекрасная няня».


Будущая народная любимица родилась и выросла в артистической семье советских актёров Ивана Назарова и Александры Матвеевой. В Ленинграде она окончила школу, затем театральный институт и, получив красный диплом, уехала работать в Москву, в театр, в котором работал удивительный Анатолий Эфрос. Потом наступила горячая пора съёмок в кино, актрису всё чаще стали узнавать на улице, многие режиссёры не упускали возможности пригласить Назарову в свою картину, даже если и не на главную роль. И она соглашалась.


И снова работа в театре, новые постановки, яркие роли, талантливые режиссёры и чудесные партнёры по сцене. И всё это о нём, о Московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой, который является для Александры Назаровой вторым домом вот уже больше 50 лет.

 

- Александра Ивановна, известный факт, что ваш отец вместе с Ленинградским государственным Новым театром, в котором он служил со второй половины тридцатых годов, в самом начале 1940-х гг. отправился на гастроли во Владивосток. Там же и застала его Великая Отечественная война. Мама тем временем вместе с вами находилась в Ленинграде…


- Нам удалось покинуть осаждённый город за несколько дней до начала блокады. Взяв с собой документы и самые основные вещи, мы отправились на Дальний Восток.


Многие пассажиры в дороге умирали – кто-то от дизентерии, кто-то от холеры или других беспощадных болезней. А меня, измождённую голодом и долгой дорогой крохотную девчушку, мама спасала кипятком.


- ???


- На больших железнодорожных станциях стояли будки с надписью «Кипяток», внутри находился высокий бак с краном, из него пассажиры могли набрать горячую воду. Вот мама меня всю дорогу ею и отпаивала. До сих пор с удовольствием пью кипячёную воду.


Вместе с театром в годы войны мы исколесили весь Дальний Восток, Сибирь и Урал. День Победы нас застал в Нижнем Тагиле.


Конечно, я выросла за кулисами. И одной из моих первых работ на сцене – после возвращения нашего театра в Ленинград – стала небольшая роль в спектакле «Нора», поставленном по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом».


- Народная артистка РСФСР Галина Петровна Короткевич, чью дочку вы сыграли в этой постановке, в этом году принимала поздравления по случаю своего 97-летия.


- Дай Бог ей здоровья! Давно мы не виделись и не общались, ведь из театра, в котором работали она и мои родители, Короткевич перешла в Ленинградский государственный драмтеатр имени В.Ф. Комиссаржевской. Да и я, окончив в 1961 году театральный институт, уехала в Москву.


- Хотя многие ваши известные однокурсники, например, Светлана Карпинская и Александр Прошкин остались в родном городе на Неве…


- Меня приглашали и в Театр юных зрителей, и в Александринку, и в Государственный драмтеатр им. Комиссаржевской, откуда как раз в то время уходила Алиса Фрейндлих. Но я уже собралась в Москву, в Центральный детский театр, на сцене которого мечтала работать, увидев здесь ещё в студенческие годы спектакль Анатолия Эфроса «Друг мой, Колька!».


Влюбилась в этого удивительного режиссёра, а в его постановках я увидела то, чему нас учил в институте профессор Борис Вульфович Зон. И как результат – захотела работать в этом театре, тем более здесь играли такие замечательные артисты Сперантова, Перов, Чернышева, Заливин.


Правда, проработала я тут всего три сезона, с 1961 по 1964 годы. Эфрос в 1963-м перешёл главрежем в Московский театр имени Ленинского комсомола. А у меня вскоре начались на киностудии «Беларусьфильм» съёмки картины «Любимая» (режиссёр Ричард Викторов, премьера состоялась 25 октября 1965 года, – прим. авт.). Когда съёмки закончились, я показывалась в разные столичные театры, потому что возвращаться в ЦДТ мне было уже неинтересно.


- Неужели Эфрос с собой никого не взял?


- Он позвал в основном наших мальчишек – Лёву Дурова, Гену Сайфулина, Виктора Лакирева. Девчонок не брал – в «Ленкоме» своих артисток хватало.


Поработать с Эфросом мне удалось, увы, совсем немного. Однако работу с этим выдающимся режиссёром, профессионалом своего дела я до сих пор вспоминаю с большой теплотой.


- Известно немало имён советских актрис, начинающих свой путь в театре или кино с травести: Алиса Фрейндлих, Янина Жеймо, Ольга Бган, Лидия Князева. Многие из них не расставались с этим амплуа и в зрелые годы.


В Ленинграде одной из ваших первых работ на сцене Нового театра стала роль мальчика в «Гибели дракона». Позже вы играли мужские роли уже на столичных сценах. Молодые актрисы сегодня неохотно соглашаются перевоплощаться в мальчишек. Неужели это так постыдно?


- Это нужно у них спросить, я от таких ролей не отказывалась.


В Центральном детском театре мой дебют состоялся в спектакле Мары Микаэлян «Золотое сердце» по пьесе В. Коростылёва. Зрелище было фантасмагорическое, на сцене блистали удивительные артисты, но… в верхах спектакль почему-то не приняли, и его довольно быстро сняли с репертуара.


- Да, в советские годы на худсоветах частенько «заворачивали» фильмы по не всегда понятным и объективным причинам. Такая же участь ожидала и некоторые театральные постановки…


- Я очень люблю свою картину «Софья Перовская», правда её почти не показывают по телевидению. Возможно, потому, что это фильм о террористах. Он и в советское-то время «пролетел» из-за того, что в 1969 году произошло покушение на Брежнева. Жаль, фильм замечательный, а какие там артисты прекрасные заняты – Стржельчик, Копелян, Тарасов, Бибиков, Тараторкин…


- Кинолента эта с трагическим концом: народовольцам-участникам убийства Александра II был вынесен смертный приговор. Ещё в вашей творческой биографии есть спектакль «Конвей», поставленный по пьесе Джона Пристли «Время и семья Конвей» в Московском драмтеатре имени М.Н. Ермоловой. Здесь вы сыграли роль Кэрол, девушка мечтала стать актрисой, но, увы, она рано уходит из жизни. Легко соглашаетесь на такие роли?


- Ну а кто меня будет спрашивать? (Смеётся). Да и человек я несуеверный.


- Сейчас вспоминаю фильм «Любимая», в котором вы сыграли главную роль – Иру Егорову, выпускницу школы, готовящуюся поступить в институт. Однако знакомство с молодым строителем вмиг изменили её жизнь и планы. Впереди 100-летие ВЛКСМ. Помните свою комсомольскую молодость?


- Конечно. Я ж ещё секретарём комсомольской организации в нашем театре была. (Улыбается). Комсомол объединял молодёжь. Вспоминаю один случай, когда мы были на гастролях в Кавказских Минеральных Водах. После спектакля отправились гулять большой дружной компанией. А когда поздним вечером вернулись в гостиницу, двери изнутри были закрыты. Мы один раз постучали, второй, но нам никто не открывал. Тогда наш артист вроде бы совсем не сильно пнул ногой по двери, и она вмиг разлетелась в мелкие дребезги.


За этот поступок его не то что сильно отчитали, даже хотели уволить из театра. Чтобы предварить административные наказания, мы срочно собрали комсомольское собрание и вынесли ему строгий выговор. Так нашего коллегу от дальнейших наказаний удалось спасти.


- Возвращаюсь к разговору о картине «Любимая». За работу на стройплощадке ваша героиня Ира Егорова, получив первую зарплату, в честь праздника загорелась купить шампанское, мороженое и кофе. Свою первую зарплату на что потратили?


- Родителям в дом купила торшер. Зарплата у нас была грошовая. Хотя, как это ни странно, мы могли себе позволить сходить позавтракать в «Националь». Особенно любили яблочный пай, который там вкусно готовили. А на ужин мы нередко бегали в кафе при гостинице «Прага». Какие же там были вкусные шпикачки. (Улыбается).


- Да, сейчас в таких заведениях не каждый себе позволит поесть…


- А мы могли. Даже при моей первой зарплате в 69 рублей в Центральном детском театре. Да сих пор помню, как получив деньги, я ехала в троллейбусе и вдруг, взглянув в окно, мне попадается на глаза объявление: «Требуется ночной сторож. Зарплата 89 рублей». Как я рыдала! У меня же красный диплом, а зарплата полагается меньше, чем сторожу.


- Ваша мама прожила довольно долгую жизнь. Она видела вас и на сцене, и в кино. Профессиональные советы как актриса актрисе давала?


- Никогда! Хотя наверняка следила за моей жизнью в искусстве, радуясь моим успехам. Помню, в её ленинградской квартире на стене висел плакат с моим портретом в образе Софьи Перовской.


- Роль действительно великолепная. Неслучайно же это одна из самых любимых ваших работ в кино. А вообще, Александра Ивановна, вам часто доводилось отказываться от съёмок в той или иной картине?


- Ни от чего не отказываюсь. Разве что, если предлагают какую-нибудь муру.


- Во время съёмок сериалов актёрам нередко приходится на коленке дорабатывать сценарий. Тоже с этим уже сталкивались?


- Ну, поменяешь пару слов – и порядок. Совсем уж барахло мне не попадалось. (Смеётся).


- Сашеньку, свою внучку, берёте с собой в театр?


- Да, но она приходит на определённые спектакли. Например, ей нравится «Портрет Дориана Грея». А если дома по телевизору увидит меня в каком-нибудь фильме или сериале, кричит: «Бабушка, смотри, тебя показывают».

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Комментарии
Добавить комментарий
Гость
Гость
Новых ролей и здоровья Прекрасной Александре Ивановне Назаровой!!!
комментировать