Новости

Всё свободное время провожу с детьми

Будущая известная актриса Наталья Чернявская поступила в театральный институт не с первого раза. Так распорядилась судьба, что в знаменитой «Щуке», куда эту обаятельную девушку с ямочками на щёчках вот-вот должны были зачислить на курс к Юрию Авшарову, в итоговом списке почему-то не оказалось её фамилии. Отчаявшаяся, она шла по улице и случайно столкнулась с молодым парнем, который попросил подсказать дорогу к Центральному детскому театру. Вместе они дошли до ЦДТ, где показались режиссёру Алексею Бородину, набиравшему актёрский курс в ГИТИСе. И уже назавтра, в последний день вступительных экзаменов, мастер пригласил их в институт.


Наталья в итоге поступила, а Олег Зима, так звали молодого человека, – нет. В 1993 году, после окончания ГИТИСа, Н. Чернявскую, О. Зиму (годом позже А.В. Бородин взял его сразу на 2-й курс) и вообще весь свой любимый курс – одиннадцать человек – Алексей Владимирович пригласил работать в РАМТ, художественным руководителем которого он был и остаётся по сей день.


Корифеи Российского академического молодёжного театра Геннадий Михайлович Печников видел в Наталье героиню пьес Островского, а Иван Дмитриевич Воронов мечтал увидеть её в роли Софьи в «Горе от ума». Но судьба актрисы складывалась иначе.


Сегодня она задействована в девяти репертуарных спектаклях, в их числе «Эраст Фандорин», «Лада, или Радость», «Алые паруса», «Чехов-GALA», а также в недавней премьерной постановке – «Любовь и смерть Зинаиды Райх».


Ещё Заслуженная артистка России Н. Чернявская почти четыре года ведёт свою «Студию юного творчества». Здесь недавно наша встреча и состоялась.

 

- Наталья, побывав на одном из Ваших занятий в «Студии юного творчества», у меня сложилось впечатление, что Вы берёте только одарённых детей. Верно?


- Я считаю, что все дети одарены. Всегда говорю своим воспитанникам: «Чем бы вы не занимались, в вашей жизни постоянно должно присутствовать творчество». Дети поначалу приходят на занятия зажатыми, боятся выступать даже перед сверстниками. И моя задача – их раскрепостить, научить общаться, импровизировать, быть свободными на сцене. Для меня очень важно, чтобы все они оставались индивидуальностями. На репетициях я говорю с ними на том же языке, что и с коллегами в театре.


Ребята делают этюды, читают стихи, разбирая смысл каждой строчки. Мы учимся слушать, смотреть друг другу в глаза, работаем над артикуляцией. И как результат нашей работы – отчётный вечер. Однако важно понимать, что выступление перед зрителями в большом зале не сама цель. Это нужно только для того, чтобы ребёнок понял, ради чего он работает. Он обязательно должен получить свои заслуженные аплодисменты.


Кстати, совсем недавно, 2 апреля, в музее-театре «Булгаковский Дом» мы с успехом отыграли спектакль «Волшебник изумрудного города», поставленный нашими педагогами. Так что творческий процесс у нас идёт полным ходом.


- С какого возраста предпочтительнее отдавать ребёнка в театральную студию?


- Актёрским мастерством я посоветовала бы начинать заниматься лет с пяти. Хотя у нас, например, самому маленькому учащемуся всего 4 года. И есть свои положительные результаты. Всего в студии четыре возрастные группы, в старшей занимаются ребята от 11 до 14 лет.


- Интересно, что Вас подтолкнуло на то, чтобы заниматься ещё и педагогической деятельностью?


- С детства я очень люблю балет. И моя знакомая, балерина, предложила преподавать у неё в студии актёрское мастерство. И раз в неделю я ездила к ней в студию. Но вскоре поняла, что мне не нравится, как учат детей. Нельзя их использовать! В первую очередь нужно думать о них. И каждый ребёнок должен быть тебе интересен, он должен быть важен для тебя.


Когда я ушла из балетной студии, мама одной из учениц предложила мне вместе с ней создать что-то своё. Так с нуля мы организовали «Студию юного творчества» на Ленинградском проспекте в Москве. Она стала её директором, а я – художественным руководителем и педагогом. Для ребят наша студия открыла свои двери в сентябре 2015 года. Сегодня в ней занимаются уже сорок человек. Занятия детвора посещает два-три раза в неделю – всё по желанию родителей.


- Необычное совпадение, что Вы сначала пришли работать именно в балетную студию. Ведь сами в детстве мечтали стать балериной…


- Да, в пятилетнем возрасте меня записали на балет, но, увы, некому было туда водить. Родители ж работали, а одной ездить до балетной школы было далековато, да и не в таком же раннем возрасте.


- Во время нашего прошлого интервью, записанного в 2007 году, Вы рассказывали, что весь ваш курс, одиннадцать человек, А.В. Бородин в 1993 году пригласил в Российский академический молодёжный театр. Тогда, в 2007-м, в труппе РАМТа были ещё пять Ваших однокурсников. Сегодня что-то изменилось?


- С Еленой Галибиной, Верой Зотовой и Татьяной Матюховой мы так и сидим в одной гримёрке. Из мужчин с нами по-прежнему в строю Олег Зима. Из театра ушла только Ульяна Урванцева.


- Кстати, вместе с Е. Галибиной Вы снялись в фильме «Очень верная жена». Именно роль Тани Монаховой принесла Вам известность. С чего всё начиналось?


- Ассистент режиссёра пришла в ГИТИС «посмотреть» Лену – искали актрису на эпизодную роль, которую Галибина в итоге и сыграла. Но среди её однокурсниц увидели меня и пригласили на пробы на роль Тани. Знаю, пробовались и Женя Добровольская, и Ира Апексимова, но в результате мою кандидатуру утвердил сам Георгий Николаевич Данелия, который был директором и художественным руководителем киностудии «Ритм» киноконцерна «Мосфильм», снимавшей наш фильм.


- Интересно, как сложилась судьба Саши Русакова, который сыграл «Вашего» сына Димку?


- Не знаю, после фильма мы ни разу не виделись. Однако с ним связана одна смешная история. Наш театр лет 10 назад поехал на гастроли в Самару со спектаклем «Чисто английское привидение». Утром по одному из телеканалов показывали «Очень верную жену». Некоторые коллеги включили в гостинице телевизор и стали смотреть фильм. Актриса Даша Семёнова позже рассказала мне, что была крайне удивлена, увидев в картине знакомые сцены. «Этот фильм я раньше не смотрела, но понимала, что уже знаю, какая сцена будет дальше», – говорит она. – А сама про себя думаю: «Если сейчас откроется дверь и войдёт мужик с собакой, значит я этого мальчика озвучивала». Так оно и было. Оказывается, будучи ещё школьницей Даша озвучивала «моего» сына Димку.


- Не каждый мастер курса разрешает своим студентам сниматься в кино. Неужели Бородин запросто отпускал?


- Он разрешал сниматься только в свободное от учёбы, репетиций и спектаклей время. А так не отпускал, конечно. Но мне повезло: когда театр уезжал на гастроли, я дважды моталась в Мурманскую область, в Апатиты, где проходили съёмки некоторых сцен.


Ещё на первом курсе ГИТИСа меня хотели утвердить в какой-то советско-аргентинский проект, но Алексей Владимирович поставил меня перед выбором. Пришлось отказаться. Институт для меня был важнее.


- Пару лет назад я впервые увидел фильм «Дневной представитель». Очень нетипичная для российского кинематографа картина. Расскажите о работе в этом фильме.


- Съёмки проходили в Крыму – в Ялте, Воронцовском дворце. Сцены со мной снимались всего две недели, но это были пытки. (Смеётся). Линзы в глазах постоянно мешали и периодически выпадали, а от того, что мне приклеивали уши вампира, с кончиков моих ушей от клея была содрана кожа. Да и своих волос не досчиталась: их ведь прятали под шиньон, а когда его снимали, вместе с ним «срывали» и мои волосы. Но в остальном я осталась очень довольна. Тем более главным моим партнёром на съёмочной площадке был прекрасный актёр Юозас Будрайтис.


- Не каждая актриса согласилась бы на роль вампира…


- Человек я совершенно не суеверный, поэтому с лёгкостью могу взяться и за роли такого характера. Правда, когда падает на пол пьеса или сценарий обязательно сажусь на них. А вообще, во время репетиций стараюсь класть текст сразу на пол. Так уж точно не упадёт. (Улыбается).


- В фильме «Валерий Харламов. Дополнительное время» Вы сыграли мать главного героя. Некоторые сцены приходилось играть даже на испанском языке. С института его знаете?


- Нет, заучивала фразы. В ГИТИСе нам преподавали французский.


Съёмки этого эпизода с маленьким Валерием проходили, конечно, не в Испании, а на берегу какого-то карьера в Москве или ближнем Подмосковье.


- Сегодня жизнь в РАМТе кипит?


- Кипит, но не так, как в «Студии юного творчества». Здесь я провожу всё своё свободное время.


- С Вашей внешностью и сейчас можно играть обаятельных девушек. Как Вы восприняли тот период, когда режиссёры стали предлагать уже роли женщин?


- С удовольствием сыграю и маму, и бабушку – было б что играть! Сегодня, порой, даже не с чем работать. Вышел, сказал какую-нибудь фразу и ушёл. Разве это роль?


В этом году уже отказалась от нескольких телесериалов. Ну нет там подходящей роли. Правда, недавно снялась в сериале «Улица» у режиссёра Михаила Соловьёва. Здесь действительно было за что зацепиться – история взаимоотношения мамы и дочки. А в основном, увы, предлагают низкопробный материал.


    

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse