Вечный взлет

   Низкое зимнее небо тяжело нависло над городом. Ветер носит над крышами бравурные ноты военного марша. Взвод молодых солдат замер в парадном строю. Плотная толпа горожан запрудила маленькую площадь на улице Воинов-Интернационалистов. А в свинцово-серой высоте над головами собравшихся встала резкая тень огромных лопастей…
   Вертолет застыл на вершине серого треугольного обелиска. Длинный обтекаемый корпус чуть наклонен вперед, как при взлете. Под короткими широкими плоскостями – грозные, немые жерла… Боевая машина навек стала частью мемориала.


   Из огромного черного репродуктора, перекрывая оркестр, над площадью несется голос:
- Внимание! Участники торжественной церемонии! Вам объявлена пятиминутная готовность!
  Люберцы. Митинг в память тех, кто не вернулся с Афганской войны.


    Говорят люберчане и гости нашего города:


    Глава города Люберцы Владимир Алексеевич Михайлов:
- Мы установили этот вертолет в честь люберчан – участников боевых действий в республике Афганистан. Но не только. Много выпало на долю России сражений в двадцатом веке. И будет вечной наша память обо всех бойцах, не вернувшихся домой – будь то Чечня или Приднестровье,  так называемые «локальные конфликты» в заморских странах или  политые кровью родные поля Великой Отечественной. А еще мы отдаем дань благодарности нашим конструкторам, техникам, рабочим – всем создателям прекрасного русского оружия, такого, как этот вертолет «Ми-24». Все советские и российские вертолеты были разработаны здесь и совершили первые полеты над люберецкой землей. Памятный знак в виде реальной боевой машины, которая летала в небе над Афганистаном, установлен по инициативе городской администрации, а также общественных организаций - ветеранского объединения «Боевое братство» и Содружества вертолетчиков. Нашу идею поддержал губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов – сам в прошлом боевой генерал и участник афганской войны. Я считаю, что таких памятных мест в нашем городе должно быть как можно больше… Пусть здесь встречаются в День Победы ветераны, приходят матери с детьми, назначают встречи влюбленные.  Памятью сильна преемственность поколений.


  Первый заместитель председателя Правительства Московской области Игорь Олегович Пархоменко:


- В Подмосковье уже установлено более семидесяти монументов и памятных знаков в честь воинов, погибших в локальных войнах двадцатого века – и в России, и за ее пределами... Сегодня мы открываем еще один. И, наверное, это символично, что в качестве центрального элемента композиции памятника - боевой вертолет «Ми-24». Многим летчикам спасла жизнь эта машина, и не только летчикам. Для нашей пехоты, например, шум винтов «Ми-24» всегда означал надежду, его ждали буквально, как помощь с небес. А потому хочется выразить огромную благодарность людям, которые принимали участие в создании этого вертолета.
  

Глава Люберецкого Муниципального района Владимир Петрович Ружицкий:


- У нас сегодня большой праздник. Мы помним тех, кто прошел тропами Афганистана, ждем домой воинов, что сейчас находятся в Чечне… И очень хочется, чтобы на чеченском конфликте перечень «горячих точек», где гибнут наши ребята, был, наконец, исчерпан. Спасибо создателям монумента. Но я хочу отметить, что памятник вертолетчикам и конструкторам вертолетов, наверное, должен был возникнуть на территории нашего района намного раньше. Все-таки на всю Россию и весь бывший Советский Союз есть два центра производства винтокрылых машин – это заводы Миля и Камова. Наши, люберецкие заводы. Мы смело можем этим гордиться. А еще этот памятник очень важен для воспитания наших детей. Пусть сюда приходят школьники, пусть смотрят на этот чудо-вертолет и восхищаются нашими конструкторами. Пусть заражаются мечтой, и когда вырастут, сами выбирают профессию рабочего, инженера-конструктора или летчика. Рабочие места для них всегда найдутся на родной земле!


     Герой Советского Союза, генерал-полковник Виталий Егорович Павлов:


- Я горжусь этим городом: 80% его жителей так или иначе принимали участие в создании российской армейской вертолетной авиации. Так где же еще стоять такому монументу, как не в Люберцах? Вот, на постаменте «Ми-24». Это самый востребованный боевой  вертолет в мире. Более 70 стран имеют на вооружении такие вертолеты. Они летают даже по ту сторону земного шара – в Венесуэле, в Колумбии. Я сам летал на таком вертолете, например, над Африкой. Отличная машина, надежная, неприхотливая, хорошо бронирована. Она не страшится самых сложных географических условий, самого грозного врага. На войне неизбежны потери, но меньше всего мы несли потерь при выполнении боевых задач на вертолетах этого типа.


    Председатель Московского областного отделения общественной организации «Боевое братство» Сергей Николаевич Князев:


- Афганистан, Чечня, все тридцать пять объявленных и необъявленных войн, в которых участвовала за последние шестьдесят лет Россия, унесли жизни тысяч наших земляков. Семьдесят три монумента, 268 мемориальных досок, 29 аллей и садов с именными деревьями, более 60 музеев, 4 храма – вот наш общий вклад в сохранение памяти о наших погибших братьях по оружию. Пока павшего на войне солдата помнят – он жив… Сегодня здесь присутствует 52 ветерана-летчика, герои Советского Союза и России. И каждый из них в эту минуту вспоминает своих друзей и себя – молодыми. Знаете, у нас была такая песня:


                          Пускай ты летчик, а не Бог,
                          Но больше Бога сделать смог…


     От имени сорока тысяч ветеранов боевых действий, живущих ныне в Московской области, спасибо вам, люберчане!


    Представитель Всероссийской общественной организации «Содружество вертолетчиков» генерал-майор Анатолий Федорович Волчков:


- Этот памятник – не только летчикам. Дело в том, что ни один род войск сейчас не обходится без вертолетной авиации. Главная задача в любом бою: победить, но сохранить жизнь солдата. Думаю, многие тысячи солдат благодарны за то, что ныне живы, вертолетчикам и люберецким конструкторам…


    Ирина Белая и ее сын Артем:


- Мы пришли на этот митинг вместе с другими жителями окрестных домов. У нас, к счастью, нет в семье погибших «афганцев». Бог миловал: все, кто служил, остались живы. Но мы ведь тоже – люберчане и россияне, как же можно пройти мимо общей участи страны? Мой сын едва ли не первым прибежал на площадь, когда услышал звуки оркестра.
- …А вертолет этот я и раньше видел! Он – настоящий! Я даже в кабине его сидел. Перед тем, как поднять на памятник, строители оставили его на два дня внизу. И мы с ребятами с нашего двора залезли в кабину. В войну играли. Я был летчиком, а они – десантниками… Мама, почему у тебя слезы?
- Только бы не пришлось тебе воевать по-настоящему, когда вырастешь…
   И вот, наконец, волнующий момент: с подножия монумента снята белая драпировка. Надпись, выбитая на гладком полированном камне, коротка и строга: «Не вернувшимся с войны»…
   По старинной православной традиции, новопостроенный мемориал нужно освятить. И вот к микрофону выходит священник – высокий, статный, еще молодой. Глубокий баритон плывет над площадью:
- …Всем миром Господу помолимся!.. 


  Отец Димитрий – сам бывший военный летчик. Многое повидал на своем веку, бывал и на войне. Может быть, именно поэтому, вернувшись к мирной жизни, обратил свой взор к иным небесам – к высотам человеческой духовности.
- Сегодня мы просим Господа в молитвах о том, чтобы он сохранил нас от новой грозы. Но, как сказал однажды святой благоверный князь Александр Невский, «кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет». Если придет время Родину защищать – все, как встарь, поднимемся… А этот прекрасный вертолет пусть стоит здесь как символ щита и меча нынешних русских витязей. Он - щит и меч новых времен, в которых тоже есть место и храбрости, и верности, и рыцарскому благородству.
   Подножие монумента тонет в цветах. Чеканно печатает шаг парадный взвод. И вдруг знакомая до боли мелодия старинного марша растворяется в грохоте мощных двигателей. Из-за низкого облака падает на площадь стройная винтокрылая тень, стремительно несется на высоте птичьего полета, описывает круг. Военно-транспортный вертолет «Ми-8». За штурвалом - подполковник Федоров, летчик-ас, орденоносец…
- Правильно, - резонно замечает кто-то из ветеранов, - кто отлетался, тому почетная отставка. Кто погиб, тому памятник. А молодым да смелым – вместо нас за штурвал и в небо! 
Наверное, так и будет всегда.

 

        Виктор ВАЙГЕРТ

Нет комментариев
Добавить комментарий