Новости

Картинки с выставки


Над серыми плитами аэродрома - такое же серое, неприветливое небо, слишком низкое для августа. Громогласный репродуктор ра­достно разливается на тему успешного противостояния российско­го авиапрома всемирному экономическому кризису. роняя шляпы, на промозглом ветру несколько тысяч людей внимательно смотрят ввысь. Там, в сплошных клубящихся свинцовых облаках наматывает круги над летным полем... крупный белый катер с крыльями.


 

А как еще назвать эту удивительную машину, если ее широкий нос образует в плавном изгибе стрингеров самый настоящий форште­вень? Если на круглом синем «брюхе» у нее - редан, специальный вы­ступ, чтоб легче было выходить на глиссирование? Если огромные, по сравнению со всей остальной конструкцией, толстые реактивные турбины установлены над корпусом как можно выше, чтобы в них не попадала вода?..


ПОДАРОК СПАСАТЕЛЯМ


- Это «Бе-200», амфибия, разработанная в КБ Бериева для МЧС, - поясняет стоящий рядом седоватый полковник ВВС, - На­стоящий подарок спасателям! Взлетает с земли и с воды. Выпол­няет транспортные, пассажирские, санитарные функции. А еще это - пожарный. Пока скользит по озеру - набирает в цистерну 12 тонн воды. Если надо, к воде еще специальные реактивы до­бавляются, чтобы быстрее огонь задушить. А потом всю эту смесь разом, с высоты - на пожар! Пламя буквально прибивается, и все!


Словно в подтверждение слов летчика, самолет снижает ско­рость, покачивает крыльями, прицеливаясь в очерченную прямо на летном поле «зону сброса». Из-под фюзеляжа пышным обла­ком вылетают брызги, подкрашенные в цвета российского флага. Амфибия встает на малой высоте на крыло, демонстрируя зрите­лям свой роскошный угловатый редан, и, надрывно свистя движ­ками, заходит на посадочную полосу. Толпа аплодирует испытате­лю, словно в эти минуты шлемофон не изолирует пилота от любых звуковых контактов с внешним миром, кроме диалога по радио с распорядителем полетов на комендантской вышке аэродрома...


Пилот за штурвалом крылатого катера - знаменитость миро­вого масштаба в летных кругах. Живи он в довоенные времена -его фото не сходило бы со страниц центральных газет. Тогда, в эпоху безудержного авиационного энтузиазма, хороший летчик был популярнее иного киноартиста! А сегодня о мировых рекор­дах, поставленных в небе Валерием Андреевичем Крузе, знают лишь специалисты. Он поднял в небо 11 типов новых самолетов, тушил пожары не только в России, но и в Португалии, в Греции, в Индонезии. Кавалер Ордена Мужества...


Репродуктор гремит о достоинствах представленной модели, подробно расхваливая скоростные данные, выносливость, грузо­подъемность, компактность конструкции, неприхотливость в со­держании. Комментатора, честно говоря, мало кто слушает. Вни­мание многотысячной зрительской аудитории уже занято другим персонажем Международного Аэрокосмического салона.

 

ПОД АККОМПАНЕМЕНТ МОТОРА


Кромсая винтами тяжкие синеватые тучи, над трибуной тан­цует вертолет. Другим словом это плавное вальсирующее дви­жение просто не назовешь, хотя у летчиков существуют вполне конкретные термины для обозначения каждой фигуры пилотажа. Неспециалисту трудно разобраться во всех этих плоских петлях, «горках», «бочках», «кадушках» и «полукадушках», «каскадах» и прочих замысловатых па...


Люберецкие летают. - сухо замечает наш сосед в форме, - «Ка-52», он же «Аллигатор», Камовского завода. Серьезная ма­шина! В боевых качествах не уступит знаменитой «Черной акуле», а по маневренности будет даже получше. Штурмовой!.. Разраба­тывался с учетом вероятного применения на ограниченном боевом пространстве.

 

- Это как?


- Там, где места для маневра мало. В горах, например. Вот, гля­дите, сейчас зависнет, а потом хвостом вперед полетит!..

Атака «Аллигатора» - даже имитационная - зрелище не для слабонервных. Хищная узконосая машина, оглушительно тре­ща лопастями, работающими в противофазе, буквально ползет над землей. Будто выискивая, куда бы «выложить» свой нема­лый ракетный запас.

 

- Страшно!


- Хорошая боевая техника и должна быть страшной! Эта пилотажная фигура называется «окоп». Представьте себе, что на земле вырыта траншея, и в ней сидят солдаты противника. Вертолет идет на небольшой высоте, как по ниточке, и обстре­ливает любую замеченную цель. Не спрячешься!


«Условный противник» условно повержен. «Аллигатор» до­вольно танцует, зависнув на месте: корпус вращается вокруг неподвижной оси винтов.


Этих вертолетов, как и их предшественников «Черных акул», к сожалению, очень мало в действующих войсках. Что бы там ни говорили, кризис играет свою жестокую роль в снаб­жении российских ВВС новой перспективной техникой.

 

ЧТО ЭТО ВСЕ-ТАКИ БЫЛО?


В небе над «МАКСом» - образцовая эскадрилья «Стрижи». Одиночный «МиГ-29», оглушая публику пронзительным сви­стом, выпадает из низкого грозового облака, переворачивается вниз кабиной и с воем несется над трибунами.


«Полубочка» - комментирует сосед, - эффектно, конечно, но в принципе - обычная фигура. Увы, сегодня погода не та, чтобы показывать что-то уникально сложное. И для «кобры», когда самолет буквально встает на хвост, и для «кленового ли­ста» - скольжения на крыле, и для «абракадабры», напоминаю­щей на вид беспорядочное падение, нужна высота. При такой облачности зритель просто ничего не увидит...

 

- Мы с вами беседуем уже с полчаса, а вы до сих пор не пред­ставились.


- Я летчик. Полковник Олег Иванович Чесноков. Из Кубинки.

 

- Тоже летать сегодня будете?


- Нет, на этот раз я просто гость. Но многих, кто сегодня сядет за штурвал, знаю лично. Вот, те же «Стрижи», например. С 1991 года это одна из лучших эскадрилий России. «Бочку» над нашей головой делал Дмитрий Колосов, пилот от Бога, без преувеличений.

 

- Как показала трагедия накануне выставки, даже самые луч­шие пилоты порой не застрахованы от ошибки.


- Вы имеете в виду аварию 16 августа, в которой погиб лет­чик «Русских Витязей» Игорь Ткаченко?

 

- Кажется, эта смерть наложила отпечаток на все дальнейшие события авиасалона. У вас, Олег Иванович, есть своя версия по поводу происшествия?


- Я знаю немного, но то, что знаю, расскажу, потому что дефицит информации порождает много домыслов, которые охотно подхватываете вы, журналисты. Итак, столкновение в воздухе двух истребителей «Су-27» произошло во время пере­мены строя. Летчик Игорь Куриленко на одноместном истреби­теле попал при наборе высоты в густое облако. И не смог верно оценить расстояние до своего ведущего. Ведущей шла маши­на Ткаченко. Это другая модификация «Су-27» - двухместная. Стремясь вернуться в строй, Куриленко чуть снизился и. нео­жиданно попал прямо сверху на своего ведущего. Удар пришел­ся по передней кабине, где и находился полковник Ткаченко. Второй пилот поврежденной «Сушки», Виталий Мельник, при­нял решение покинуть падающий самолет, катапультировался сам и катапультировал своего командира. Но Ткаченко уже умер - вероятнее всего, еще во время столкновения. Осталь­ные участники аварии, слава Богу, выжили, и, наверное, скоро смогут рассказать все подробности сами. Как бы ни страшно это звучало, но подобное могло произойти с кем угодно - и с «асом», и с новичком. Перестроение было сложным. Скорость, кажется, больше семисот, а погода сами видите, какая...

 

 - Значит техническое состояние самолетов не при чем?


- Специалисты, расследующие сейчас причины столкнове­ния, еще не дали однозначного ответа на этот вопрос. «Черных ящиков» для вывода мало, нужна экспертиза, которую у нас называют «выкладкой». А для нее придется собрать абсолютно все детали разрушившихся при падении самолетов, рассорти­ровать их, - кому что там принадлежит, - и изучить. Кстати, у вас в Люберцах есть большие специалисты по изучению ава­рий, ведь именно ваш знаменитый Тринадцатый институт этим занимается.


Мы беседовали, а в свинцовой грозовой высоте над нами четыре остроносых «МиГа» синхронно рисовали широкий дым­ный след. Ромб. Пеленг. «Стрела». Снова ромб... Перестроение на небольшой высоте, с расстоянием между соседними само­летами не более пяти метров. Одновременный выброс осве­тительных ракет, расхождение на пары, потом - новый сбор в грозную свистящую «стрелу».


Что бы ни случилось - жизнь продолжается. И это шоу тоже должно продолжаться.

 

Виктор ВАЙГЕРТ

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse