Новости

Философия счастья


У нее все нестандартно - не так, как у других. Что для одних тяжкий груз, для нее - творчество и счастье. Что для одних «дважды два - четыре», для нее - четыре вкусных яблока, из которых варится изумительный компот...


Елена Байрамова даже профессию выбирала себе нестандартно. В музыкально-художественном училище студентке надо было принять решение, кем быть - художником или музыкантом. «Если стану музыкантом, - рассуждала она, - придется пианино везде с собой таскать. С красками как-то проще...».


Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота...
 
Недавно она встретила приятеля из детства, который спросил: «Ну что, краски у тебя и теперь с собой?». Вопрос был несерьезный, вопрос-ностальгия. Но приятель как в воду глядел: с детства все свое она носит с собой. Да и куда художнику без красок?...
 
За спиной у Елены Байрамовой - работа в общеобразовательной и христианской школах, в вузе, в РИА «Новости». Но сегодня она - преподаватель дизайна в профессиональном лицее № 82. Получая от жизни самые разные опыты, старалась выбирать то, что ближе, к чему лежит душа. А самым близким оказалось созданное своими руками. И никакие карьерные амбиции, должности и финансовые перспективы не смогли затмить настоящее творчество...
 
К кому-то «творческая жилка» приходит со временем. А она почувствовала ее еще в детстве. Пока большинство советских детей мечтали улететь в космос, Елене хотелось петь в хоре, рисовать, играть в драмкружке. «Но я отлично помню, когда ощутила себя художником. В 1-м классе нам задали нарисовать петуха. Я сделала это быстрее всех, а сидящий рядом мальчик вырисовывал все очень красиво и тщательно. Тогда мне стало понятно: любимое занятие надо выполнять качественно. И еще помню, как это делал мой отец - он был киномехаником и часто оформлял афиши для ДК, рисовал для меня азбуку. До сих пор не могу понять - как ему удавалось писать кистью невероятно тонкие и ровные линии...».
 
Наверное, поэтому, несмотря на природный талант, Елена Михайловна до сих пор ценит старание не меньше: «Есть продвинутые, талантливые дети, которым все дается легко. Но часто лень мешает дару развиваться, губит его. А есть такие, кому физиологические недостатки мешают достичь быстрых результатов. Но стараниями они добиваются большего.».
 

Разглядеть профессионала

 
Знать чего хочешь - уже половина результата. Елене Байрамовой повезло вдвойне: она знала, чего хочет, а ее родители ей не мешали. «Мама в юности мечтала стать филологом. И было в ней нечто от настоящего Учителя - и прозорливость, и интуитивное знание, и желание понять человека. Но в деревне, где она выросла, самым успешным был ветеринар. Поэтому по указке своего отца мама освоила нелюбимую профессию. Помня об этом всю жизнь, сказала мне: «Можешь выбрать любое дело. Но твой выбор будет и твоей ответственностью».
 
В творческой и созидательной атмосфере 82-го лицея даже трудно себе представить, что сюда приходят дети без определенной цели. Как правило, их приводят родители, забирая из школы по причине плохой учебы. Большинству абитуриентов все равно, кем быть - поваром, парикмахером, стилистом. А на вопрос приемной комиссии «что ты выбираешь?» обычно инертно отвечают: «Не знаю. Все равно. Наверное, поваром». «Но по походке, манерам, голосу я вижу в конкретной девочке не повара, а настоящего художника, - говорит коллега Елены Байрамовой. - И уговариваю ее пойти на курс дизайна к Елене Михайловне. И вот через 4 года, на защите диплома, уже забыв об этой истории, слышу слова благодарности от уже сформировавшегося художника: «Спасибо, что увидели во мне профессионала».
 
Разглядеть профессионала в апатичном, несформировавшемся ребенке - еще не все. «Главное, - утверждает Елена Байрамова, - уговорить детей учиться. Поначалу это особенно сложно. Получается, что за них приходится сражаться с ними самими».
 
Но результаты оправдывают ожидания. Недавно одна из бывших учениц лицея принесла в приемную комиссию архитектурного вуза свои рисунки. Там не поверили, что абитуриентка выполнила их сама. Заставили перерисовать. Рассказав эту историю, уже став первокурсницей института, она делилась: «Все-таки архитектура - это не мое. Все, чему учили здесь, в лицее, мне ближе. На 2-м курсе переведусь на курс художника по костюмам».
 

Коллективная беременность

 
«Любую идею надо выносить и родить, - считает Елена Михайловна Байрамова. - Так что творческий процесс сродни беременности. Но у нас в лицее - беременность коллективная».
 
Прежде всего, здесь учат работать самостоятельно, проходя весь путь от источника вдохновения до готового изделия. За 3 курса проходят графику, живопись, пластическую анатомию. На 4-м студентов ждет история костюма: рисунки, эскизы, по которым затем самостоятельно отшиваются настоящие авторские изделия. Некоторые из них берут для демонстрации в музеях, другие попадают на ВВЦ, многие из работ по достоинству оценивают знаменитые дизайнеры, в том числе Вячеслав Зайцев.
 
Неудивительно, что ученики 82-го лицея не теряются в вузах - одни после окончания училища попадают на работу в дизайн-бюро, других, разглядев таланты во время защиты дипломов, приглашают работать на специализированные предприятия, кому-то удается открыть собственное дело. И вот уже бывший лицеист Алексей Аванов создает свой стилистический салон, Алпатой Баширова - образы в ТВ-сериалах, Мария Короткова становится востребованным визажистом.
 
Конечно, успех не сразу приходит. «Поначалу во всем бывают трудности, - говорит Елена Байрамова. - Много лет назад наша коллега Вера Тугова «поднимала» в люберецком Доме культуры конкурс «Экзерсис», рожденный на базе нашего лицея. А сегодня «Экзерсис» стал самым востребованным состязанием молодых дизайнеров России. Наш Театр прически тоже начинался нелегко. Но прошли 8 лет, и сейчас он превратился в мероприятие, куда съезжаются стилисты международного класса, асы профессии, многие из которых - наши бывшие ученики».
 
По словам Елены Михайловны, любые трудности преодолимы. «Мы ведь творим не в одиночку, а вместе - увлеченные общим делом. Эта атмосфера и детей «заражает»...». И все же «уроки старания» из собственного детства она не забывает: «С самого начала каждого ученика учу делать так, чтоб все было идеально и снаружи, и изнутри, чтобы это старание вошло в привычку. Они часто плачут, стискивают зубы. А потом - благодарят, восхищаются, любуются собственными плодами. Чтобы помочь, часто привожу в пример Эдисона: если б он остановился на 10-й попытке, у нас, может, до сих пор и не было бы лампочки. Но сделав 999 раз неправильно, в тысячный он изобрел то, что живо до сих пор».
 

Простить до захода солнца

 
Спрашиваю Елену Михайловну: «Наверное, есть какие-то волшебные слова, некие установки, которыми Вы пытаетесь заинтересовать детей, пробудить в них желание учиться?».
 
Но в ее ответе нет «волшебных слов», есть только стремление понять ребенка и желание помочь. «Нам часто говорят, что ребенка делают социум, школа, улица. Но это не так. Его личность начинается дома. И с установками, полученными в семье, ребенок приходит к нам, в 16 лет считая себя взрослым. Поэтому накануне 1-го сентября мы с коллегами заочно знакомимся с будущими учениками. Узнавая, что кто-то из них воспитывался в детдоме, кто-то - в неполной семье, кого-то растила бабушка, начинаешь относиться к ним иначе. Но это вовсе не жалость, не уступки. Это - понимание.
 
Была у меня одна ученица. Однажды в классе я сделала ей замечание. В ответ она взорвалась, разрыдалась, убежала и не хотела общаться ни под каким предлогом. Я спросила у коллег: что не так с девочкой? Выяснилось, что она выросла в детдоме, и ни одного родственника в этом мире у нее нет. Конечно, после такой информации я сама пошла к ней мириться. Поначалу девочка отказывалась общаться, сказала, что прощать меня не собирается...
 
Что я ей ответила? Что непрощение - тяжкий грех. Что в Библии сказано: «Прощать надо до захода солнца». И она услышала меня. И тогда мы взялись мизинцами за руки. А потом она стала самым благодарным и старательным ребенком в этой группе.».
 
Конечно, не всегда бывает 100-процентное попадание. Но ведь человек не всесилен, а наши ошибки часто работают на нас. Главное - сеять только доброе. Для Учителя это особенно важно. Ведь рядом с нами - дети с самым разным жизненным опытом. И наша задача - научить их мыслить и жить позитивно».
 
Мы были знакомы с Еленой Байрамовой всего один час. Она рассказывала и о «трудных» подростках, и об учебе, которая дается со слезами, и о работе с брошенными детьми в реабилитационном центре. Но все эти 60 минут со мной говорил по-настоящему счастливый человек. Человек с простой жизненной философией: вовремя прощать и идти дальше - со свежим и свободным взглядом.

 

Людмила БОЕВА
Фото из архива лицея № 82
(Коллектив лицея № 82. Елена Байрамова - на переднем плане.)

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse