Новости

Тендер? Конкурс? Аукцион!

      Любой район - как большое предприятие: со своим директором-главой, сотрудниками-жителями и, конечно, с собственным бюджетом, значитель­ная часть которого идет на финансирование пред­приятий социальной сферы - школ, детских садов, больниц, домов культуры, стадионов... Для каждой из этих организаций район проводит тендеры, кон­курсы и аукционы - чтобы выбрать лучшее пред­приятие, которое в течение года будет обеспечивать муниципальные организации необходимыми това­рами и услугами. Для больниц и поликлиник - это медикаменты и лекарства, для школ и садов - про­дукты питания. Принять участие в конкурсе может любая компания, но побеждает только одна.

          О том, как проводятся конкурсы и аук­ционы в Люберецком районе, мы побеседо­вали с заместителем главы районной адми­нистрации Максимом Тархановым.

- Максим Викторович, кто именно прово­дит конкурсы по размещению муниципальных заказов, и какова роль этой структуры в по­литике района?


- Для этого в районе создана специаль­ная комиссия, куда входят сотрудники на­шей администрации и экономического блока УВД. Документацию для нее - прием заявок на конкурсы, публикации в прессе и на Интернет - сайтах, извещения о датах и усло­виях - готовит управление муниципального заказа. Цель их работы - не просто выбрать на законных основаниях лучшее из предпри­ятий, но и сделать максимально прозрачной саму процедуру проведения аукциона.

 

- Принцип понятен, но как это работает на практике?


- Законом созданы единые и понятные для всех «правила игры». Наша задача -определить форму проведения торгов, тре­бования к разрабатываемой документации, критерии выбора победителя. Эти требова­ния «очищают» торги от фирм-однодневок, спекулянтов или профессионально и финан­сово несостоятельных претендентов. В ре­зультате район должен получить результат - товары или услуги необходимого качества. А победитель конкурса получит право реали­зовать свой проект.

 

- Район чаще проводит не конкурсы, а аук­ционы из финансовой выгоды. Не опасно ли руководствоваться принципом «чем меньше, тем лучше»?


- Я не думаю, что финансовая выгода таит в себе какую-то опасность. Ведь мы не всегда исходим из принципа «деньги ре­шают все». Что касается вопроса экономии бюджетных средств, то, конечно, это для нас важный приоритет. Но ведь речь идет не просто о снижении цены, но и необходимо­сти не пустить в городской заказ товары низ­кого качества, с низкими потребительскими или эксплуатационными характеристиками. Необходимо соблюдать известную осторож­ность, не переходить грань, когда погоня за низкой ценой оборачивается потерями каче­ства. И помнить при этом, что «скупой пла­тит дважды».

 

- А какими правилами регулируется про­ведение конкурсов и аукционов?


- Прежде всего, это - Закон «О местном самоуправлении», бюджетное законодатель­ство, а также Закон «О государственных и муниципальных закупках». А сами правила проведения основываются на пяти главных принципах - открытость, равноправие, эко­номичность, эффективность и ответствен­ность.

 

- Что подразумевает под собой каждый из принципов?


- Открытость достигается тем, что на каждого заказчика возлагается обязанность публиковать в СМИ объявление о проведе­нии конкурса. Принцип открытости нужен для того, чтобы конкурсы не были номи­нальными, где победитель известен заранее. Равноправие подразумевает, что все участ­ники конкурса должны находиться в рав­ных условиях. К примеру, если конкурсная документация составлена таким образом, что победить может только определенная компания, имеет смысл написать жалобу в Федеральную антимонопольную службу. Принцип экономичности означает, что в кон­курсе победит поставщик, сделавший наи­более выгодное предложение. Однако не всегда речь идет о самой низкой цене. Очень часто выигрывает компания, предложившая оптимальное сочетание цены и качества. Принцип эффективности заключается в том, что все выделенные средства должны иметь строго целевое использование. Если, на­пример, деньги предназначены для покупки компьютеров, то израсходовать их часть на премии не получится. Контроль за использо­ванием средств осуществляет Росфиннадзор, который по результатам проверки про­тив недобросовестных госслужащих может возбудить уголовное дело.

 

- Кандидаты часто бывают недовольны результатами конкурса?


- Нередко. Ведь о себе могут заявить десять-пятнадцать предприятий, но выигры­вает все равно одно. И среди проигравших недовольные часто встречаются. Многие счи­тают себя ущемленными в результате отказа из-за неправильного оформления конкурсной документации. Но основание для отказа не «высасывается из пальца» - просто комиссия жестко подходит к вопросам оформления. Если кто-то из участников забыл приложить необходимый документ, комиссия вправе не допустить его к участию в конкурсе. Этого требует Федеральный закон.

 

- А если предприятие-победитель выпол­няет свои обязанности не так, как хочется за­казчику?


- Давайте разберемся на конкретном примере - возьмем предприятие, которое поставляет продукты питания в детский сад. При этом поставщик должен руковод­ствоваться регламентами, нормативами и спецификациями, в которых утверждены стандарты продуктов. Эти продукты с учетом требований Роспотребнадзора проверя­ются на соответствие качеству. Кроме того, периодически проводятся проверки со сто­роны надзорных органов. При обнаружении каких-то нарушений контракт может быть расторгнут.

 

- И часто бывают случаи нарушений?


- Пока не было. Ведь мы тщательно зна­комимся с предприятием, прежде чем заклю­чить с ним контракт. В основном в конкурсах участвуют люберецкие организации, с кото­рыми мы не первый год сотрудничаем. Они хорошо знакомы с нашими требованиями, возможными нареканиями и замечаниями.

 

- А обычные граждане, жители района, мо­гут повлиять на работу предприятия, которое выиграло конкурс?


- Могут, причем на самом начальном этапе. К примеру, мы часто получаем жа­лобы по благоустройству, озеленению, содержанию домов и дорог. Ведь те, кто живет в городе, видят, что здесь выполня­ются самые разные работы - высаживаются деревья, цветы, красятся бордюры, ремон­тируются дороги. И если жители наблюдают некачественное выполнение таких работ (а по сути это - неэффективное использование бюджетных денег), они могут пожаловаться на это главе района. За данные работы по закону обязана отвечать городская админи­страция. Но район, может принять меры к за­казчику - администрации города, обратить его внимание на то, чтобы недостатки были устранены или работа переделана. Адресу­ют такие жалобы либо на имя главы райо­на, либо на имя его заместителя, который курирует данную сферу. Мы благодарны люберчанам за неравнодушное отношение к жизни района и всегда стараемся привлечь виновных к устранению проблем.

 

Беседовала Мария Климова

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse