Новости

Люберецкий авторемонтный завод: от ГАЗа до КАМАЗа


Пожалуй, нет сегодня такой машины, которую не смогли бы здесь отремонтировать: от старейшей отечественной - до современной иномарки. А ведь когда-то, 72 года назад, все было иначе...
 

Богатая история

 
В те довоенные времена история ЛАРЗа была тесно связана с историей предприятия отечественного автомобилестроения — Горьковского автомобильного завода, который был образован в 1932 году. Через несколько лет после него и построили в люберцах Авторемонтные мастерские Московского областного союза потребительских обществ.


Через два года началась Великая Отечественная война. Вся промышленность была переведена на военные рельсы, мастерские стали выполнять оборонные заказы. После окончания войны, в 1946 году, завод вновь стал мирным предприятием и обслуживал нужды потребительской кооперации в качестве Авторемонтного завода Центросоюза «Ремонт агрегатов и машин». В 1957 году завод перешёл в ведение Роспотребсоюза.
 
Так продолжалось до распада Советского Союза. Тогда многие хозяйственные связи были нарушены. И для завода, как и для всей промышленности, настали тяжёлые времена. Одно время даже пришлось частично перепрофилироваться и выполнять заказы, никак не связанные с ремонтом автомобилей.
 
Но после перестройки завод получил своё современное название — ООО «Люберецкий авторемонтный завод», которое он носит до сих пор. Тогда и было принято окончательное решение вернуть заводу исторически сложившийся профиль — капитальный ремонт автомобилей и двигателей.
 

Товарищ Сухов

 
Директор ЛАРЗа Юрий Сухов (на фото вверху) называет себя «аборигеном». «Таких, как я, в Люберцах осталось мало, - говорит он. - А поскольку жизнь быстротечна, с годами начинаешь перебирать свою личную историю, связывать ее с историей города, с историей местных предприятий... И порой самому не верится, что скоро уже 30 лет, как я начал руководить люберецкими заводами - сначала Кореневским экспериментальным, затем - авторемонтным. А ведь до этого еще был опыт работы в Народном контроле...»
 
Сухов - люберчанин в четвертом поколении. И сам он говорит об удивительной привязанности к тому месту, где сегодня находится ЛАРЗ. «Буквально в 80 метрах от моего кабинета стоял дом, где я родился и вырос - это было здесь, на границе Люберец и Панков. Поэтому мне особенно близок и понятен фильм «Путевка в жизнь»: ведь именно об этой панковской дороге, что видна из окон моего кабинета, идет в нем рассказ. Эта дорога вела в детскую трудовую коммуну, занимавшую территорию Николо-Угрешского монастыря на берегу Москвы-реки.
 
Помните песню: «Мустафа дорогу строил, Мустафа по ней ходил...»? Это о ней, о панковской дороге...»
 
Юрий Дмитриевич Сухов возглавляет ЛАРЗ уже 12 лет. До него заводом в течение 30 лет «рулил» его опытный предшественник Владимир Соколов.
 
Сухов принял завод в трудные перестроечные времена - когда на предприятии не было ни отопления, ни заказов. Работников осталось 4 человека. «Немного освоившись, я принял окончательное решение: не менять профиль завода, а восстановить его былую структуру, - вспоминает Юрий Сухов. - Но при этом мы значительно расширили спектр услуг. Так что сегодня мы принимаем не только «ВАЗы», «Москвичи», «ГАЗы», «Газели», «Волги», «УАЗы», «ЗИЛы», «МАЗы», «КАМАЗы», но и иномарки»
 
Многопрофильность завода - серьезный вклад во все отрасли хозяйства, которые существуют на территории района. Сухов объясняет: «Наше предприятие - часть жизнеобеспечения.»
 
Что такое своевременность транспорта - знают все: это когда вовремя приезжает «Скорая» или пожарная служба. А ведь у нас ремонтируются машины служб, от работы которых зависит комфорт, а порой и жизнь людей, - Электросети, Водоканала, Теплосети, коммунального хозяйства, станции «Скорой» помощи. Обслуживаем и торговый транспорт - не только люберецкий, но и лыткаринский, и дзержинский, и раменский. Мы ремонтируем и спецтехнику с подъемниками, и пожарный автотранспорт с помпами, и поливочную, и специальную технику наших районных промышленных предприятий - «Монолита», «Тензо-М» и других. Словом, мы своим небольшим коллективом делаем полезное и нужное дело в масштабах района».
 

Кадры решают все

 
«Ремонт - это несладкое дело, а черствый черный хлеб, - с грустной улыбкой говорит Юрий Сухов. - Бизнесом это не назовешь - скорее, «черным трудом». Но, как ни странно, у нас работают люди, которые никогда не променяют такой свой труд на более легкий».
 
Эти слова уверенно подтверждает главный инженер завода Александр Митяшкин - он пришел сюда 10 лет назад, сразу после института. «Даже мысли нет о том, чтобы уйти куда-то, - говорит он. - Работа мне нравится, и это не просто интерес, но и гордость. Ведь сегодня наше предприятие занимает достойную нишу в районе: в отличие от узкопрофильных сервисов, у нас ремонтируется практически любая техника. К тому же во время экстренных ситуаций помощь наших специалистов бывает практически незаменимой».
 
За примерами далеко ходить не надо - все помнят «горячее» лето 2010- го. В один из таких дней к Александру Митяшкину приехал сотрудник МЧС:
  
«Срочно помогите, машина застряла в Торбеевском лесу на тушении пожара, к ней подбирается огонь. Люди в безопасности, но есть риск потерять дорогостоящую и нужную технику». «Разумеется, мы не могли не помочь, - вспоминает Александр Григорьевич. - Наш автослесарь выехал в район пожара и наладил авто буквально в течение часа». Кстати, не лишне упомянуть, что в такой экстремальной ситуации ЛАРЗ не взял за свою помощь ни копейки денег.
 
«Главная ценность нашего завода - люди. - продолжает Александр Митяшкин. - Большинство из них работают здесь около 10 лет. Среди них - начальник производства Владимир Юрьевич Карпачёв, специалист по ремонту топливной аппаратуры Владимир Андреевич Анашкин, электрик Николай Васильевич Болонин, слесарь по ремонту двигателей Николай Иванович Дигузов, бригадир Сергей Смирнов, бухгалтеры Ольга Михайловна и Юлия Дмитриевна. Есть и молодые кадры - Олег Алмаев, Виталий Зубрилин, которые не боятся ни новой техники, ни иномарок. И такая смелость помогает не хуже, чем серьезный опыт».

Но есть на авторемонтном заводе не просто опытные, а по-настоящему удивительные люди. 74-летний Евгений Николаевич Шишков пришел сюда сразу после армии, в 1959 году, учеником шлифовщика. Быстро рос по рабочей специальности. С тех пор прошло 52 года. «Неужели за это время Вам не предлагали лучшее место и большую зарплату?» - интересуюсь у Евгения Николаевича. «Предлагали, но я прирос здесь», - отвечает немногословный человек с ясным взглядом и четкими, отточенными движениями. И за полвека работы - ни одной травмы, ни одного несчастного случая... А в трудовой книжке (такую можно в музей сдавать!) - единственная запись о приеме на работу, датированная 1959 годом. Зато середина вся исписана благодарностями, премиями, поощрениями. Есть среди них и особо ценные записи - о присвоении орденов Красного Знамени и Трудовой Славы.
 
Металлообработчик Валерий Александрович Паранёв - тоже не особенно многословен. Хотя с 1975 года ему наверняка есть о чем рассказать. «Этому человеку даже объяснять ничего не надо, - говорит за молчаливого коллегу Александр Митяшкин. - Все понимает с полуслова».
 

О будущем

 
«Конечно, как и любому развивающемуся предприятию, нашему заводу нужны не только рабочие, но и современные менеджеры, - говорит директор ЛАРЗа Юрий Сухов. - Но ведь не любой выпускник вуза сможет сразу освоить нашу специфику.
 
Однако среди молодых практикантов, приходящих на завод из Люберецкого техникума и Гагаринского лицея, попадаются и настоящие таланты. «Иногда жаль таких ребят отпускать, - сокрушается Юрий Дмитриевич. - Но после практики их либо забирают в армию, либо они идут в вузы. Но, безусловно, настоящий специалист всегда найдет свою нишу. А наш завод - ниша достойная.»
 
После этих слов директора еще раз оглядываю территорию завода - широкая, благоустроенная... Представляю себе, как в канун Нового года здесь все покрыто снегом, а рядом с проходной стоит нарядная елочка. На самом верху, под крышей, бегущая строка сообщает о телефонах и вакансиях. Значит, завод живет своей многолетней историей, живет современной полноценной жизнью.

 

Мария Климова
Фото для коллажа Анны Тепловой

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse