Новости

Школа с традициями


Школа без традиций - мертвое здание, в котором дети от 6 до 17 лет отбывают томительные часы, получая информацию. С традициями - это и дом, и клуб, и семья.

В ОДНОЙ КОМАНДЕ

За много лет через директора Малаховской гимназии № 46 Наталию Трофимовну Пичкур прошли три поколения учеников. Она стала четвертым директором этой довоенной школы за 75 лет ее истории. «Мой предшественник, Ефим Давыдович Шварцман, передавая мне эстафету многолетнего директорства, сказал: «Следующие 29 - Ваши». Эта фраза тогда вызвала у меня только улыбку недоумения...» - вспоминает Наталия Трофимовна.

Но тогда, в 1984-м, ее не просто «назначили директором», пустив процесс на самотек - в школе с традициями так не бывает. «Год, а то и больше и Шварцман, и Израиль Борисович Шухман, который вел гимназию до него, ежедневно ко мне приходили, - рассказывает Наталия Пичкур. - Но это вовсе не было диктатурой или контролем. Оба этих человека были настолько тактичны и интеллигентны, что любой их совет откладывался у меня в голове, как собственная гениальная мысль».

Пичкур была «хорошей ученицей» и быстро заметила: в стенах гимназии, где выучились целые поколения детей, их родителей и предков, главной традицией являются помощь и взаимовыручка. «Сегодня из 550 родителей учеников только человек 10 не вписываются в нашу школьно - родительскую команду, - говорит директор гимназии, - Но основная часть родителей заодно с нами. И это неудивительно, ведь мы

вместе работаем на одну цель - образование и воспитание наших детей».

 

ПРОСТОЙ СЕКРЕТ

 

Спросите в Люберецком центре занятости населения - какая вакансия является одной из популярнейших в районе. И вам ответят: конечно, учитель. Заманить учителей на работу сегодня стараются разными методами - повышают зарплаты, дают жилье, модернизируют образовательный процесс. Но пока на нехватку преподавательского состава жалуется почти каждый школьный директор. «У нас в гимназии не было и нет такой проблемы, - утверждает Наталия Пичкур. - Коллектив наш стабильный, и основная часть учителей работает здесь не один десяток лет. У нас есть даже учитель начальных классов, которая ведет ребят с 1956 года, это Светлана Ивановна Хороненко. Представьте, сколько поколений благодарны ей за своих детей!»

Директор гимназии утверждает, что секрета здесь никакого нет: «У нас не задерживались те, кто приходил в школу «поговорить о личном». Здесь все сосредоточено на детях, и это - бесконечный исследовательский процесс. Если кто-то из учителей утром отметил нестандартное поведение ребенка, он тут же делится своим наблюдением с коллегами, которые буквально «ведут» ученика в течение всего дня. И родители, и сами ребята прекрасно об этом знают - у нас все на виду. Ребенок что-то натворил? Да он до дома не успеет дойти, а родитель уже будет знать об этом».

Вот почти анекдот из жизни гимназии. Ученик сломал в гимназии дверь и решил быстро свинтить от ответственности домой. А на пороге дома неудачника уже ждали родители, которые развернули его на 180 градусов - дверь ремонтировать...

«Я часто говорю детям: Мы с вашими родителями - в одной команде, - объясняет директор.


- Поэтому вам лучше играть с нами, а не против нас...».

 

НЕСТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ

 

Если оказаться в гимназии № 46 на перемене, то удивиться тут есть чему. На полу - ни соринки, а дети всех возрастов спокойно перемещаются по учреждению. И ни одного слова из нестандартной лексики.


Спрашиваю у директора: У вас за плохое поведение сразу выгоняют из гимназии или, может, - в полицию? «Нет, конечно, - отвечает Наталия Трофимовна, - Есть более надежные, а главное - более веселые методы. Вот, к примеру, однажды я поймала на матерном слове одного ученика. Приглашаю «недоросля» в кабинет, звоню его отцу и предлагаю за его счет издать глянцевый журнал с лексикой которую употребляет его сын. Чтобы потом пустить такой журнал по школе. Как думаете - хотелось молодому человеку стать героем такого журнала?... При этом дети прекрасно знают, что в любой момент могут воспользоваться моей поддержкой. Если кто-то из учителей «выбился из правил» - ученики тут же в моем кабинете: «Наталия Трофимовна, зайдите к нам на урок».

Недаром вход в ее кабинет на-поминает не «вызов на ковер», а тусовочное место: рядом - лавочки, дверь всегда открыта. «Иной раз сами родители жалуются мне на непослушных отпрысков, - говорит Наталия Пичкур, - И тогда я им говорю волшебную фразу: «Вспомни себя - сам же таким был...».

 

ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА

 

В отличие от тех, кто с ностальгией вспоминает вчерашних «послушных и скромных» детей, Наталия Пичкур считает, что сегодняшнее поколение ничуть не хуже. «Им сложнее живется, чем их предкам, - говорит она. - Ведь им надо усвоить и переработать невероятное количество информации. И еще - отделить зерна от плевел».

Но идти в ногу со временем в гимназии никто не отказывается. «Сейчас на своей базе мы открываем курсы повышения квалификации для учителей», - объясняет Наталия Трофимовна, показывая полностью укомплектованные техникой классы: здесь и нетбуки для первачков, и интерактивные доски для учителей, и компьютеры, и принтеры, и выход в Интернет. «Мне все это нравится не меньше, чем детям, - говорит учитель начальных классов Надежда Владимировна, демонстрируя про-грамму тестирования знаний.

 

Укомплектованию школы помогла и Федеральная программа модернизации образования, и сами родители, были грамотно задействованы и средства гимназии.

«Как директор и как депутат, я прекрасно знаю, что многие из нынешних законов - несовершенны, - объясняет Наталия Трофимовна, - Но это - не повод для жалоб и бездействия. Директор и существует для того, чтобы находить решения из безвыходных ситуаций. Поэтому и детям всегда повторяю: Есть три пути решения любого вопроса».

Здесь это - не просто слова. Если ребенок сам не нашел ответа, он всегда знает, к кому обратиться за помощью. Психолог Наталия Михайловна говорит: «Когда дети поняли, что могут прийти сюда с любой проблемой, включая личную, они стали доверять психологу тайны, которыми не могут поделиться даже с родителями. Конечно, их откровения остаются в стенах кабинета, а помочь мы стараемся каждому».

 

ЦЕННОСТИ ЮНЕСКО

 

Сегодня 46-я гимназия - не просто образовательное учреждение с традициями. Это - прежде всего ассоциированная школа ЮНЕСКО. Отсюда и главные ценности, которые прививают детям: нравственное и духовное развитие, миротворческие идеи, толерантное поведение. В России сегодня около 180 таких школ, в Подмосковье их тоже немало.

«Еще в 1998 году, когда мы только вступали в ЮНЕСКО, то объединились с ближайшими соседями, тоже ассоциированными школами, в Дзержинском и Реутове, - говорит Наталия Трофимовна. - С тех пор поддерживаем с ними дружбу и контакты - организуем совместные конкурсы, соревнования, олимпиады. А по итогам лучшим нашим ученикам выплачиваем стипендии».

У тех, кто нацелен на изучение английского языка, два раза в год есть возможность посещать Лондон. Первопроходцем в этих традиционных поездках опять же стала директор: «В 1994 году меня пригласил в Англию начальник Департамента образования графства Кент. С тех пор эту традицию гимназия поддерживает. В Лондоне первую половину дня дети учатся, затем - общаются».


Еще одна традиция, которую здесь ведут уже 17 лет, - ежегодные поездки в подшефную воинскую часть в Зюзине. Осенью ребята ездят сюда на экскурсию, а затем сами участвуют в параде гимназических войск. А в июне часть встречает десятиклассников-гимназистов на 40-часовые военные сборы. Строевая, огневая, теоретическая подготовка и жизнь в казарме - через это проходит каждый молодой человек.


Территория Малаховской гимназии № 46 занимает, наверное, сотую долю поселка. Но внутри нее - мир, в сотни раз больше Малаховки.

И, наверное, никто не поспорит с тем, что мир в этом мире держится на плечах директора. Ведь перенять традиции - это только полдела. Важно еще их сохранить.

 

Мария Климова

Фото из архива Малаховской гимназии № 46

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse