Новости

Снова в школу



Настоящие учителя однажды приходят в школу и остаются в ней навсегда. «Школа - это судьба», - обычно говорят они, осознавая свое предназначение. Хотя бывают и исключения. Татьяне Петровне Ивановой судьба устроила настоящий экзамен, трижды заставляя ее проходить школу жизни вдалеке от профессии. Но учитель есть учитель. И он снова возвращается туда, где его ждут дети, их родители, дневники и ... ФГОСы.

С одной стороны, ей можно позавидовать: за неполные четыре десятка трудовых лет столько успеть и попробовать - учительство, политика, власть... С другой стороны - с таких «удобных» мест она каждый раз возвращается в «кипящий котел», где ежедневно все меняется, движется и не дает покоя. Сама Татьяна Петровна с интересом вспоминает каждый свой внешкольный опыт: «Любая моя работа была схожа с педагогической - общение с людьми, выстраивание отношений, мобильность. Это было интересно и полезно». Но о школе говорит с особым блеском в глазах: «Каждый раз, уходя в другие сферы деятельности, я соизмеряла свои силы, прикидывала - где я нужнее, полезнее? И трижды получала однозначный ответ: не могу разорвать общение с детьми, уроками истории, с коллегами-учителями. Они поддерживали меня все то время, пока я получала другой опыт, они развивали школу в мое отсутствие и не снижали ее обороты. За все это я им очень благодарна. И нам еще так многое предстоит сделать вместе...».

Ей удалось взглянуть на школу с трех сторон: «изнутри», как учителю и директору, «со стороны», как депутату и «сверху», как заместителю главы города. Татьяна Петровна Иванова поделилась с «ЛГ» своими мыслями о школе вчерашней, сегодняшней и завтрашней.

- Татьяна Петровна, вместе со школой вы прошли несколько периодов изменений и роста. Но давайте вернемся на 36 лет назад.

- Школа 1976 года, куда я впервые пришла работать, была советской. Мы жили в другом государстве, где были пионерские отряды и комсомольская организация. Это было интересное время - слеты, игры, выезды, в которых мы жили, как в бурно кипящем котле. Вся эта система была больше ориентирована на ребенка - меньше отчетности, больше живой работы. Да и дети были другими, ведь мы учили их согласно советской идеологии - «Сначала думай о Родине, а потом - о себе».

Затем пришла перестройка, с реформой образования в середине 80-х. Она сильно задела школу. Это был некий всплеск, оживление: новаторы пытались найти другие подходы, предлагались новые формы организации работы, стали заглядываться на зарубежное движение скаутов, пытались реанимировать советы старшеклассников. Комсомольские собрания, пионерские сборы - формы работы оставались прежними, но содержание появлялось новое.

В начале 90-х появились новые веяния и новые учебники. Как преподаватель истории могу сказать, что и учителям, и детям было непросто ориентироваться в это время. Оно стало отрицанием того, что мы раньше культивировали, временем новых открытий. Вспомните для примера императора Павла I: в старых учебниках его называли «безвольным, бесхарактерным, бесталанным». Но когда нам открыли новые документы, оказалось, что он - талантливый архитектор, отличный семьянин. Николай II тоже оказался неординарной личностью. Не говоря уж о моментах, проливших свет на личности Ленина и Сталина.


- Но как это происходило? Еще вчера учитель воспевал «партию, Ленина, комсомол», а в 90-х объявил, что все это отменяется?

- Нет, учителя так не поступали. Ведь перед ними было столько исторических примеров, когда отдельные личности рушили все до основания, а потом на пепелище пытались строить нечто новое. Но ведь народная мудрость недаром говорит, что на месте сгоревшего дома никогда не строят новый. И новую школу на разрушенном месте построить было невозможно. Поэтому среди опытных педагогов не было крайних настроений отрицания и идеализации. Переход от одной эпохи к другой для учителя и его учеников не был ежесекундным, он происходил в течение нескольких лет. Кстати, в этот период мы вели уроки истории сразу по трем учебникам: в одном были приведены интересные документы и хроники, читая которые ученик мог составить собственную «картинку». В другом - давалась картина военных событий, в третьем - содержались интересные иллюстрации. Кроме того, при Горбачеве с тали выходить газеты и журналы с материалами и документами, где приоткрывались завесы исторических тайн. Интернета не было, но мы читали публикации Роя Медведева. Всю эту информацию учителя несли детям. Это была интересная пора, когда мы не зацикливались на методические указаниях о ведении уроков. Учителя собирали материалы отовсюду, а ученики изучали их, высказывали свое видение, вставая на позиции жителей определенных эпох. Правда, в это же время выходило немало откровенной глупости. Но мы старались не обращать внимания на эти «пособия», старались давать детям больше фактических материалов.

- Что сегодня происходит в школе?

- Последние лет десять Министерство образования РФ вновь держит все учебные пособия на контроле. Есть учебники, которые рекомендованы для работы, но это не означает, что учитель не может для самообразования пользоваться и другими материалами. Произошла новая реформа - появились образовательные стандарты. Это уже не прежние полстраницы перечисленных знаний и навыков, которыми должен овладеть учащийся. Появились модели, к которым должен стремиться ученик каждого звена школы - начальной, средней, старшей. В 2011 году были разработаны ФГОСы - стандарты второго поколения. В них новая «модель» ученика составлена на основе компетенций (соответствий - лат.) ребенка к познанию. Если раньше считалось, что мы должны «вооружить ребенка знаниями», то теперь мы должны научить его учиться. Научить из огромного потока информации выбрать то, что ему необходимо. Эта работа направлена на самостоятельное исследование, изучение, поиск. И это действительно важно, потому что мы живем в мире, где предметом общения является постоянно меняющаяся информация. Чтобы уследить за ней и правильно ее оценить, ребенок должен иметь обо всем собственное суждение. И у детей это получается, потому что самостоятельные открытия всегда интереснее. Во многих школах, в том числе и у нас, для этого уже есть новое оборудование: каждому ученику на парту кладут ноутбук и обучают основам исследовательской деятельности. На это рассчитаны и современные учебные пособия, в основном все они - развивающего плана.

- То есть сегодня ученикам уже не дают установку, что «Катерина - луч света в темном царстве»?

- Нет никаких установок. Ученик может прийти к любому выводу - и к тому, что Катерина - «луч света», и к тому, что она - порочная женщина, которая позволила себе изменить мужу. Каждый волен делать собственные выводы. Точность оценок сохранилась только в области физики и математики, да и то - до определенных пределов. Потому что любой учитель знает - всегда возможно несколько способов решения задачи. И если путь логичен и ответ правилен, неординарные решения принимаются.

- А какова была первая реакция учителей на ФГОСы - страх, интерес?..

- Хороший учитель всегда отличался тем, что никогда не следует слепо методическим рекомендациям. Он всегда привносит в работу творчество. Однако первой реакцией учителей на новые стандарты было недоумение, отторжение - «ну вот, опять что- то придумали, когда будем учить детей?». Но когда мы вникли в документ, то поняли, что жизнь в очередной раз меняется. Теперь задачи, которые ставятся перед школой, требуют полной отдачи учителя. Ему надо сформировать личность в условиях, когда идет поиск идеологии. Сформировать высокую толерантность, гражданственность и правосознание.

А это совсем непросто. Но с другой стороны, если мы сможет это сделать, то наши дети будут совсем другими, они смогут легко адаптироваться в мире. Изменилась и роль родителя в образовательном процессе, родитель стал его полноценным участником. А учителю теперь отводится роль методиста, наставника.

При этом главным в новой школе становится ученик. В компетенциях, которые содержат ФГОСы, есть «личностные результаты» и портфолио ученика, в которое собираются достижения ребенка. Ими могут быть не только успехи в учебе, призы и кубки, достижением может быть и первый красивый рисунок. Сюда входит все, что сам ученик, родитель и учитель считают достижениями. В новой системе мы не сравниваем учеников друг с другом, а «мониторим» каждого конкретного ученика, наблюдаем за его развитием: каким он был вчера, каким стал сегодня. Это и есть личностный рост. Но к росту нужно желание, мотивация. И эту мотивацию должны сформировать школа и родители.

- Неужели у ФГОСов нет недостатков?

- Есть, конечно. Самый серьезный минус - отсутствие хорошей организации. К примеру, в западной школе, если ребенок освоил программу 1 класса, его в середине года переводят в следующий. Потому что для развития это необходимо. В условиях нашей системы это пока нетипично. Хотя в законе уже сегодня предусмотрены различные возможности образования - семейного, дистанционного, экстернатного. Другой минус - в отсутствии в школе на сегодняшний день всех необходимых условий для организации разносторонней внеурочной деятельности обучающихся.

Но все эти минусы, думаю, мы преодолеем. Ведь радует главное: меняются стандарты, меняется жизнь. Но неизменными остаются общечеловеческие ценности.

 

Беседовала Мария КЛИМОВА
Фото из архива школы № 52

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse